Биография
Неоднозначная, яркая, импульсивная, Нина Симон – настоящая звезда. Биография певицы насыщена протестом, трагизмом и легкой печальной напевностью джазовых и соул-композиций, которые живут на сцене даже после смерти создательницы.
Детство и юность
Нина Симон – сценический псевдоним Юнис Кэтлин Уэймон. Девочка родилась в бедной многодетной семье в Северной Каролине 21 февраля 1933 года. Малышка стала шестым ребенком, а всего в доме было восемь детей. Несмотря на бедный быт, в доме был старенький потертый рояль, на котором Юнис научилась играть уже в три года. Как это часто случалось в бедных кварталах, начало выступлений положено в местном церковном хоре.
С ранних лет девочка мечтала о карьере пианистки. В шесть лет будущая Нина Симон приступает к урокам игры на фортепьяно. Усердие и трудолюбие принесли плоды уже через четыре года. Юнис удостоилась чести дать сольный концерт. Но в день первого триумфа ребенку пришлось столкнуться и с откровенной демонстрацией расизма.
Родителям пианистки не позволили занять места в первом ряду, потому что те обязаны были уступить белой паре. Оскорбленная таким отношением девочка отказалась продолжать выступление до тех пор, пока родителям не вернули места. Пожалуй, это стало первым шагом в борьбе за равноправие чернокожих граждан, сделанным Ниной Симон.
Талантливой пианистке удалось получить образование в престижном музыкальном колледже «Джульярдская школа». В то время для темнокожей девушки образование такого уровня считалось труднодостижимым. Для оплаты образования Юнис приходилось подрабатывать аккомпаниатором одного из преподавателей вокала.
В 1953 году, успешно пройдя прослушивание, девушка начинает работать пианисткой в ночных клубах Атлантик-Сити. В этот период она придумывает псевдоним Нина Симон в честь любимой актрисы Симоны Синьоре. Карьера профессиональной пианистки у Нины так и не сложилась. Публика, услышав ее голос, хотела видеть Нину певицей. Хотя во время выступлений и концертов королева соула часто аккомпанировала себе на рояле.
Музыка
Нина Симон остается, наверняка, одной из самых плодовитых звезд. За время карьеры певица выпустила 170 альбомов, включающих студийные и концертные записи, на которых исполнила более 320 песен.
Первой песней, полюбившейся благодарным слушателям, стала композиция «I Loves You, Porgy!» - ария из оперы Джорджа Гершвина, перепетая Ниной на новый лад. В 1957 году выходит дебютный альбом «Little Girl Blue», сразу же снискавший популярность. На пластинке собраны эмоциональные и трогательные джазовые композиции, исполнением которых Симон блистала и впоследствии.
В начале 60-х годов певица начинает сотрудничество с компанией Colpix. В этот период появляются композиции, которые близки звезде джаза. 1965 год отмечен выходом, пожалуй, самого популярного альбома за всю карьеру певицы – «I Put a Spell on You». Сборник содержал одноименную, ставшую легендарной песню, а также бесспорный хит «Feeling Good».
Отдельно стоит отметить версию афроамериканской духовной песни «Sinnerman», записанную Ниной на альбоме «Pastel Blues». Барак Обама признался, что композиция входит в список десяти его любимых музыкальных произведений.
Самобытное, нестандартное творение продолжительностью в 10 минут продолжает быть популярным, используется в современных фильмах и сериалах («Афера Томаса Крауна», «Полиция Майами: Отдел нравов», «Сотовый», «Люцифер», «Шерлок» и некоторые другие). После выхода в 1966 году альбома «Wild is the Wind», на котором собраны песни поп-соул жанра, Нину прозвали жрицей соула.
Очень тесно с творчеством связана общественная и гражданская позиция Нины Симон, а именно извечная борьба за равноправие темнокожего народа. Часто в текстах песен встречаются обращения к этим проблемам. Так, явной политической песней стала «Mississippi Goddam», написанная после убийства активиста и борца за равноправие Медгара Эверса, а также после взрыва в школе, послужившим причиной смерти четверых темнокожих детей. Текст песни открыто призывает встать на борьбу с расизмом и ущемлением прав афроамериканского народа.
