Биография
Итальянский композитор Луиджи Керубини был автором ряда выдающихся произведений, но его имя незаслуженно затерялось среди имен более плодовитых коллег. В прошлом оперы, мессы и реквиемы, написанные талантливым сочинителем, высоко оценивались музыкальными критиками и имели громкий успех.
Детство и юность
Композитор Мария Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Керубини родился в итальянской Флоренции в 1760 году. В семье, тесно связанной с творчеством, любили предметы изящного искусства и умели ценить народные традиции и окружающую красоту.
Отец, которого звали Бартоломео, получил музыкальное образование и работал аккомпаниатором в театре «Пергола», где шел ряд религиозных и светских пьес. Маленький мальчик, иногда посещавший заслуживающие интереса представления, был очарован происходившим и погружался в мир, полный чудес.
В раннем возрасте Луиджи начал изучать нотную грамоту под присмотром главы семейства и бывавших в доме гостей. Вскоре родители заметили, что сын наделен природным талантом и значительно отличается от большинства других детей.
Когда ребенок стал самостоятельным, его отправили в Болонью к Джузеппе Сарти, который прославился как композитор и дирижер. Подружившись с пожилым итальянцем, Керубини получил разрешение посещать мессы в кафедральных соборах, где пел виртуозный церковный хор.
Бывший наставник кронпринца Дании преподавал основы контрапункта, теорию жанров духовной музыки и полифонического письма. В библиотеке именитого педагога, работавшего в венецианской консерватории, будущий сочинитель с утра до вечера читал объемистые тома.
Для того чтобы применить знания на практике, Керубини начал писать музыку для фортепиано, струнных инструментов, органа и церковных хоров. Потом он обратился к жанру оперы и создал интермеццо Ilgiocatore, представленное на суд учителя в середине 1770-х годов.
Личная жизнь
Есть мнение, что Луиджи Керубини увлекался теорией заговора и был членом масонской ложи, известной как «Сен-Жан де Палестин». Принадлежность к ответвлению французской организации под руководством Луи-Филиппа I обязывала флорентийского композитора вращаться в обществе скрытных мужчин.
Вероятно, поэтому в биографии итальянца нет информации о личной жизни, любовницах, детях и законной жене. Работая в Милане, Париже и Лондоне над музыкальными произведениями, сочинитель старался, чтоб лишняя информация не просачивалась вовне.
Музыка
В середине 1779 года многоактную оперу «Квинт Фабий» высоко оценил и поставил не сцене французский аристократический театр. Композитор, которому исполнилось 18 лет, завоевал признание публики и неожиданно для родных и учителя получил работу и гонорар.
Создавая мелодические произведения по заказам, поступавшим из Европы, Луиджи приобрел шанс прославиться как создатель музыки для людей. Он переехал в столицу Англии по приглашению Георга III и прожил при дворе прославленного монарха десятки недель и сотни дней.
Для постановки на итальянской сцене Керубини писал «оперы-сериа», которые пользовались популярностью в просвещенных интеллигентных кругах. Особого признания удостоились произведения «Деметрий» и «Ифигения в Авлиде», созданные уроженцем Флоренции в 1785—1788 годах.
Потом молодой талантливый композитор предпринял путешествие во Францию и, согласно фото из архивных документов, прожил в Париже 55 лет. Мужчина увлекся идеями Великой революции, трансформировавшей социальную и политическую систему, и, откликнувшись на перемены, приобрел непререкаемый авторитет.
На протяжении некоторого времени Луиджи создавал гимны и марши, а также пьесы для мероприятий, собиравших сотни людей. «Гимн Пантеону», «Гимн братства» и другие миниатюрные произведения в исторический период стали выражением народных идей.
Отойдя от канонов итальянской музыки, Керубини создал жанр «оперы-спасения», в котором применил методы, появившиеся после «глюковских» музыкальных реформ. «Элиза», «Лодоиска», «Наказание» и «Узница» отличались мелодической ясностью, простотой и прозрачностью партий, а также полной законченностью форм.
Лучшим произведением нового направления считалась интерпретация трагедии «Медея», премьера которой состоялась в Париже на сцене театра «Фейдо». Публику поразили речитативы и арии, созданные талантливым либреттистом и исполненные французским тенором, позже прославившимся как Пьер Гаво.
