Биография
Феокрит — древнегреческий поэт, память о котором сохранилась на века благодаря произведениям, которые автор называл идиллиями. Сочинителя считают представителем буколического, то есть пастушеского жанра поэзии.
Судьба
Историки считают, что Феокрит родился около 300 года до н. э. Установить дату появления поэта на свет непросто из-за отсутствия достоверных данных. Родиной писателя стали Сиракузы, но иные источники уверяют, что ею мог быть и остров Кос. В большинстве случаев специалисты останавливаются на первом варианте. В юношеские годы Феокрит оказался на Косе, который в тот период считался местом сосредоточения греческой интеллигенции.
Переезд юноши имел важное значение для его биографии, так как он стал учеником Филета Косского, поэта, авторству которого принадлежит александрийская элегия. Феокрит не стал подражать наставнику, а вдохновлялся средой, в которой ему довелось оказаться.
Статус подопечного Филета помог вступить в члены кружка поэтов Коса, где существовал обычай принимать новые пастушеские имена. Так, Феокрит стал Симихидом. На Сицилии на тот момент воспевалась пастушеская жизнь, и поэзия такого жанра была востребована. Позднее Феокрит вернулся на Сицилию, но причины принятия решения неизвестны. Он предпочел позицию самобытного вольного сочинителя статусу придворного поэта.
Первые литературные опыты автора не имели успеха, и он решил хитростью привлечь внимание к собственному творчеству. Поэт создал поэму «Гиерон», посвященную сицилийскому правителю, но произведение не оказалось востребованным. Царь не оценил хвалебные оды.
Феокрит решил дождаться подходящего момента, выбрав объектом воспевания египетского царя Птолемея II Филадельфа. Правитель родом с острова Кос оказался лояльнее к сочинителю. Мужчины были знакомы и поддерживали теплые отношения. Будучи образованным царем, Птолемей пригласил поэта ко двору.
Творчество
Произведения Феокрита носят название идиллии. Это стихи, описывающие бытовые события и зарисовки сельской или городской жизни. Автор делал главными героями произведений обычных людей, чье мировоззрение не обременено широтой и наличием глубоких познаний. Некоторые произведения представляли собой мимы, своеобразные сценки, которые сопровождались музыкой или презентовались без нее. Сицилия стала родиной такого направления драматического искусства.
Феокрит писал гекзаметром и на дорическом диалекте, но стихотворный слог поэта отличался от традиционного древнегреческого словесного построения. После 4-й стопы следовала вторая цезура, благодаря которой появлялась пауза, и озвучивавший стихи оратор мог перевести дыхание.
Произведения автора имели структуру, схожую с привычной драмой. Вначале читатель знакомился с прологом. Чаще он описывал спор двух персонажей, влюбленных в одну девушку. Затем был агон — вокальное состязание героев. Следом шли перипетия и эпилог, в котором освещалось имя победителя и претендента на сердце героини.
Сочинения Феокрита положили начало феокритовской буколики. Жанр имел два направления — любовное и реалистическое. Позднее он разрабатывался поэтом Геродом.
Считается, что литературное наследие Феокрита состоит из 57 произведений, в числе которых 24 эпиграммы, а также мимы, энкомии (хвалебные песни), любовная лирика, произведения малой формы, называвшиеся эпиталами и эпиллиями. Из 12 сохранившихся буколик достоверно известно, что 8 творений принадлежат перу Феокрита. Оставшиеся 4 вызывают споры специалистов и могли быть присвоены автору.
Буколики Феокрита различаются не только по названиям, но и по нумерации. В произведении под № 1 речь идет о трагической гибели пастуха Дафниса, описываемой пастухом Тирсисом. Главный герой был целомудрен и горд, поэтому не пожелал подчиниться любовным чарам, насланным на него Афродитой. Это стало причиной смерти персонажа.
Стих № 2 не имеет конкретно пастушеской тематики. В нем описывается история девушки, которая с помощью магии пытается наладить личную жизнь и вернуть себе любовь избранника. Автор описывает волшебный обряд, совершаемый под лунным светом, и знакомит читателя с чувствами героини. Сочинение № 11 также имеет романтическую тематику и повествует о чувствах киклопа Полифема, мифического пастуха, к Галатее.
В произведении № 7 речь идет о поэтическом споре приятелей, направлявшихся к помещику для празднования фалисии. Это реалистическая зарисовка, к числу которых относится и буколика № 4. Она раскрывает суть беседы пастуха Батта и подпаска Коридона, которые общаются о бытовых нюансах жизни.
Особняком в библиографии Феокрита стоят произведения, относящиеся к Александрийской эпохе. Поэма № 14 повествует о принятии решения перебраться ко двору Птолемея, а сочинение № 17 является хвалебной песнью в честь правителя. Вторая была не такой искренней, как поэма «Гиерон», но ее форма оказалась более эстетичной. Произведение № 15 — симбиоз драматической зарисовки и буколики. Оно описывает посещение двумя сиракузцами женского пола праздника Адониса, устроенного царицей. Автор описывает путешествие гостей к дворцу и времяпровождение на мероприятии.
Отдельное место занимают следующие произведения: № 13 повествует о судьбе похищенного нимфами аргонавта Гиласа, № 24 описывает подвиг малолетнего Геракла, задушившего в колыбели змей, № 18 освещает свадьбу Елены и Менелая.
Особенностью сочинений Феокрита стало мастерство трансляции настроения. Автор описывал гармоничную природу, используя в качестве средств художественной выразительности точно подобранные слова. Они оказывались уместными не только по содержанию, но и по размеру. Экспериментируя со слогом, Феокрит написал произведения № 28, 29 и 30, используя элегический дистих. В этом же размере он сочинил несколько эпиграмм и стих «Сиринга».
Автор не создавал сборник произведений, поэтому после смерти был незаслуженно забыт. Спустя полтора века после его кончины интерес к произведениям Феокрита снова возрос. Были изданы 9 идиллий. Следом опубликовали еще 17 сочинений.
Библиография
- IV «Пастухи»
- V «Пастух коз»
- VI «Пастушеские песни»
- VII «Праздник урожая»
- X «Жнецы»
- XI «Киклоп»
- XX «Молодой погонщик»
- XVI «Хариты или Гиерон»
- XXVII «Соблазненная»
- XXVI «Вакханки»
- XIII «Гилас»
- XVIII «Епиталама Елены»
- XXVIII «Веретено»
- XXIV «Малый Геракл»
- XXV «Геракл, убивающий Льва»