Биография
Понятие канона Поликлета известно тем, кто интересуется искусством. Гармония пропорций и соразмерность частей как основа прекрасного были установлены древнегреческим скульптором много столетий назад, и по сей день этот закон в сфере эстетики остается непререкаемым.
Происхождение
В наследие от скульптора остались десятки статуй, ставших образцом классической красоты, а вот сведения о его биографии по большей части смутные и неопределенные. Его звали Поликлетом из Аргоса, а потому можно предположить, что родился он на северо-востоке Пелопоннеса. Дату рождения грека вычисляют при помощи диалогов Платона, где упоминается его имя, и предполагается, что тот появился на свет около 480 года до н. э. По другой версии, родиной скульптора был древнегреческий город Сикион, стоящий в глубине Коринфского залива.
Личная жизнь
О личной жизни Поликлета известно не больше, чем о его происхождении. Он всецело посвятил себя творчеству, а потому немудрено, что уделять время семье попросту не мог. При этом Древняя Греция подарила миру других творцов с тем же именем, которых исследователи считают ближайшими родственниками скульптора. Например, Поликлет Младший — архитектор, творивший в середине 4-го века до н. э., считается племянником или братом старшего тезки. Упоминается и другой Поликлет Младший, тоже скульптор, работавший в первой половине 4-го века до н. э.
Творчество
Мастерство юноша постигал у Агелада — древнегреческого ваятеля, возглавлявшего аргосскую школу. Работы учителя не сохранились, но полагают, что тот был автором статуи Посейдона, обнаруженной в Эгейском море.
Однако о мастерстве наставника судят по успехам учеников, среди которых, как предполагается, были Фидий и Мирон. Именно они вкупе с Поликлетом считаются лучшими представителями классического периода искусства Древней Греции.
И, пожалуй, только Фидий обошел Поликлета в славе и признании у современников. Их восхваляли и почитали как тончайших мастеров, чье творчество могло только отпугнуть других от занятий скульптурой: слишком недосягаемым было совершенство статуй ваятелей.
Поликлет создавал тела атлетов, олимпийцев и богов. Новаторство работ заключалось в том, что мастер придавал фигурам внутреннее движение. Это достигалось путем применения хиазма, когда композиция строилась на принципе перекрестной неравномерности, при помощи чего создавалось чередование покоя и напряженности. Скульптор внес вклад в культуру, оставив в прошлом закон фронтальности, согласно которому статуи «строились» симметрично вертикальной оси. В таких изваяниях, подобных истуканам, начисто отсутствовала динамика.
Описанию эстетического идеала Поликлет посвятил не дошедший до наших дней трактат «Канон», где с математической точностью определил систему симметрий — оптимальных соотношений частей и целого, лежащих в основе прекрасного. На основе этой теории скульптор создавал гармоничные статуи, среди которых «Раненая амазонка», «Диадумен», «Гера Аргосская».
«Дорифор» (копьеносец) считается вершиной творчества мастера, который изваял рельефного юношу — олимпийского победителя. Свободное расслабленное тело статуи наполнено ритмом, что достигается перекрестным равновесием плеч и бедер. Подобный эффект характерен для «Дискофора», «Апоксиомена» и других скульптур грека, которые полны жизни.
Смерть
Дата и причина смерти скульптора покрыты пылью времен. Он умер в 5-м веке до н. э. и оставил после себя богатейшее наследие и плеяду учеников, которые стали продолжать традиции, заложенные мастером. Школа грека просуществовала до начала 3-го века до н. э. Из нее вышли десятки последователей, к наиболее прославленным относятся Навкид, Патрокл и Диномен.
Бронзовые оригиналы работ Поликлета не сохранились, и произведения восстанавливаются по древнеримским копиям из мрамора. Реплики его статуй украшают коллекции лучших музеев планеты.
Интересные факты
- Здание Эрмитажа немецкий архитектор Лео Кленце украсил 28 скульптурами художников и ваятелей, среди которых вместе с Фидием, Микеланджело Буонарроти и Бенвенуто Челлини присутствует и Поликлет.
- Скульптор был героем анекдотов. Например, рассказывали, что однажды он решился создать статую, следуя советам толпы. Параллельно мужчина работал над другой фигурой, которую творил по собственному канону. В итоге одну скульптуру одобрили, а другую осмеяли. Безобразной народ признал ту, в создании которой сам участвовал.
- В Древней Греции победителю Олимпийских игр принято было преподносить в дар статую. Причем между скульпторами устраивался конкурс на лучшую работу, и только одна становилась достойным подарком триумфатору. При этом другие работы безжалостно уничтожались. Эта практика обеспечила высочайшую селекцию античных произведений искусства. Кстати сказать, «Дорифор» Поликлета в подобном конкурсе победил единогласно.