Димитрий Ростовский

Данила Туптало
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
57 лет
Дата смерти
8 ноября 1709 г.
Семейное положение
не был женат
Соцсети
    5,0 / 5 (1 голос)

    Биография

    Димитрий Ростовский с детства демонстрировал преданность вере и желание служить церкви. Он прославился своими трудами и проповедями, а также стал единственным святым, канонизированным Русской православной церковью за весь период XVIII века.

    Детство и юность

    Димитрий Ростовский появился на свет в декабре 1651 года в украинском городе Макарове. При рождении он получил имя Даниил и фамилию Туптало. Отец мальчика был сотником, редко бывал дома, и его воспитанием занималась преимущественно мама, которая старалась приобщать сына к вере. Даниил рос тихим, послушным, много читал и уважал Законы Божьи.

    После того как семья переехала в Киев, ребенка отдали на обучение в Киево-Братскую коллегию, где он показал себя как прилежный и способный ученик. Юноша изучал риторику, поэтику, латынь, польский и греческий языки. Он часто бывал в храме и проводил время за молитвами.

    Когда Даниилу исполнилось 18 лет, он решил, что хочет посвятить жизнь служению Богу. Юноша отправился в Кирилловский монастырь, где вскоре принял постриг и взял новое имя Димитрий. Уже год спустя он получил сан иеродиакона.

    Житие

    К молодому священнослужителю был благосклонен архиепископ Лазарь, который вскоре возвел его в иеромонахи. В этот период юноша показал себя как талантливый проповедник, чуткий по отношению к прихожанам. Некоторое время он жил в Чернигове, но затем получил приглашение проповедовать в Слуцком Преображенском монастыре.

    Затем церковник вернулся в Украину и служил при Крупицком монастыре, после чего получил сан игумена при Максаковском. Год спустя он отправился в Батурин, где позже откликнулся на просьбу Варлаама вернуться в Киев. Димитрий поселился при Киево-Печерской лавре, в которой занялся литературным творчеством.

    Уже в 1697 году мужчина был возведен в архимандриты и стал настоятелем Елецкого Успенского монастыря. Его следующее пристанище — Преображенский монастырь, куда церковника перевели спустя 2 года после принятия нового сана.

    Когда Петр I издал требование прислать кандидатов на место просветителя в Сибирской архиерейской кафедре, Димитрий отправился в Москву для встречи с царем. Но после возведения в сан митрополита Тобольского у священнослужителя начались проблемы со здоровьем, поэтому его направили в Ростовскую митрополию.

    В период жизни в Ростове церковник занимался вопросами нравственности и просвещения местных жителей, боролся со старообрядчеством, мракобесием и невежеством духовенства. Он основал училище при своих покоях, в котором воспитывали будущих иереев, и продолжал писать.

    Литературное наследие

    Самое раннее из сохранившихся произведений Ростовского — «Руно орошенное», в котором рассказывается о чудотворном образе Богоматери, находящемся в Черниговском Троицко-Ильинском монастыре.

    Главным творением митрополита считается «Житие святых», или «Четьи-Минеи», — собрание книг, в которых раскрываются биографии ветхозаветных, русских, южнославянских и общеправославных святых, а также их подвиги. Работа над произведением длилась почти 20 лет.

    Труд напоминает календарь, где на каждую дату приходится от 1 до нескольких рассказов. В нем содержатся житие Иоанна Златоуста, Николая Угодника, Димитрия Солунского и многих личностей, оказавших влияние на религию.

    Другим важным произведением в библиографии Ростовского считается «Келейный летописец», основанный на Библии, трудах европейских хронистов и церковных писателей. Все образцы творчества святителя доступны на сайте «Азбука веры».

    Смерть и канонизация

    Священнослужитель умер 28 октября 1709 года, причина смерти неизвестна. По собственному желанию он был похоронен в Яковлевском монастыре. Тело поместили в деревянный гроб, устланный черновиками произведений. В последний путь Димитрия проводил друг Стефан Яворский.

    Почти 40 лет спустя, во время ремонта монастыря, были обнаружены нетленные мощи Ростовского. Но к лику святых он был причислен только в 1757 году, после обретения доказательств их чудодейственной силы. С тех пор 28 октября и 21 сентября (дата обретения мощей) считаются днями памяти Димитрия. Святителю были посвящены молитвы, иконы, акафист и тропарь.

    Труды

    Произведения:

    • «Руно орошенное»
    • «О исповедании грехов и святом причащении»
    • «Апология во утоление печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении»
    • «Зерцало православного исповедания»
    • «Духовное врачевство против хульных помыслов»
    • «Врачевство духовное на смущение помыслов от различных книг отеческих»
    • «Розыск о раскольнической Брынской вере»
    • «Четьи-Минеи» («Жития святых»)

    Молитвословия:

    • «Молитва исповедания к Богу от человека, полагающего спасения начало»
    • «Плач на погребение Христово»
    • «Краткое богомысленное размышление»
    • «Пяточисленные молитвы»
    • «Псалтирь Божией Матери»

    Интересные факты

    • В качестве дани памяти священнослужителю в его честь названы церковь в Очакове и крепость в Ростове. Также ему установлен памятник напротив ростовского Кафедрального собора Пресвятой Богородицы.
    • Митрополиту посвящены документальные фильмы, среди которых «Пришел я к вам с любовью», «Первый святой Российской империи» и «Путешествие в Ростов Великий».
    • Церковник написал пьесы «Успенская драма» и «Рождественская драма», которые неоднократно были поставлены на сценах театров.
    • Произведения «Алфавит духовный» и «Генеральное исповедание грехов…» опубликованы под авторством святого, но на самом деле были написаны другими людьми.