Биография
Елена Боннэр считалась одной из самых известных правозащитниц и диссиденток XX века. На судьбу женщины, прошедшей Великую Отечественную войну и вступившей в ряды КПСС, повлияли события Пражской весны и знакомство с будущим мужем — академиком Андреем Сахаровым. Поздний этап биографии был посвящен общественной деятельности, заключавшейся в критике военных конфликтов, разгоревшихся на территории бывшего Советского Союза, и поддержке российских и зарубежных демократических движений, объединявших тысячи людей.
Детство и юность
Биография Елены Георгиевны Боннэр началась в 1923 году в советском Туркестане. При рождении девочку звали Лусик Левоновна Кочарян.
Мать, Руфь Григорьевна Боннэр, представительница еврейской национальности, была членом Коммунистической партии. В конце 1937-го женщину арестовали и приговорили к восьми годам исправительных работ по статье 58-1 уголовного кодекса. О биологическом отце, армянине Левоне Саркисовиче Кочаряне (Кочарове), неизвестно почти ничего.
Отчим, Геворк Саркисович Алиханян, в начале 1920-х возглавлял секретариат ЦК КП(б) республики Армении, позже он занимал ответственные партийные посты в районных комитетах Ленинграда и Москвы. В конце 1930-х значимого политработника подвергли репрессиям и расстреляли. Елена осталась без обоих родителей по вине сотрудников НКВД.
Вместе с младшим братом осиротевшая девочка переехала в Северную столицу СССР к бабушке. Родные, организовавшие эвакуацию, позаботились о том, чтобы дети не попали в учебное заведение для потомков изменников родины, мало чем отличавшееся от тюрьмы.
Боннэр ходила в обычную школу и посещала факультативные занятия по литературе. Несмотря на «плохую» наследственность, ее приняли в комсомол. В старших классах, после отказа отречься от матери и отчима, уроженку Туркестана исключили из молодежной организации. Девушке пришлось работать уборщицей в жилищно-эксплуатационной конторе, чтобы не голодать.
Получив аттестат зрелости, Елена решила пойти по стопам тетушки, библиографа и краеведа Анны Гдальевны Боннэр, и поступила на филологический факультет педагогического института им. А. И. Герцена. Параллельно она прошла подготовку на кафедре медицины и получила профессию, пригодившуюся в годы Великой Отечественной войны.
Военные годы
В 1941 году Боннэр как военнообязанную призвали в ряды Красной армии. 18-летняя студентка помогала врачам санитарной «летучки» — железнодорожного состава, перевозившего раненых из Ленинграда в Вологодскую область. В ходе авианалета Елена получила серьезное ранение и несколько месяцев провела в госпиталях.
Встав на ноги, девушка вернулась в зону военных действий в роли старшей медсестры специализированного поезда. Героиня получила погоны лейтенанта, спасая солдат и офицеров. День Победы медработник с неоконченным литературным образованием отпраздновала в австрийском городе Инсбруке.
Вернувшись на территорию СССР, опытная сестра милосердия стала замначальника медицинской бригады саперного батальона, охранявшего карело-финское направление. В конце лета 1945-го дочь репрессированных армянина и еврейки демобилизовали и признали инвалидом. В конце 1980-х правительство наградило ее орденом Отечественной войны II степени.
Карьера и правозащитная деятельность
Конфликт с гитлеровской Германией в молодости заставил Елену отказаться от карьеры литератора и в качестве профессии выбрать лечебное дело. В 1953-м она окончила 1-й Ленинградский медицинский институт и стала терапевтом, педиатром, а затем завучем московского специализированного училища и наставницей молодых.
Нереализованные способности пригодились для написания статей для журналов «Нева» и «Юность», а также участия в составлении альманаха «Актеры, погибшие на фронтах Отечественной войны» и книги «Всеволод Багрицкий. Дневники, письма, стихи». Помимо этого, участница Великой Отечественной войны составляла тексты для радиотрансляций, редактировала публикации для издательства «Медицина», была внештатным литконсультантом в Союзе писателей СССР.
