Биография
Французский фотограф Анри Картье-Брессон считается классиком в своем деле. Репортажные и уличные снимки мастера стали эталоном для фотожурналистов всего мира. Умение уловить нить жизни, запечатлеть пронзительность момента и дыхание времени основывались на том, что художник не признавал фальши, желая показывать только чистую, неприкрашенную правду жизни.
Детство и юность
Анри родился в семье промышленников, которые занимались производством хлопковых ниток. «Картье-Брессон» была тогда известной торговой маркой, поставлявшей товар на разные континенты. Мальчик появился на свет 22 августа 1908 года и стал первенцем в семействе Марты Ле Вердьер и Андре Картье-Брессона, у которых позднее родились еще четверо детей.
Ребенок проявлял художественную одаренность с ранних лет. На его мировосприятие оказал влияние дядя Луи, по примеру которого мальчик занялся живописью и графикой. Мужчина погиб во время Первой мировой войны, однако его советы Анри сохранил в сердце навсегда. Начальное классическое образование будущий фотограф получал в католической школе, а творчеству обучался в студии педагога и художника Андре Лота. Отец надеялся, что сын окончит университет и войдет в семейный бизнес, однако у юноши имелись иные планы.
Первые фотоопыты Анри предпринял еще в 12 лет, снимая на подаренную родителями камеру Brownie Kodak, однако изначально становиться фотографом не планировал. Он усердно занимался графикой, заводил знакомства в творческих кругах, общался с представителями богемы и интересовался передовыми течениями искусства. В молодости Картье-Брессон отправился в Африку, где путешествовал, охотился и в итоге подхватил малярию, от которой едва не умер.
Личная жизнь
Мужчина впервые женился в 1937 году. Его избранницей стала танцовщица Ратна Мохини, с которой Картье-Брессон прожил в браке 30 лет. Спустя 3 года после развода француз устроил личную жизнь с англичанкой Мартиной Франк, которая тоже была фотографом. Новая супруга родила 64-летнему мужу дочку Мелани.
Творчество
Вернувшись из Африки в 1932 году, Анри впервые посмотрел на фотографию как на искусство и профессию. Разглядывая снимок троих африканских мальчишек, прыгающих в озеро Танганьики, Картье-Брессон пережил настоящее восхищение. Его поразила магия, подвластная фотоаппарату, — улавливать процесс жизни, брать краткий миг в свою ловушку. С тех пор парень заболел идеей и, купив камеру Leica, стал с напряжением охотиться за ценными кадрами.
Он ловил моменты, которые бы совмещали напряженность, непосредственность и правду жизни. Фиксация бесконечности в одном кадре — это сверхзадача, которую ставил перед собой фотохудожник. Совершенствуя мастерство, Анри стал публиковать репортажи во французских журналах. В 1930-е годы Картье-Брессон становится известным фотографом, чьи работы помещаются на зарубежных выставках, в частности, в 1935-м снимки француза экспонируются в Нью-Йоркской галерее Жюльена Леви.
Однако мужчина не останавливается на фотографии и решает овладеть профессией режиссера. Он снимает и монтирует пару политически окрашенных кинофильмов, а затем вновь с головой уходит в любимое дело. В начале Второй мировой войны француз попадает в немецкий плен, где проводит 3 года. Только с третьей попытки сумев сбежать, живет на родине по поддельным документам.
В 1945 году Картье-Брессон делает серию пронзительных снимков, посвященных возвращению военнопленных домой. Параллельно мужчина работает в сюрреалистическом жанре, а в 1947-м вместе с европейскими коллегами основывает фотожурналистское объединение «Магнум фото», призванное популяризировать репортажные съемки. Группа заявляла самые громкие амбиции — показать современную жизнь в разных уголках планеты через объектив фотокамеры. Под эгидой содружества Анри посещает множество стран, среди которых Индия, Пакистан, Бирма, Китай, Мексика, Япония, Куба, СССР, где художнику удается запечатлеть эпохальные моменты и создать похожие на шедевры портреты.
Француз снимает на улицах Москвы и Нью-Йорка, Шанхая и Рима. Героями его портретов становятся безымянные люди улиц и мировые знаменитости Мэрилин Монро, Жан-Поль Сартр, Уильям Фолкнер.
Смерть
В последние годы жизни мастер редко брался за фотоаппарат, предпочитая посвящать свободное время рисованию. Он жил в окружении семьи и любимых кошек, будучи признанным классиком фотоискусства, чьи работы хранятся в музейных коллекциях мира. Помимо этого, Картье-Брессону принадлежат десятки книг («Диалоги», «Воображаемая реальность» и др.), где он раскрыл секрет своего метода — быть в процессе съемки «невидимкой» и дожидаться «решающего момента», который наступает на пике эмоционального напряжения.
Анри дожил до 95 лет и умер в возрасте, когда до причины смерти уже не доискиваются, поскольку неумолимое время берет свое. Биография фотохудожника оборвалась 3 августа 2004 года в альпийском Монжюстене.
Работы
- 1944 – «Анри Матисс, рисующий с натуры голубей»
- 1944 – «Портрет Альбера Камю»
- 1945 – «Ребенок, освобожденный из концлагеря, Дессау — Германия»
- 1949 – «Последний день раздачи золота Куомитангом. Шанхай — Китай»
- 1951 – «Дети, играющие в ковбоев, Рим — Италия»
- 1952 – «Улица Rue Mouffetard, Париж»
- 1954 – «Рабочий завода ЗИЛ в СССР»
- 1960 – «Мэрилин Монро»
- 1961 – «Негров не пускают в театр»
- 1965 – «Ахмадабад — Индия»
- 1972 – «Армения. Гости в деревне на озере Севан»