Биография
Фидий — древнегреческий архитектор, скульптор и художник, славу которому принесли статуи из бронзы и хризелефатина. Мастерство автора было столь высоко, что его прославляли наравне с другими древнегреческими деятелями искусства эпохи высокой классики Праксителем и Поликлетом.
Детство и юность
О биографии Фидия сохранилось мало данных. Ученые выдвигают предположения о том, что его отца звали Хармид, а местом рождения могли быть Афины. Историки считают, что творческий деятель родился после битвы при Марафоне, около 490 года до н. э.
Не сохранилось точных подтверждений тому, кто стал наставником скульптора. В некоторых источниках его потенциальными учителями называют Гегия, Агелада и Полигнота.
Фидий работал в Афинах, а также занимался архитектурной и художественной деятельностью в Платеях, Дельфах и Олимпии. О расположении мастерской грека в последнем полисе сохранились упоминания в трудах полководца Павсания.
Личная жизнь
Как и многие древние греки, имевшие отношение к творчеству, Фидий состоял в романтических отношениях с молодыми людьми. Его возлюбленным стал элейский юноша Пантарк, известный тем, что в 436 году до н. э. стал победителем в 86-й Олимпиаде.
Существует предположение, будто имя человека, сыгравшего важную роль в личной жизни скульптора, Фидий увековечил, нанеся в виде надписи на палец статуи Зевса Олимпийского. Правда, по некоторым данным, такая отметка имелась на скульптуре Афины Парфенос или на монументе, посвященном Афродите Урании в Элизе.
Творчество
Первые работы греческого скульптора были выполнены из меди и мрамора. Статуи посвящались богам или воспевали исторические события. Новаторство, привнесенное Фидием в профессиональную сферу, заключалось в том, что он стал совмещать слоновую кость и золото в скульптурах. Эксперты также обращают внимание на мастерство автора в изображении обнаженного тела под одеждой.
Несмотря на то, что произведения ваятеля не дошли до наших дней, сохранились описания выполненных им монументов. Работы скульптора признаны шедеврами древнегреческого искусства. Дебютное произведение посвящено Марафонской битве. В композиции воспроизводился образ Мильтида в окружении фигур греческих богов и мифологических персонажей. Памятник находился в Дельфах. Фидий работал над оформлением храма Тесея в Афинах, а также стал автором изваяния, посвященного амазонке. Оно было установлено в храме Артемиды.
В период с 446 по 438 год до н. э. эллин трудился над статуей Афины в Парфеноне. Она была изготовлена из золота и слоновой кости с применением инновационной техники. Высота монумента, по свидетельству Плиния, достигала 11,5 м, а в руках Афина держала богиню победы Нику, меч и щит. На внешней стороне последнего изображалась битва амазонок. Скульптура символизировала мощь Афин и героическое прошлое полиса.
Около 432 года Фидий завершил работу над скульптурой Зевса Олимпийского из хризелефатина. Высота изваяния составляла 14 м. Тело бога покрывала золотая ткань, а в руках находились скипетр с восседающим на нем орлом и крохотная Ника. Зевс Олимпийский стал третьим из семи чудес света.
Определить точный период работы над статуей помогли раскопки, осуществлявшиеся с 1954 по 1956 год. В ходе исследований археологи обнаружили мастерскую творца. Ученые нашли сохранившиеся инструменты, глиняные формы и чашку с надписью, подтверждавшую принадлежность Фидию.
Архитектор создавал новый ансамбль Афинского акрополя, разрушенного персами. Кроме того, его авторству принадлежит статуя Афины Промахос, установленная около 460 года до н. э. на Акрополе в Афинах в честь триумфа над персами.
Бронзовый монумент не сохранился, равно как и Афина Лемния, бронзовая скульптура, описание которой доступно для потомков исключительно благодаря копиям. Не дошло и изваяние Афины Ареи, располагавшееся в Платеях. Датой его создания считается период с 470 по 450 год до н. э. Материалом для статуи послужили позолоченное дерево и пентелийский мрамор.
Искусствоведы причисляют Фидия к основоположникам европейского искусства. Его аттическая школа скульптуры, организованная во второй половине 5 века до н. э., была популярной, а последователи мастера творили в технике высокой классики, сочетавшей тенденции эпохи. Древний грек работал вместе с подмастерьями, а также в сотрудничестве со скульпторами Алкаменом, Мироном и Агоракритом. Ученики мастера участвовали в оформлении Парфенона. С Колтом и Паненом Фидий трудился над изображением Зевса Олимпийского.
Смерть
Фидий был близким другом и советником правителя Перикла. Это дополняло славу архитектора, но способствовало и наличию недопонимания с соратниками. Скульптора обвиняли в хищении золота при создании Афины Парфенос. В связи с изображением на ее щите профилей ваятеля в дуэте с Периклом стали распространяться слухи о богохульстве. Враги и завистники мастера воспользовались этим и уговорили Менона, помощника Перикла, донести на друга правителя.
Ваятеля обвинили в воровстве. На Народном собрании со статуи Афины сняли золото, взвесили, и выяснилось, что обвинения несправедливы. Отсутствие доказательств не помешало бросить скульптора в тюрьму, где он пребывал в заточении, находясь под тяжестью славы и общественного мнения. Причиной смерти художника послужило горе, которое он пережил, и лишения, сопутствующие заключению. По альтернативной версии, Фидия отравили ядом. Имеет место и предположение о том, что эллина изгнали в Элиду.
Работы
- Статуя Зевса в Олимпии
- Статуя Афины Промахос
- Статуя Афины Парфенос
- Скульптурное оформление Парфенона (фриз Парфенона, метопы и т.д.)
- Статуя Афины Лемнии
- Статуя Афины Ареи
- Статуя Деметры
- Статуя Коры
- Статуя Анадумена
- Статуя Гермеса Людовизи
- Статуя Тибрского Аполлона
- Статуя Кассельского Аполлона
Интересные факты
- Фидий изобрел золотое сечение, которое обозначается в алгебре греческой буквой фита — φ.
- Скульптор имел представления о законах оптики. Однажды он соперничал с Алкаменом, получив заказ на статуи Афины. Планировалось, что изваяния установят на колонны. Грек изготовил скульптуру из расчета высоты постамента, но на земле она выглядела уродливо, за что Фидия упрекали. Тем не менее после водружения монумента на возвышение оказалось, что мастер учел массу нюансов, о которых не подумал оппонент Алкамен.
- Кратер на Меркурии назван в честь Фидия.