Биография
Томас Вулф относится к когорте писателей «потерянного поколения», он является автором романов, драм, рассказов и повестей. Американец, живший в первой половине XX века, прославился благодаря оригинальному стилю, в его произведениях гармонично сочетались автобиографичность, лирическая поэтика и фантастический импрессионизм.
Детство и юность
Биография Томаса Клейтона Вулфа началась осенью 1900 года в американском штате Северная Каролина. Он был младшим сыном Уильяма Оливера и Джулии Элизабет — представителей еврейской национальности, проживавших в городе Ашвилл и воспитывавших восьмерых детей.
Отец был мастером художественной резки по камню и владельцем похоронного бизнеса, мать скупала недвижимость в окрестностях и содержала пансионат. Будущий писатель большую часть времени находился на попечении родительницы, его самым преданным другом был рано умерший старший брат.
В раннем детстве Томас полюбил литературу, особенно книги классических авторов. Достигнув 15-летнего возраста он поступил в государственный университет штата, примкнул к дискуссионному клубу, именовавшему Обществом диалектики и филантропии, и вступил в студенческое братство, названное «Пи Каппа Фи».
По совету преподавателей и однокурсников американец записался на курс драматургии, его дебютную пьесу «Возвращение Бака Гэвина» поставил любительский учебный театр.
Окружающие отметили, что у Вулфа был талант к сочинительству. Развивая его, юноша редактировал студенческую газету и писал эссе, завоевывавшие премии. В 1920-м будущий писатель получил степень бакалавра искусств и продолжил образование в Гарвардском университете, считавшемся лучшим учебным заведением Соединенных Штатов. За короткий период он создал ряд пьес, с успехом представленных в мастерской профессора Джорджа Пирса Бейкера.
Став магистром, в 1923-м Томас отправился в Нью-Йорк и попытался продать собственные произведения на Бродвее. Потерпев фиаско, он переквалифицировался в педагоги и на протяжении некоторого времени преподавал студентам университетов английский язык.
Творчество
В начале творческой карьеры Вулф не мог пристроить ни одной готовой драмы. Театралов, привыкших к динамичному развитию событий, отпугивал объем. Когда пьесу «Добро пожаловать в наш город» отвергла Гильдия режиссеров, автор неожиданно для себя обнаружил, что его стиль больше подходит для художественной прозы. Он отправился в Европу, чтобы вдохновляться и писать.
Первым значительным произведением стала автобиография «Взгляни на свой дом, ангел». В литературно-фантастической форме Томас описал историю собственной семьи. Рукопись попала в руки редактора, работавшего с Фрэнсисом Скоттом Фицджеральдом и Эрнестом Хемингуэем. Прочитав более тысячи страниц, Максвелл Перкинс сократил и опубликовал роман в знаменитом американском издательстве Чарльза Скрибнера.
Произведение стало бестселлером в Германии и Великобритании, хотя образы представителей рода Гантов вызвали негодование родных. Только старшая сестра Мейбл оценила мастерство писателя, в послании она рекомендовала брату не считаться с мнением остальных.
Дебютное произведение принесло Томасу известность и стипендию Гуггенхайма. Спустя 4 года он окончил работу над многотомной эпопеей «Октябрьская ярмарка». Рассмотрев коммерческий потенциал произведения, он представил миру всего одну книгу, названную «О времени и о реке», где прототипами главных героев стали любовница Алина Бернстайн и литературный агент Максим Либер.
Споры, разгоревшиеся вокруг нового романа, побудили Вулфа расторгнуть контракт с редактором, оказывавшим на него сильное давление, и предпринять масштабное путешествие по Европе в поисках новых идей. В ходе поездки он стал свидетелем случаев дискриминации евреев, по возвращении в Соединенные Штаты Америки пришло переживание за судьбу многочисленных друзей.
Чувство разочарования нацистской идеологией, направленной против представителей разных народностей, нашло отражение в рассказе «Домой возврата нет», анонсированного в журнале «Новая республика». Книги Томаса запретили в ряде государств, поддерживавших Адольфа Гитлера. Писателю также не рекомендовали появляться на австрийской и немецкой земле.
В течение года Вулф работал над новыми произведениями. В 1937-м библиография пополнилась повестью «Чикамога», посвященной гражданской войне в Соединенных Штатах Америки.
Личная жизнь
В 1925 году, возвращаясь из путешествия по Европе, Вулф познакомился с Алиной Бернстайн — сценографом Театральной гильдии Нью-Йорка. Дама, являвшаяся женой биржевого маклера и имевшая двоих детей, была на 19 лет старше писателя, но это не помешало войти в его личную жизнь.
Роман, длившийся 5 лет, по инициативе представительницы прекрасного пола прекратился. Однако дружеские отношения бывшие любовники сохранили до конца. Женщина выступала в роли в роли музы, читателя и главного спонсора. Она стала прототипом героинь романа «Взгляни на дом свой, ангел», а также вдохновительницей произведений «О времени и о реке» и «Паутина и скала».
Перед тем как впасть в кому, тяжелобольной Томас звонил подруге. Он сообщил, что, несмотря на обстоятельства, не перестает любить. После смерти Вулфа стало известно, что у Бернстайн остались черновики и рукописи, женщина хранила их как символ счастья, которое было сложно забыть.
Смерть
В 1938 году, заключив контракт с редактором Эдвардом Асуэллом и передав ему рукописи неопубликованных произведений, Вулф отправился в турне по западным штатам. В дневниках он отмечал, что собирался отойти от проблем собственной семьи и окружающих и думал более глобально изображать мир.
Планам не суждено было осуществиться, потому что в дороге Томас простудился и провел длительное время в больницах с диагнозом «пневмония». Писатель впал в кому, потому что болезнь повлияла на мозг. Врачи как могли боролись за жизнь автора автобиографических романов, но причиной смерти в сентябре 1938 года стал милиарный туберкулез.
Перед кончиной Вулф отправил послание Максу Перкинсу и поблагодарил его за сотрудничество. Автор признал важность редактора для успеха оригинальных трудов.
После того как тело отвезли на кладбище Риверсайда и похоронили в могиле по соседству с умершими родными, некрологи с хвалебными отзывами написали журналисты из разных городов.
Библиография
- 1921 — «Горы»
- 1922 — «Добро пожаловать в наш город»
- 1929 — «Взгляни на дом свой, ангел»
- 1935 — «О времени и о реке»
- 1935 — «От смерти до утра»
- 1939 — «Паутина и скала»
- 1940 — «Домой возврата нет»
- 1941 — «За холмами»
- 1948 — «Помещичий дом»
Фильмография
- 1961 — «Взгляни на дом свой, ангел»
- 1972 — «Вспоминая лето в Берлине»
- 1979 — «Домой возврата нет»
- 2016 — «Гений»
Интересные факты
- За биографию Томаса Вулфа гарвардский историк Дэвид Герберт Дональд в конце 1980-х получил Пулитцеровскую премию.
- В Северной Каролине есть дом-музей американского писателя, там выставлены семейные фотографии, личные вещи, книги и дневники.
- В конце 1970-х энтузиасты основали общество Томаса Вулфа и учредили творческую премию. Публикации о литераторе и имена обладателей награды печатаются в ежегоднике The Thomas Wolfe Review.
- О жизни писателя, его становлении и карьерном росте, рассказывает художественный фильм «Гений». Главные роли в картине сыграли Джуд Лоу, Николь Кидман и Колин Ферт.
- В 1960-х — 1970-х появились экранизации романов Вулфа: немецкая картина «Взгляни на дом свой, ангел» и американская «Домой возврата нет».