Биография
Еще в 60-х годах прошлого столетия в аннотациях к произведениям Вирджинии Вулф поясняли, кто эта женщина. Уточняли, что она дочь известного критика и жена английского писателя, журналиста. Только позднее признали талант и огромный вклад в литературу. Вулф – феминистка, одна из основоположниц «женской прозы», чьи романы и рассказы покоряют необычной формой и литературной игрой.
Детство и юность
Вирджиния родилась в лондонской семье аристократов. Отец Лесли Стивен был знаменитым литературным критиком, а мама Джулия Дакуорт работала натурщицей, известна как филантроп. За плечами родителей уже было по одному браку, оба овдовели. Лесли воспитывал дочь, а Джулия троих детей. Наследники все вместе росли в новой семье.
Вирджиния – общая дочь Стивена и Дакуорт, у нее были два единокровных брата и старшая сестра. Глава семьи в силу своей профессии дружил с представителями литературных кругов, в доме часто гостили писатели, философы, поэты.
Например, на огонек заглядывали Генри Джеймс и Джордж Генри Льюис. Такое тесное знакомство сказывалось на воспитании наследников. Кроме того, в свободном доступе находилась огромная библиотека. Будущая писательница хорошо знала английскую литературу, изучала с репетиторами греческий язык.
Однако аристократическое благополучие было не более чем красивой оберткой. По утверждению биографов, маленькая Вирджиния вместе с сестрой подвергалась сексуальным домогательствам со стороны старших братьев от предыдущего брака матери. Страх к физической любви прожил с женщиной всю жизнь.
Когда девочке исполнилось 13 лет, в семье случилось горе – скончалась мама. Событие оказалось ударом, Вирджиния пережила нервный срыв. В скором будущем ждала целая вереница трагедий: от тифа умер любимый брат Тоби и старшая сестра, а потом и глава семьи.
Отношения с отцом очень повлияли на внутренний мир Вирджинии. После смерти супруги Лесли постепенно превращался в деспота, делая существование домашних невыносимой мукой. Когда он умер, родственники облегченно вздохнули, а вот Вирджиния впала в депрессию и даже оказалась в психиатрической больнице.
Она так и не обрела свободу от отца: постоянно вела внутренние диалоги с ним, обвиняла в тех или иных поступках, находила оправдания. Уже на закате жизни писала в дневнике:
«Как ребенок, я его осуждаю, как 58-летняя женщина — понимаю, то есть я хочу сказать — отношусь терпимо. Возможно, оба взгляда правильны?»
С принципами феминизма писательница познакомилась еще в юности, когда училась на курсах королевского колледжа. Здесь судьба свела с женщинами, которые обладали реформаторскими на тот момент взглядами - Кларой Патер, Лилиан Фейтфулл, Джорджиной Уорр.
А чуть позднее, после смерти отца, ее собственный дом превратился в кружок интеллектуалов. Вместе с сестрой Ванессой Белл и братом Адрианом продали родительский особняк, купив жилье в богемном районе Блумсбери. Здесь стали собираться молодые художники и писатели, общество получило известность как «кружок Блумсбери».
Литература
Творческая биография писательницы началась в 1905 году. Дебютировала как автор рецензий на литературные произведения современников и статей в журнале «Таймс». Первый же роман увидел свет в 1915 году – вышла книга «По морю прочь». Спустя десять лет родилось одно из самых значимых произведений Вирджинии Вулф «Миссис Дэллоуэй», повествующее об одном дне светской дамы. В центре сюжета - история любви, для которой не важны ни мир, ни войны.
Переосмыслить отношения в собственной семье женщина взялась в романе «На маяк» (1927). В книге предстали характеры ее отца и матери. Вулф не только выплеснула гнев по поводу тирании главы семейства. Здесь подняла вопросы неравенства в воспитании мальчиков и девочек. Дело в том, что Вирджинии не давало покоя решение родителей обучить сыновей в Кембриджском университете, тогда как дочери довольствовались услугами приглашенных на дом преподавателей и кратковременными курсами в колледже.
Нетерпимость к патриархальному укладу отразилась также в более поздних эссе «Своя комната» и «Три гинеи», вошедших в золотое наследие феминистской критики. Виновной в войнах и в том, что мужчины растут жестокими и беспощадными, Вулф видела именно патриархальность общества.
