Биография
Американский художник Ман Рэй был формально связан с сюрреализмом и дадаизмом и создавал произведения искусства в жанрах живописи, фотографии и коллажа. Он также стал автором ряда фильмов, принадлежавших к стилю киноавангарда, и статичных работ в таких техниках, как аэрография и ассамбляж.
Детство и юность
Ман Рэй родился в Пенсильвании 27 августа 1890 года в семье еврейских эмигрантов из России, поселившихся в местечке Уильямсбург. Родители, имевшие фамилию Радницкие, сначала назвали сына Эммануэлем, но он сократил его до Мана, пройдя ряд формальных процедур.
Отец и мать владели швейным бизнесом и привлекали старших детей к работе, поэтому мальчик с братом и сестрами много времени проводил в мастерской. Он овладел техникой коллажа, собирая картинки из лоскутков ткани, и со временем этот вид творчества перестал быть забавной игрой.
Стараясь отделиться от родственников, Рэй отказался остаться на предприятии, но предметы, связанные с моделированием одежды, активно использовал до конца дней. На фото, в инсталляциях и живописных произведениях появлялись утюги, иголки, булавки, манекены и другие вещи, связанные со швейной индустрией.
В общеобразовательной средней школе Рэй продемонстрировал способности к черчению и увлекся изучением художественных стилей мастеров прошлых веков. Он решил связать биографию с искусством, к разочарованию отца и матери, которые хотели, чтобы он занимался раскроем одежды и шитьем.
Тем не менее на семейном совете было решено выделить сыну студию, чтобы создавать иллюстрации для нью-йоркских журналов и газет. Параллельно парень брал уроки живописи в Национальной академии дизайна, а затем примкнул к колонии Франсеска Феррера и оставался там в течение 2,5 лет.
Под началом мастеров-авангардистов Ман заинтересовался прогрессивными течениями и познакомился с художниками, обитавшими в манхэттенской галерее «291». Наиболее притягательными творческими новинками юноша посчитал картины Марселя Дюшана, который представлял в то время кубизм и дадаизм.
Личная жизнь
Поскольку Ман был фотографом, работавшим с красивыми натурщицами, в его личной жизни было много связанных с искусством дам. Первой женой стала поэтесса, но брак быстро распался, сменившись страстными и длительными отношениями с французской моделью Кики де Монпарнас.
Второй и любимой супругой Рэя стала американка Джулиет Браунер, которая родила дочь Анну и организовала именной фонд. После смерти художника туда попали архивные документы, снимки, фильмы, воспоминания и большинство живописных работ.
Творчество
В ранний период Рэй создавал декоративные произведения, целью которых была передача образов движущихся абстрактных тел. Он рисовал геометрические фигуры, снимая процесс на фотопленку, и в конечном итоге добивался того эффекта, какого хотел.
В 1918 году Ман отказался от живописи и увлекся кинетическими инсталляциями, которые впоследствии положили начало американской галерее современных искусств. Его работы Gift Readymade и Aerograph, представлявшие собой объект и снимок, вызвали у зрителей и критиков море эмоций и противоречивых чувств.
Отсутствие единогласного одобрения заставило Мана перебраться в Европу и в 1920-х годах поселиться в парижском квартале Монпарнас. Там он представил серию фотопортретов выдающихся художников и писателей, которая приобрела популярность и завладела сознанием культурных масс.
Своеобразными натюрмортами и инсталляциями стали работы сюрреалистического направления под названием «Объект для уничтожения», Untitled Rayograph и Lampshade. В них сопоставление разрозненных элементов формировало единое целое и гармонично дополняло изображение одетых и обнаженных людей.
Фотографии, отнесенные к течению, известному как новое видение, стали вершиной творчества Рэя и позже использовались в документальном кино. В короткометражных авангардных фильмах, где художник выступил в роли режиссера, были применены спецэффекты, имитировавшие взгляд сквозь несуществующее окно.
В 1940–1950-х годах Ман вернулся к изобразительному искусству и написал серию «Уравнения Шекспира», включавшую несколько художественных пазлов в стиле сюрреалистических картин. А в последующее десятилетие он работал над изготовлением копий, которые разошлись по Европе и стали украшением музейных витрин.
Смерть
Причиной смерти Мана Рэя стала легочная инфекция, с которой он не смог справиться, находясь в возрасте 86 лет. После похорон семья американца сделала его персональную художественную выставку и опубликовала литературную автобиографию под названием «Автопортрет».
Картины
- 1916 – «Веревочная танцовщица сопровождает себя своими тенями»
- 1920 – «Загадка Изидора Дюкасса»
- 1921 – «Подарок»
- 1922 – «Рэйография» («Поцелуй»)
- 1923 – «Объект для уничтожения»
- 1924 – «Скрипка Энгра»
- 1926 – «Черное и белое»
- 1932 – «Стеклянные слезы»
- 1936 – «Обсерватория времени – Любовники»
Фильмы
- 1923 – «Возвращение к разуму»
- 1924 – «О чем мечтают юные фильмы»
- 1924 – «Антракт»
- 1928 – «Морская звезда»
- 1929 – «Мистерии Замка Костей»
- 1947 – «Сны, которые можно купить за деньги»