Биография
Мария Тальони — итальянская балерина эпохи романтизма, с ее легкой руки появилась мода на пуанты и пачку. Имя артистки балета гремело по всей Европе, зрители восхищались легкостью и грацией. Николай Гоголь дал ей такую характеристику:
«Тальони — воздух. Воздушнее еще ничего не бывало на свете».
Детство и юность
Мария родилась 23 апреля 1804 года в столице Шведского королевства Стокгольме. Отец девушки, Филиппо Тальони, прославленный хореограф и педагог, оказал большое влияние на профессиональную биографию дочери, а мать, София-Эдвига Карстен, работала солисткой балетной труппы. Наполеоновские войны разлучили молодую семью: пока глава семейства трудился в Италии и Швейцарии, жена с детьми жили в Париже.
Мария вместе с братом Полем Тальони с детства занимались балетом, учителем девушки стал прославленный французский педагог Франсуа Кулон. Сокурсницы дразнили балерину за нестандартную фигуру, за ней закрепилось прозвище «горбунья». Длинные руки и большие ступни с неимоверной худобой едва не поставили крест на профессиональной карьере танцовщицы, пока обучение в свои руки не взял отец.
Балет
В 1821 году Филиппо перевез юную балерину в Вену и усиленно готовил дочь к дебюту на сцене. История Марии напоминает по сюжету сказку Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок»: угловатый ребенок, пройдя через унижения и оскорбления, благодаря упорству на тренировках превратился в ведущую солистку труппы. Отец был строгим учителем, он требовал выверенных до автоматизма движений, занятия шли по индивидуальной программе.
Филиппо создал запоминающийся образ для девушки, он понимал, что из-за нехарактерной внешности Марии будет трудно добиться популярности. Первый выход Тальони на сцену в балете «Прием молодой нимфы ко дворцу Терпсихоры» вызвал фурор. Девушка появилась на публике в белом платье, удлиненная юбка, закрывающая колени, подчеркивала воздушность и грацию. Целомудрие стало частью сценического имиджа. Сохранился ее ответ австрийскому принцу на вопрос про длину одежды:
«Разве бы вы позволили вашей супруге или дочери надеть короткое платье?».
Мария шла к славе через годы тренировок, о покорности девушки перед отцом слагали легенды. Она стирала ноги в кровь, теряла сознание, но упорно стремилась к успеху. В 1827 году «Венецианский карнавал» покорил Париж, затем последовал триумф в Лондоне. В честь балерины слагали оды, образ сравнивали с фигурой бабочки, журналисты и критики писали восторженные рецензии, а садовники вывели новый сорт белой розы, названный ее именем. Причина популярности заключалась в умении вжиться в образ. Тальони заставляла зрителей сопереживать героиням постановок.
12 марта 1832 года в Гранд-Опера в Париже состоялась премьера постановки «Сильфида» — романтического балета в двух действиях, основанного на новелле Шарля Нодье. Новаторский подход Филиппо и Марии ознаменовал приход эры романтизма, сформировались классические балетные приемы: пальцевая техника и затяжные прыжки. С помощью пуантов был достигнут эффект иллюзии парения над землей, зрители обсуждали воздушную грацию балерины.
Мария стала первой танцовщицей, которая весь спектакль провела на пуантах. Туфли специально сделали жесткими, добавив в них каркас, а имя Тальони навсегда вошло в историю балета. Сохранилась легенда, что отец готов был сгореть со стыда, если услышит хоть раз звук от приземления дочери после акробатического прыжка. Однажды Филиппо назвал лжецом соседа снизу, который пожаловался на постоянный шум из-за тренировок.
Пуанты Тальони стали культовым предметом еще при ее жизни, она часто дарила их поклонникам. При этом балерина очищала обувь от ваты, чтобы сохранить в тайне размер ноги. В России с туфельками случился забавный эпизод: их продали на аукционе, а почитатели таланта итальянки съели балетный атрибут в ресторане.
Отец и дочь после успеха «Сильфиды» гастролировали по Европе до завершения профессиональной карьеры в 1847 году, долгий период жили в России. Мария не покинула балет, она давала платные уроки начинающим танцовщицам, руководила балетной школой Парижской оперы. В 1860 году постановка Тальони «Бабочка» имела оглушительный успех в Европе, в главной роли выступала ее ученица Эмма Ливри. Трагическая смерть французской балерины на репетиции шокировала публику, а балет исчез из репертуара, несмотря на популярность.
Личная жизнь
Личная жизнь покорительницы мужских сердец Марии Тальони сложилась неоднозначно, брак с графом Жильбером де Вуазеном распался после череды скандалов. Балерина родила двоих детей, но практически не занималась воспитанием сына и дочери. Она привыкла жить в роскошной обстановке, щепетильно относилась к выбору мебели и посуды, проводила время на итальянских виллах.
В России Мария крутила любовные романы, поклонники забрасывали ее цветами после выступлений, на спектакли постоянно приходил Николай I. Особые отношения у балерины сложились с Александром Трубецким, они жили вместе несколько лет. Тальони родила возлюбленному сына, а в 1852 году князь неожиданно женился на дочери танцовщицы от первого брака с графом Вуазеном.
В документальном фильме «Айвазовский. На гребне волны» рассказывается легенда о мимолетной связи Тальони и русского художника-мариниста Ивана Айвазовского. Молодого человека сбила карета балерины, и этот эпизод якобы стал началом их романа, продолжившегося в Венеции. Однако на признание художника в любви танцовщица ответила отказом, настояв на том, что Иван должен вернуться в Россию. Но после разрыва Мария не забыла возлюбленного и каждый год отправляла ему цветы на день рождения.
Смерть
Прославленная балерина умерла в канун дня рождения, 22 апреля 1884 года в Марселе, смерть наступила по естественным причинам. Ее похоронили на кладбище Сен-Шарль, затем прах перенесли в могилу сына в Пер-Лашез. На надгробии выбита следующая эпитафия:
«Земля, не дави на нее слишком сильно, ведь она так легко ступала по тебе».
Могилу балерины ошибочно ищут на Монмартре, где похоронена мать актрисы, сюда молодые танцовщицы несут свои первые пуанты. Администрация кладбища с уважением относится к этому обычаю и не убирает обувь, на надгробии часто образуется холм из цветов и балетных аксессуаров.
Интересные факты
- Отец девушки, представитель балетной династии Тальони, встретил рождение дочери всего одним вопросом: «А танцует хорошо?».
- Филиппо репетировал каждый танец Марии, все ее движения были выверены до мелочей. Однако в дебютном выходе на сцену балерина забыла рисунок танца и стала импровизировать. Зал встретил такой ход овацией.
- Семья Тальони исколесила во время гастролей всю Европу. Однажды на границе девушку спросили о наличии драгоценностей. Мария сняла обувь с ног и дала следующий ответ: «Вот они!».
- В 2022 году в Санкт-Петербурге прошел международный конкурс Maria Taglioni LE PAPILLON в честь великой итальянской танцовщицы, изменившей балет. Участницам встречи вручили памятные дипломы, выполненные в стиле афиш выступлений Марии Тальони.