Еще одной важной литературной работой признан сатирический роман «Орландо», для которого часть мотивов писательница позаимствовала из биографии подруги Виты Сэквилл-Уэст. Сюжет растягивается на 350 лет, начинаясь в эпоху Елизаветы I и заканчиваясь во времена Просвещения. Юноша по имени Орландо успевает влюбиться, разочароваться в чувствах, превратиться в женщину и даже стать матерью. Произведение, отличающееся блестящей литературной игрой, было задумано как объяснение любви к Вите.
К началу 30-х годов англичанка обращается к жанру экспериментального романа. Из-под ее пера выходят «Волны», состоящие из девяти небольших пьес. Пишет она и рассказы – «Ювелир и герцогиня», «Дом с привидениями» и другие. Использование метафор, четкие высказывания – не единственное, за что читатели тут же влюбляются в творчество писательницы. Женщина убирает события на второй план, во главу угла ставя психическое состояние персонажей. Это позволяет погрузиться в мысли героев, понять их отношение к происходящему.
Вирджиния вела дневниковые записи. После ее смерти муж отредактировал тетради, оставив очень мало эпизодов, относящихся к творчеству. И все-таки в произведении наряду с описаниями событий и людей нашлось место рассуждениям о своих рассказах, романах и статьях. Свет увидели четыре тома книги «Дневник писательницы».
Все произведения женщины вышли в издательстве «Хогарт Пресс», которое она вместе с мужем открыла в 1917 году. Здесь печатались труды и других авторов, которые Вирджиния самостоятельно набирала и редактировала.
Личная жизнь
В 1912 году девушка вышла замуж за члена «кружка Блумсбери», литератора и журналиста Леонарда Вулфа, с которым и прожила до конца дней. Семейная жизнь поначалу оказалась непростой – Вирджиния не могла преодолеть страх перед сексуальной близостью. В итоге супруг смирился, пару объединяла платоническая любовь.
Леонард трепетно относился к жене, во всем поддерживал. Брак превратился в интеллектуальный союз, основанный на взаимном уважении. Вулф создал идеальные условия, чтобы Вирджиния могла с комфортом писать.
И все-таки в личной жизни писательницы нашлось место трепетным чувствам, что исследователи относят к самым интересным фактам биографии. Когда Вирджинии исполнилось 40 лет, в нее влюбилась аристократка Вита Сэквил-Уэст. Отношения продлились пять лет. Супруг не возражал против этой любовной связи, тем более роман пошел только на пользу – в годы встреч с Витой Вирджиния написала лучшие свои произведения.
Смерть
Вулф страдала психическим заболеванием, часто попадала в клинику на лечение. С годами болезнь прогрессировала, заставляла на время бросать перо. Усугубила ситуацию начавшаяся Вторая мировая война. Писательница боялась, что фашисты доберутся и до Англии, ведь тогда мужа-еврея ждала бы страшная участь. Женщина договорилась с Леонардо: в случае немецкой оккупации оба покончат жизнь самоубийством.
1941 год Вирджиния встречала в ужасном состоянии. Не стихали головные боли, голоса в голове становились более четкими, женщина раздражалась по поводу и без, а медики разводили руками. Как считают современные психиатры и врачи, Вулф страдала маниакально-депрессивным психозом. Еще одной причиной болезни называют опухоль мозга.
Весной Вирджиния написала супругу прощальное письмо, где попросила прощение и объяснила, что больше не в силах мучить себя и его. 28 марта 1941 года писательница утопилась в реке Оуз.
Библиография
- 1915 - «По морю прочь»
- 1919 – «День и ночь»
- 1925 – «Миссис Дэллоуэй»
- 1927 – «На маяк»
- 1928 – «Орландо»
- 1931 – «Волны»
- 1933 – «Флаш»
- 1937 – «Годы»
- 1941 – «Между актов»
Цитаты
«У каждой женщины, если она собирается писать, должны быть средства и своя комната».
«Самое удивительное при влюбленности (а это была влюбленность, ведь верно?) — совершенное безразличие к окружающим».
«Жизнь ничего не имеет общего с тем, чтоб сидеть на стуле и думать. Мыслить и жить — два полярно противоположных занятия».
«Ничто так не отравляет счастье, так не приводит в ярость, как сознание, что другой ни в грош не ставит что-то для вас драгоценное».
«А что там, наверху? Должно быть, ощущение, что все ступеньки уже позади».