Жорж Сера

Georges Seurat
О знаменитости
Карьера
Дата рождения
Возраст
31 год
Дата смерти
29 марта 1891 г.
Место рождения
Соцсети
    5,0 / 5 (1 голос)

    Биография

    Жорж Сера был великим французским художником-постимпрессионистом, который изобрел творческие методы пуантилизм и хромолюминаризм. Его работы считались иконами живописи конца XIX века, поскольку положили начало течению, известному как неоимпрессионизм.

    Детство и юность

    Биография Жорж-Пьера Сера началась 2 декабря 1859 года после рождения в образованной и богатой многодетной французской семье. Отец, бывший родом из Шампани, озолотился на спекуляциях с недвижимостью и мог регулярно выписывать содержание троим отпрыскам и жене.

    В детстве Жорж изучал искусство в муниципальной мастерской скульптуры, а потом учился у Анри Лемана, преподававшего в школе изящных искусств. Академическая подготовка подростков включала рисование тела с натуры и копирование знаменитых полотен с передачей настроя и чувств.

    На уроках по колористике Сера овладел теорией контрастов, которая позже легла в основу большинства известных работ. Образованным молодым человеком, полным идей и гениальных замыслов, он был послан отцом в военную академию, когда наступил 1879 год.

    Режим и служба не понравились Жоржу, и он предпочел заняться творчеством, скооперировавшись с Эдмоном Аман-Жаном, чтобы снять студию на двоих. В первые годы самостоятельной жизни Сера изучал технику монохромного рисунка и рассматривал работы французских романтиков, сверяя увиденное с теорией из книг.

    Личная жизнь

    Сера скрывал романтические отношения, присутствовавшие в его личной жизни, но признал сына от натурщицы, которую звали Мадлен Кноблох. Пара жила в доме по соседству со студией и воспитывала здорового мальчика, которого крестили зимой 1890 года под французским именем Пьер-Жорж.

    Живопись

    В 1883 году французский художник начал работу над картиной, которая под названием «Купальщики в Аньере» была занесена в фотокаталог. Монументальное полотно изображало юношей, отдыхавших на берегу Сены, а на заднем плане были трубы заводов, из которых поднимался прозрачный дымок.

    На цветовую гамму и стиль произведения повлияла манера импрессионистов, а неоклассические тенденции проявились в текстуре и форме фигур. Позже автор отказался от такой техники рисования и перешел к своеобразному искажению и утрированию натур.

    Перед тем как начать работать над масштабными картинами, Жорж делал десятки набросков, выверяя свет и тон. Но, несмотря на такие старания, ранние картины были раскритикованы, и их не принял на выставку ни одни парижский салон.

    Разочарованный неудачей живописец вместе с коллегами организовал объединение — Общество независимых художников. В первых показах участвовали знаменитые скульпторы, графики и живописцы: Поль Синьяк, Луи Вальта, Хуан Миро и Винсент ван Гог.

    Для того чтобы заинтересовать и эпатировать публику, Жорж придумал новую технику рисования, которая предполагала мазки и точки и получила название пуантилизм. Ею пользовались некоторые европейские художники, познавшие истинную природу цвета и принадлежавшие к французской школе, известной как неоимпрессионизм.

    Ярким примером новаторского стиля, ознаменовавшего конец XIX столетия, стала картина 1886 года «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Публика по-разному отзывалась о сюжете и композиции, и эти противоречивые мнения породили ряд художественных шуток и забавных присказок и цитат.

    Уникальность полотна состояла в том, что зрители замечали эффект смешения красок и плавно перетекавших цветов. Позже автор неоднократно копировал оригинальное изображение, и уменьшенные версии находятся в музеях ряда городов.

    В 1890-х годах Сера сформулировал собственную теорию искусства и создал язык оттенков, названный хромолюминаризм. Он считал, что свет и яркость создают веселое настроение, а тянущиеся вверх фигуры и линии вселяют уверенность и оптимизм.

    На практике утверждения отразились в рисунках и картинах маслом «Канал в Гравелине, вечер», «Канкан» и «Парад-алле». Они сделали понятие живописи доступным для самостоятельной интерпретации и увековечили имя создателя в мировом зарубежном искусстве.

    Смерть

    Живописец скончался в 31-летнем возрасте 29 марта 1891 года, но причина его смерти до сих пор остается неясной. Биографы предполагали, что это могли быть инфекционная ангина, пневмония, дифтерия или острая форма менингита.

    Похороны постимпрессиониста состоялись в столице Франции, он нашел последнее пристанище на знаменитом кладбище Пер-Лашез. На богослужении в католической церкви Святого Викентия де Поля присутствовали друзья, родители и десятки сочувствующих людей.

    Картины

    • 1878 – «Анжелика у скалы»
    • 1884 – «Купальщики в Аньере»
    • 1884–1886 – «Воскресный день на острове Гранд-Жатт»
    • 1886–1888 – «Натурщицы»
    • 1886 – «Беоег Ба-Бютен, Онфлер»
    • 1888 – «Порт-ан-Бессен, воскресенье»
    • 1888 – «Корабли в море»
    • 1888 – «Парад-алле»
    • 1888 – 1890 – «Пудрящаяся женщина»
    • 1889–1890 – «Канкан»
    • 1890–1891 – «Цирк»