Биография
Художник Жан-Батист-Симеон Шарден считался признанным мастером жанровой живописи, а также лучшим колористом XVIII века, продолжившим традиции голландских мастеров. Вместо идеальных мифологических героев он рисовал портреты представителей средних классов и создал серию реалистичных натюрмортов в середине 18-го века.
Детство и юность
Жан-Батист-Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 года и ни разу за 80 лет жизни не покидал столицу Франции — Париж. В детстве отец, резчик по дереву, заметил, что сын увлекается рисованием, и отдал его в ученики к мастеру, чтобы поддержать семейный престиж.
Оказавшись под опекой Ноэля Куапеля, который являлся художником и гравером, мальчик поселился неподалеку от дома на старинной территории Сен-Жермен-де-Пре. В качестве помощника и ассистента он изображал мелкие предметы на картинах и тренировался в написании натюрмортов, собранных из вещей, находившихся во дворе.
Иногда учитель отправлял Шардена к коллеге Жан-Батисту ванн Лоо, который реставрировал дворцовые фрески в резиденции Фонтебло, а в свободное от этого занятия время будущий живописец рисовал овощи и к моменту окончания обучения создал ряд талантливых работ.
Для того чтобы достичь творческого совершенства, молодой мастер присоединился к Гильдии художников и в течение ряда лет его биография была связана с Академией святого Луки. Там он оттачивал собственный стиль и манеру, продолжая писать с натуры неодушевленные предметы, и лучшие из картин того времени начали попадать на выставки.
Личная жизнь
Художнику не везло в личной жизни, и она была полна трагедий, связанных со смертью супруги и кончиной родных детей. Впервые он заключил брачный контракт, находясь в юном возрасте, и его женой стала девушка Маргарита, помогавшая в творчестве до последних дней.
После того как любимая супруга не перенесла тяжелой болезни, а вслед за этим состоялись похороны маленькой дочери Маргариты-Аньес, Жан-Батист остался вдвоем с сыном, крещенным в ноябре 1731 года, который также стал живописцем и помог отцу пережить стресс.
Позже, когда финансовое положение Шардена оставляло желать лучшего, ему в жены досталась состоятельная наследница по имени Франсуаза-Маргарита Пуж. В этом союзе появился ребенок, который умер в младенческом возрасте и обрел покой на парижском кладбище среди тысяч невинных душ.
Живопись
После первой демонстрации произведений студентов Жан-Батист стал известен французской публике, и оригинальным натюрмортом со скатом заинтересовался Никола де Лажильер. Придя в мастерскую и посмотрев другие миниатюры парижанина, он выбрал понравившиеся полотна, определив каждое как шедевр.
В 1728 году Шардена пригласили в Академию живописи и скульптуры для участия в выставке местных художников, а также голландских и фламандских мастеров. В итоге он стал членом королевского учреждения для творцов «старого режима» и был занесен в списки с пометкой «изобразитель цветов и плодов».
После этого в творчестве Жан-Батиста стали появляться жанровые сцены, центральными персонажами которых было третье сословие и средний класс. В этот период родились картины быта и повседневной французской жизни, которые вскоре приобрели внимание и любовь народных масс.
Несмотря на простоту сюжетов, Шарден приобрел высокопоставленных покровителей, среди которых были аристократы и сам Людовик XV. Им нравилось, как художник изображает женщин, занятых повседневной работой, растения, принадлежности для охоты и детей, увлеченных игрой.
Тщательно продумывая тему и композицию, живописец отличался медленным темпом работы и, по информации биографов и исследователей, писал не более четырех картин в год. Поэтому в галереях и частных коллекциях, согласно каталогам и фотоальбомам, сейчас хранится и выставляется чуть больше 200 оригинальных работ.
Кроме того, в конце 1730-х Жан-Батист начал копировать собственные произведения, создавая по несколько версий одних и тех же жанровых сцен. Так появились дубликаты полотен «Карточный домик», «Хорошее воспитание», «Автопортрет», «Натюрморт с фруктами», «Гувернантка» и «Мадам Шарден».
В 1750-х годах зрение живописца начало портиться, и он предпочитал работать пастелью, не требовавшей прорисовок и точных штрихов. К этому периоду относятся полотна, которые сейчас высоко ценятся и находятся в собрании Лувра и английской усадьбе Уоддесдон.
Смерть
В старости Жан-Батист снова пережил потрясение, узнав, что сын покончил жизнь самоубийством и утопился в венецианском канале в возрасте 42 лет. Это привело к продолжительной болезни, ставшей причиной смерти художника, и новость, появившаяся в декабре 1779 года, опечалила весь французский свет.
Картины
- 1728 – «Скат»
- 1732 – «Дама, запечатывающая письмо»
- 1735 – «Прачка»
- 1738 – «Рисовальщик»
- 1741 – «Девочка с воланом»
- 1750 – «Натюрморт со стеклянным сосудом и фруктами»
- 1763 – «Натюрморт с бриошью»
- 1763 – «Натюрморт с фарфоровым кувшином»
- 1766 – «Натюрморт с атрибутами искусств»
- 1775 – «Автопортрет в очках»
- 1775 – «Портрет госпожи Шарден»