Стремясь отметиться в истории музыки, Керубини с коллегами по профессии стал основателем Парижской консерватории в 1975 году. Начав как инспектор и преподаватель, он дослужился до звания профессора благодаря выдающимся достижениям и добросовестному труду.
Среди учеников флорентийца присутствовал Жак Франсуа Фроманталь Галеви, который впоследствии стал автором ряда заслуживавших внимания пьес. Он осваивал азы композиции по написанным Луиджи пособиям, которые с момента публикации вызвали пристальный интерес.
При Наполеоне Керубини сумел сохранить приобретенный статус, но есть сведения, что император Франции музыку итальянца не любил. Для того чтобы продвинуть в массы оперы «Пигмалион» и «Абенсераги», творец приложил немало стараний и нечеловеческих сил.
В период Реставрации Бурбонов автор был вынужден отказаться от крупных жанров и заняться созданием миниатюрных торжественных произведений для церквей. Месса для коронации Людовика XVIII и концертная увертюра 1815 года привлекли внимание и восхитили сотни неравнодушных к искусству людей.
В память о казненном Луи Капете — последнем монархе «старого порядка» — Луиджи сочинил произведение, известное как «Реквием до минор». Он таже не смог обойти тему величественной молитвы «Аве Мария», которую на всех торжественных службах мастерски исполнял католический хор.
В середине 1810-х Керубини стал «верховным интендантом музыки», и это с точки зрения общественного положения было несомненным карьерным прорывом. Из-за обязанностей главы Королевской капеллы и многочисленных частных заказов в творчестве композитора, создававшего оперы, наступил длительный перерыв.
В 1830-е годы публика познакомилась с 2 новыми произведениями, одним из которых стала опера, названная «Маркиза де Бревилье». На премьере во французском театре присутствовали представители высшего света, а также доставшие билеты потомки нуворишей и шевалье.
Смерть
В течение десятилетий Луиджи руководил сотрудниками Парижской консерватории, писал трактат «Курс контрапункта и фуги» и воспитывал учеников. Опера «Али-Баба и сорок разбойников» на либретто драматурга Эжена Скриба стала последним произведением начала 1830-х годов.
Все это время композитор жил в доме в центре французской столицы, поэтому после смерти по неизвестным причинам его отнесли на кладбище «Пер-Лашез». По завещанию, заверенному нотариусом весной 1842 года, на похоронах итальянского автора играла одна из его любимых пьес.
Произведения
- 1779 — «Квинт Фабий»
- 1785 — «Деметрий»
- 1788 — «Ифигения в Авлиде»
- 1791 — «Лодоиска»
- 1794 — «Элиза»
- 1979 — «Медея»
- 1800 — «Водовоз» («Два дня»)
- 1809 — «Пигмалион»
- 1811 — Месса № 2 ре минор для князя Эстерхази
- 1813 — «Абенсераги»
- 1816 — Реквием № 1 до минор для годовщины гибели Людовика XVI.
- 1818 — Торжественная месса ми мажор
- 1819 — Торжественная месса соль мажор для коронации Людовика XVIII
- 1831 — «Маркиза де Бренвилье»
- 1833 — «Али-Баба и сорок разбойников»
Интересные факты
- За годы творческой биографии Керубини создал свыше 30 опер, но сейчас на сцене театров ставятся только «Медея» и «Водовоз». Остальным произведениям, опиравшимся на традиции, заложенные Кристофом Виллибальдом фон Глюком, до глаз и ушей современной публики дойти, к сожалению не удалось.
- Пик популярности итальянского сочинителя пришелся на 1810-е годы, его выдающимися творениями заслушивался весь европейский мир. Немецкие композиторы Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер и Людвиг ван Бетховен говорили, что Керубини — это их идол и кумир.
- В XX веке оперы Луиджи изредка ставились в столичных театрах, вершиной искусства считались спектакли с участием певицы Марии Каллас. Выступая на сцене «Театро Комунале», американка греческого происхождения неизменно заслуживала овации и одобрение интеллигентных масс.