Биография
Согласно высказыванию Алексея Пажитнова, современные программисты часто создают компьютерные игры для людей с низким интеллектуальным уровнем. Над сражением с разработкой самого Алексея Леонидовича провели тысячи часов инженеры, юристы и бухгалтеры во всем мире. Укладка ровными рядами падающих фигурок в тетрисе создавала иллюзию победы разума над хаосом и энтропией.
Детство и юность
Будущий разработчик самой знаменитой компьютерной игры в мире появился на свет 14 марта 1956 года в семье московского философа Леонида Николаевича Пажитнова. Через год после рождения Алексея его отец защитил в МГУ кандидатскую диссертацию на тему «Формирование коммунистических и философских взглядов К. Маркса». Впоследствии Леонида Николаевича уволили с должности научного сотрудника Института истории искусств за подписание правозащитного «письма восьмидесяти».
Сын философа учился в математической школе № 91 на Поварской улице, в которой как раз во времена отрочества Алексея работал один из создателей системы матклассов Владимир Сапожников. Позднее Пажитнова то же учебное заведение окончили математики Максим Концевич и Дмитрий Каледин, а также экс-министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. После получения аттестата зрелости будущий автор тетриса продолжил образование в Московском авиационном институте и, согласно сведениям на странице Алексея Леонидовича в «Фейсбуке» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской), в 1974-м закончил обучение.
Программирование
В вычислительном центре Академии наук СССР, сейчас носящем имя его основателя Анатолия Дородницына, Пажитнов занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи. В интервью сын философа неоднократно рассказывал, что в комнате с 5 рабочими местами трудились 15 программистов. Поэтому Алексей Леонидович ежедневно работал до полуночи — ждал, когда коллеги разойдутся по домам, чтобы получить место за столом с компьютером.
Заказчиками разработок Пажитнова и его товарищей выступали преимущественно министерство обороны СССР и КГБ. Оборонщики были заинтересованы в создании голосового управления пилотированием реактивных самолетов. «Контора глубокого бурения» искала способы вычисления диссидентов по произнесению ключевых слов в телефонных разговорах.
Алексей с детства обожал настольные игры. Одна из них — пентамино — подсказала Пажитнову идею тетриса. Сохранилось фото, на котором Пажитнов запечатлен с сыном-школьником и головоломкой — «бабушкой» его разработки. Первоначальный вариант головоломки Пажитнов написал на языке паскаль для компьютера «Электроника 60» летом 1984 года.
В тетрисе фигуры, в отличие от пентамино, состоят не из пяти, а из четырех клеточек, что объясняется возможностями компьютеров на момент создания. По совету психолога Владимира Похилько их число Пажитнов ограничил семью — большее количество средний игрок запомнить не в состоянии.
В компьютерной игре в отличие от настольной фигурки падают в «стакан». Скорость падения постепенно нарастает. Заполненный горизонтальный ряд пропадает, открывая возможности для продолжения игры, которая заканчивается, когда новая фигурка не помещается в «стакан» шириной 10 и высотой 20 клеток.
По количеству проданных коммерческих версий тетрис превосходит любую другую компьютерную игру в истории. Пажитнов смог воспользоваться плодами своего детища только в 1996 году, когда истек срок первоначальной лицензии, и он начал получать первые отчисления от продаж.
Летом 2010 года Алексей Леонидович сообщил, что уже десятилетие работает над многопользовательским режимом для тетриса.
«Главная проблема кроется в динамичности игры. На последних уровнях все внимание сосредоточено на игре, любое неосторожное движение ведет к проигрышу. Поэтому у игрока нет времени смотреть на действия соперников».
В 2019 году многопользовательский тетрис появился на консоли Nintendo Switch под именем Tetris 99. Многопользовательским элементом стала возможность подкидывать неполные ряды клеток в стаканы другим 98 участникам, пока не проиграют все, кроме одного.
Алексей Леонидович сожалеет, что мировая компьютерная индустрия слабо развивает игры с несколькими участниками. В итоге вместо того, чтобы получать радость от общения с расположенными за тысячи километров единомышленниками, игроки замыкаются на общении с компьютером. Однако Пажитнов понимает, что карточные забавы слабо подходят для состязаний онлайн — мало-мальски сведущий в программировании игрок легко может подсмотреть карты соперников.