В конце 1960-х жизнь Боннэр резко изменилась. Поводом к переоценке ценностей стали события Пражской весны, приведшие к реформам и децентрализации власти в Чехословакии. Пробыв несколько лет членом Коммунистической партии, женщина покинула ее ряды и стала постоянной участницей процессов над диссидентами.
Во время поездки в Калугу, где слушалось дело Бориса Вайля и Револьта Пименова, Елена познакомилась с советским ученым Андреем Дмитриевичем Сахаровым. При поддержке разработчика термоядерного оружия она приложила руку к передаче на Запад дневников арестованного за антисоветские политические взгляды публициста Эдуарда Кузнецова.
В 1974-м Боннэр помогла академику учредить благотворительный фонд для детей политических заключенных. Спустя короткий промежуток времени она представляла одного из лидеров правозащитного движения на вручении Нобелевской премии мира и присутствовала при создании Общественной группы содействия выполнению хельсинских соглашений в СССР.
Побывав в ссылке в городе Горьком, уроженка Туркестана попала под пристальное внимание сотрудников Комитета госбезопасности. Квартиру регулярно обыскивали, подвергали гонению родных и друзей. Несмотря на это, Елена Георгиевна сохранила присутствие духа и с конца 1980-х стала инициатором появления таких клубов и объединений, как «Мемориал» и «Московская трибуна». В 1990-х она являлась членом комиссии по правам человека при президенте Борисе Ельцине, в 2000-х выступала на стороне защиты группы «Медиа-Мост» и журналистов телевизионной компании НТВ.
Последний этап жизни был связан с Соединенными Штатами Америки. Боннэр поселилась в Бостоне рядом с собственными детьми. Из-за океана диссидентка осуждала позицию России в отношении обострившейся политической ситуации в Республике Южная Осетия. Она присоединилась к группе граждан, требовавших отставки президента Владимира Путина и подписалась под петицией Андрея Пионтковского, опубликованной на сайте «Путин должен уйти».
Личная жизнь
В ранней юности Елене Георгиевне некогда было думать о личной жизни. Пережив Великую Отечественную войну, она сочеталась браком с Иваном Васильевичем Семеновым и родила двоих детей — дочь Татьяну и сына Алексея, претендовавших на статус граждан США с конца 1970-х годов.
Вторым из законных мужей стал советский ученый Андрей Дмитриевич Сахаров. С 1972-го пара вместе занималась общественными проектами, а после кончины супруга вдова постаралась увековечить память академика путем создания международных неправительственных организаций, представлявших собой общественную комиссию и именной фонд.
Смерть
Причиной смерти жены Андрея Сахарова стала ишемическая болезнь сердца. Боннэр ушла из жизни в Бостоне в 2011 году.
По наказу правозащитницы официальных похорон в США не было. После прощальной церемонии тело кремировали, а урну с прахом перевезли в Москву и закопали на кладбище рядом с могилами мужа, матери и младшего брата.
Награды и премии
- 1988 — Орден Отечественной войны II степени
- 1991 — Премия памяти профессора Торолфа Рафто
- 1993 — Награда «За свободу Прессы»
- 2000 — Премия Ханны Арендт
- 2009 — Командорский Крест ордена Заслуг перед Республикой Польша
- Почётный доктор права ряда американских и европейских университетов
- Премия Международного фонда имени Рауля Валленберга
- Медаль свободы Трумана — Рейгана
Интересные факты
- Когда ближайшие родственники подверглись репрессиям, Боннэр предпочла сменить имя. Она назвалась Еленой в честь героини романа «Накануне» Ивана Сергеевича Тургенева.
- Правозащитники, активисты общественных движений и юристы открыли в России Школу прав человека имени Елены Боннэр. Проект поддерживает ряд организаций, в том числе Сахаровский центр.
- Уроженку Туркестана пытались впутать в дело инженера Моисея Злотника, обвинявшегося в убийстве супруги Елены Доленко. Никаких подтверждений информации об участии в любовном треугольнике сотрудники правоохранительных органов не нашли, однако семья Сахаровых и их коллеги получили фотокопии рукописи следователя Льва Шейнина под названием «Исчезновение».
- После смерти родителей Боннэр задумала написать книгу воспоминаний. Произведение «Дочки-матери. Мемуары» опубликовали в России в начале 1990-х годов.