Биография
Александра Соколовская разделила незавидную судьбу многих революционеров. За плечами хрупкой женщины – тюрьмы и ссылки, она пережила дочерей, но так и не отказалась от политических убеждений. Скоро с вехами жизни жены Льва Троцкого российский зритель познакомится в многосерийном фильме «Троцкий». Картина, созданная к 100-летию революции, выйдет на «Первом канале».
Детство и юность
Шура родилась в 1872 году, в украинской глубинке Днепропетровской области. Семья Соколовских была небогата, образованные родители выше материальных ценностей ставили нравственность, высокие идеалы и книги. Воспитывая шестерых детей – Александру, Илью, Григория, Марию, Ольгу и Эммануила, – отец постарался привить стремление к служению народу. Все в юности примкнули к разным революционным течениям.
Александра окончила акушерские курсы в Одессе. Во время учебы познакомилась с революционерами и окончательно определилась с путеводной звездой жизни – ею стал марксизм.
Революция
Весной 1896 года в Николаеве, где не так давно поселилась Александра, образовался революционный кружок. Рабочая молодежь и студенты собирались под сенью деревьев сада Франца Швиговского, чешского социалиста. Численность кружка росла как снежный ком благодаря нескольким николаевским заводам – на предприятиях трудились восемь тысяч человек. Через год первая в городе социал-демократическая организация объединяла 250 молодых девушек и юношей, в нее входили Александра и двое ее братьев.
Авторы кружка сначала именовали свое детище народным университетом, позднее прикрепилось более громкое имя – «Южно-русский рабочий союз». Ведение одного из направлений доверили Шуре Соколовской, девушка доказывала правоту научного социализма.
Убежденная марксистка с лицом Сикстинской Мадонны купалась в мужском внимании: историки говорят, что большинство членов кружка были немного влюблены в Шуру. Однако Александра выбрала подающего надежды юного революционера Льва Бронштейна – будущего Троцкого. Вскоре Лева стал лидером организации, а город наводнился прокламациями и листовками.
Волна арестов захлестнула Николаев в январе 1898 года. Массовые задержания коснулись более 200 человек, в тюрьме оказались и Александра Соколовская со Львом Троцким. Пара получила четыре года ссылки в Восточную Сибирь.
Изгнание, конечно, не изменило взглядов убежденной социалистки. Вернувшись в Николаев, Александра продолжала пропагандистскую деятельность, хотя и находилась под особым контролем властей. Переписывалась с товарищами по политическим взглядам и мужем, который сбежал за границу. В 1906 году вновь угодила в тюрьму, откуда женщину сослали в Олонецкую губернию. Впрочем, ей удалось бежать.
Александра Львовна обогатила биографию участием в революционных событиях в Николаеве, а после окончательного свержения царской власти перебралась в Петроград. В городе на Неве женщина развернула бурную деятельность – вошла в число основателей питерского комсомола и возглавила комсомольскую газету.
Соколовская преподавала историю в школах и даже заведовала учебной частью в Петришуле. Работа в наркомате образования сблизила революционерку с Надеждой Крупской. Однако Александра Львовна относилась к поредевшим рядам троцкистов, переписывалась с мужем и товарищами и в любой день могла быть арестованной. Что и случилось в 1934 году.
Личная жизнь
В государственном архиве Николаевской области хранится любопытный документ – письмо-прошение, адресованное губернатору Иркутска. Родители Льва Троцкого просят не отправлять сына в ссылку вместе с Соколовской – великовозрастной дамой, старше наследника на шесть лет. Мол, девушка сбила ребенка с правильного пути и хочет выйти замуж, чтобы быть рядом в изгнании и способствовать полной нравственной гибели. Бронштейны уверены в том, что сын без девицы Соколовской быстрее исправится и станет полезным обществу.
Письмо пришло с опозданием – еще в столичной пересыльной тюрьме пара сочеталась браком, и Александра Львовна на правах законной супруги последовала в ссылку вместе с мужем. Соколовская вплоть до самой смерти останется официальной женой Льва Троцкого, хотя революционер во Франции встретит Наталью Седову, которую назовет второй супругой.
Личная жизнь Александры Соколовской сложилась трагично, во многом благодаря тому, что женщина принесла себя в жертву социалистическим идеалам. В ссылке родились две дочери – Зина и Нина. Спустя четыре года после рождения Зинаиды, при поддержке супруги Троцкий бежал из родной страны в Лондон. В автобиографии «Моя жизнь» Лев Давидович написал:
«Жизнь в сибирских условиях была нелегка. Мой побег должен был возложить на Александру Львовну двойную ношу. Но она отводила этот вопрос одним словом: надо. Революционный долг покрывал для нее все другие соображения, и прежде всего личные. Потом мы встречались только эпизодически. Жизнь развела нас, сохранив ненарушимо идейную связь и дружбу».
В дальнейшем Александру ждала очередная ссылка. Девочек воспитывали родители мужа, с матерью окончательно воссоединились в 1917 году. Живя в Петрограде, иногда виделись с вернувшимся на родину отцом. На сохранившихся семейных фото рядом с Троцким часто позирует старшая дочь Зина.
Дочери пошли по стопам родителей, присоединившись к революционной деятельности. И мужей выбрали под стать. Нина вышла замуж за левого оппозиционера Мана Невельсона, родила двоих детей, но в 1928 года скончалась от чахотки, так и не дождавшись супруга из ссылки. Малышей на воспитание взяла бабушка.
Муж старшей дочери Платон Волков – тоже ссыльный оппозиционер. В браке родилось двое детей. Зина побывала под арестом дважды, девушка не отличалась богатырским здоровьем, часто болела, даже перенесла операции на легких. В 1931 году Зинаида, взяв маленького сына, а дочь оставив на попечении бабушки, отправилась на лечение к отцу, в Германию.
Год спустя Иосиф Сталин лишил членов семьи Троцкого советского гражданства. Психика Зины не выдержала – женщина покончила жизнь самоубийством, открыв газ в квартире.
Смерть
После ссылки на Колыму Александра Соколовская попала этапом в Москву, где ожидала решения Военной коллегии Верховного суда СССР. 29 апреля 1938 года прозвучал приговор о высшей мере наказания, женщину тут же расстреляли.