«Мне не нужно вашего соседства, просто дайте мне немного равенства» - негодует Нина в заключительных строках.
Звезда соула лично знакома с Мартином Лютером Кингом и даже получила прозвище «Мартин Лютер в юбке». Так или иначе, в повседневной жизни и на сцене певица не боялась поднимать социальные проблемы расизма.
В конце концов, эксцентричная жрица соула заявила о невозможности находиться в Соединенных Штатах и уехала на Барбадос, откуда перебралась во Францию, где и жила до конца жизни. С 1970 по 1978 годы выходят еще семь студийных альбомов Нины.
В 1993 году появляется последний студийный альбом великой звезды – «A Single Woman». После него студийных работ Нина не записывала, хотя продолжала давать редкие концерты до конца девяностых. Став признанными шедеврами, песни Нины Симон остаются актуальными и для современного слушателя, получив новую жизнь в кавер-версиях.
Личная жизнь
Первое замужество Нины приходится на 1958 год. Брак с барменом Доном Россом просуществовал не дольше года. Сведений о первом муже певицы в достоверных источниках не много, сама звезда тоже старалась не упоминать об этом этапе в жизни.
А вот второй муж, бывший Гарлемский детектив Эндрю Страуд, с которым певица связала судьбу в 1961 году, сыграл огромную роль как в личной жизни, так и в карьере звезды. Будучи яркой, предприимчивой личностью, Эндрю ушел с должности детектива и стал менеджером супруги. Он полностью контролировал творчество жены, на нем были завязаны контракты королевы джаза.
В своей автобиографии «Я проклинаю тебя» Нина признается, что муж был достаточно деспотичен, требовал от нее постоянной и изматывающей работы. Не обошлось без пощечин и стимуляторов. Сама Нина в той же биографии высказывается, что, возможно, без таких методов она не стала бы звездой, но в оправданности средств певица не уверенна. В Сети опубликовано множество архивных фото супругов, в том числе связанных с общей работой.
В 1962 году у супружеской пары появляется дочь Лиз, которая, повзрослев, решила пойти по стопам звездной матери. Сейчас артистка выступает на Бродвее, правда, известности, равной материнской, пока не достигла.
Отъезд на Барбадос в 1970 году в том числе вызван и разводом Симон со Страудом. Певица пыталась вести дела самостоятельно, но менеджерская хватка не была коньком королевы джаза. С управлением и денежными вопросами звезда катастрофически не справлялась. Других мужей в жизни женщины не было.
В 2015 году на экраны вышла документальная картина Лиз Гарбуз «Что случилось, мисс Симон», в которой режиссер с откровенностью показала иную сторону великой певицы, всегда скрытую от общественности. Интервью родственников, близких и дочери звезды, архивные записи – все свидетельствует о сложной, противоречивой, взрывной натуре певицы, от которой она сама страдала в первую очередь.
Смерть
С девяностых годов состояние Нины Симон ухудшается. Здоровье подводит певицу, не позволяя вести концертную и творческую жизнь. Как следует из того же документального фильма и подтверждается родственниками и психиатром Нины, ей диагностирован маниакально-депрессивный синдром. Позже у певицы был обнаружен рак молочной железы.
В 2001 году на сцену в Карнеги Холл звезда не смогла подняться без посторонней помощи. После этого еще полтора года Нина тяжело болела. От прогрессирующей онкологии звезда ушла из жизни в 2003 году. Умерла жрица соула во сне, в своем доме на юге Франции.
Дискография
- 1958 – «Little Girl Blue»
- 1961 – «Forbidden Fruit»
- 1964 – «Broadway-Blues-Ballads»
- 1965 – «Pastel Blues»
- 1966 – «Wild Is the Wind»
- 1970 – «Gifted & Black»
- 1978 – «Baltimore»
- 1985 – «Nina's Back»
- 1993 – «A Single Woman»