Личная жизнь
По статистике две трети игроков в тетрис — женщины. Однако в интервью журналу Maxim в 2007 году Пажитнов утверждал, что никогда не представлялся как разработчик популярной головоломки дамам в целях изменений в личной жизни.
Жена Алексея Леонидовича — переводчица с английского языка Нина, вышедшая замуж за простого советского программиста, — подарила супругу двоих детей. С интервалом в 5 лет родились Петр и Дмитрий. С 1991 года Пажитновы живут в США — сначала в Вашингтоне, а затем в Сиэтле.
Хотя сейчас Алексей Леонидович управляет автомобилем «Тесла», разработчик тетриса сохранил тот же стиль вождения, который был у него 40 лет назад за рулем «Жигулей», и часто превышает допустимую скорость. Пажитнов продолжает играть в компьютерные игры как своего авторства, так и в покупные.
В июле 2017 года младший 30-летний сын Алексея Леонидовича Дмитрий Пажитнов провалился сквозь снежный мост в ручей Пеббл-Крик в национальном парке Маунт-Рейнир. Тело лыжника нашли только спустя 2 недели.
Алексей Пажитнов сейчас
С 2014 года фигурировали слухи, что по мотивам игры, разработанной в молодости Алексеем Леонидовичем, снимут художественный фильм. Накануне 2021 года стало известно о съемках картины с названием «Тетрис». Однако лента не экранизация компьютерной головоломки, а рассказ о биографии Пажитнова и его современников. В центре сюжета — приобретение прав на тетрис нидерландским дизайнером Хэнком Роджерсом. Роль Алексея Пажитнова в фильме исполняет Никита Ефремов, а «роль» столицы СССР — слегка загримированный Глазго. Премьера картины состоялась весной 2023-го на платформе Apple TV+.
Алексей Леонидович и Хэнк, и сейчас остающиеся хорошими друзьями, непосредственно участвовали в производстве ленты. При написании сценария было решено максимально точно отразить реальные события. При этом Пажитнов, прекрасно понимая «законы жанра», разрешил некоторые моменты приукрасить.
В интервью создатель «Тетриса» высказался о самой большой жалобе за жизнь. Единственное, о чем он переживал, это то, что не приложил руку к созданию современных игр. Новейшие технологии, в том числе использование искусственного интеллекта, в период его карьеры находились в зачаточном состоянии. Тем приятнее ему видеть детей, которые и сегодня с удовольствием играют в тетрис. А выход фильма, выразил надежду Пажитнов, мог стать для его детища вторым рождением.
В мае 2023-го Юрий Дудь (по решению Минюста РФ внесен в реестр СМИ — «иностранных агентов») на своем ютьюб-канале опубликовал выпуск, героем которого стал Алексей Леонидович.
Игры
- 1984 — Tetris
- 1989 — Welltris
- 1990 — Faces
- 1990 — Hatris
- 1990 — Knight Move
- 1993 — El-Fish
- 1994 — BreakThru!
- 1994 — Wild Snake
- 1995 — Ice & Fire
- 1995 — Clockwerx
- 1997 — Tetrisphere
- 1997 — Microsoft Entertainment Pack: The Puzzle Collection
- 1999 — Pandora’s Box
- 2005 — Hexic HD
- 2006 — Dwice
- 2007 — Hexic 2
- 2013 — Marbly
Интересные факты
- Дед программиста Николай Пажитнов служил в театре имени Евгения Вахтангова и снимался в таких известных фильмах, как «Мичман Панин» Михаила Швейцера и «12 стульев» Леонида Гайдая. Самая крупная роль актера — Николай Кукушкин в советской многосерийной драме «День за днем».
- В 1998 году трагически завершилась биография второго автора тетриса Владимира Похилько и членов его семьи. По версии следствия, мужчина охотничьим ножом и молотком убил жену и 12-летнего сына, а затем покончил жизнь самоубийством.
- Вадим Герасимов, в 16-летнем возрасте адаптировавший тетрис на архитектуру PC, сейчас живет в Австралии и работает инженером в корпорации Google.
- В начале 2021 года из жизни ушел 7-кратный чемпион мира по классическому тетрису американец Йонас Нойбауэр.