Биография
Архитектор Вячеслав Олтаржевский успел поработать в дореволюционной России, США и СССР. Его авторству принадлежат многие масштабные здания Москвы, хотя признание талант получил только спустя годы после смерти.
Детство и юность
Будущий градостроитель родился 29 марта 1880 года в Москве в большой семье, где воспитывались еще четверо детей. В 5-летнем возрасте потерял отца, погибшего в железнодорожной катастрофе, и из-за материальных трудностей вдовы попал в приют, а затем — в коммерческое училище при Набилковской богадельне.
В детстве мальчик зачитывался произведениями Фенимора Купера и Томаса Майн Рида, представляя Америку как сказочную страну, играл в индейцев под прозвищем Кривой Клык. Вместе с приятелем он даже украл в училище припасы и компас и отправился пешком до Атлантики, где намеревался устроиться юнгой на пароход, следующий на континент мечты. Правда, беглецы добрались только до окраины Москвы, где их задержал жандарм и с позором вернул в богадельню.
В 1901-м юноша подал документы в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где выбрал отделение архитектуры. Четырьмя годами позже бежал от первой русской революции в Вену и учился у Отто Вагнера, а диплом столичного училища с отличием забрал на родине в 1908-м.
Архитектура
Первые шаги в профессии Олтаржевский сделал еще в студенчестве. Архитектор помогал своему педагогу Иллариону Иванову-Шицу со строительством железной дороги и купеческого клуба в Москве (нынешний театр «Ленком»).
Проявить же зодческий талант Вячеславу Константиновичу удалось после выпуска, когда начал угасать интерес к модерну и стала возрождаться мода на неоклассицизм. До революции градостроитель работал над многими проектами, включая квартал Северного страхового общества, Киевский вокзал, доходный дом Бурениных.
В Первую мировую войну Олтаржевский был армейским инженером в тылу. В 38 лет стал красноармейцем и военным инженером. Спустя 3 года мужчина возглавил отдел в Сельстрое при Наркомземе РСФСР. С 1922-го замещал главного архитектора Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, располагавшейся на территории нынешнего парка имени Максима Горького.
По официальной легенде, придуманной впоследствии им самим, в 1924-м именитого москвича командировали в США для изучения современных технологий создания небоскребов. На самом же деле далекий от постреволюционных веяний Вячеслав Константинович возвращаться не планировал и исполнил детскую мечту об эмиграции на родину индейцев.
Не знавшему английского языка Олтаржевскому поначалу приходилось туго, однако благодаря организованности и собранности он вскоре научился бегло говорить и писать. Иммигрант устроился помощником десятника на стройку, быстро продвинулся по службе и стал чертежником.
Через 4 года Вячеслав Константинович подал прошение о натурализации и тут же поступил в Нью-Йоркский университет, потому что российский диплом на новой родине не принимали. Он отучился экстерном, получил степень профессора и открыл бюро. Разработал проекты для курорта «Королевские сосны», коммерческих и офисных зданий, состязался в конкурсах на лучший эскиз доминиканского монумента Христофору Колумбу и американского Рокфеллер-центра, читал лекции в Колумбийском университете.
Американское гражданство, ради которого ему пришлось отречься от советского, коренной москвич получил в 1930-м и ненадолго уехал работать в Париж, где разработал несколько жилых домов и продумал конкурсный концепт парижской площади Фердинанда Фоша, который привлек внимание члена Политбюро Николая Бухарина и в будущем подвел Вячеслава Константиновича под статью.
В период Великой депрессии в США Олтаржевский выпустил альбом рисунков «Современный Вавилон», писал статьи для каталога «Американская техника». В 1934-м к нему обратились советские архитекторы, приехавшие перенимать у американцев опыт и уговаривать советских иммигрантов, имевших опыт проектирования небоскребов, вернуться в Москву, переживающую строительный бум. У Вячеслава Константиновича взыграло честолюбие, и он согласился.
Конкурсный проект ВСХВ, будущей ВДНХ, видный градостроитель разработал в 1935-м, хотя и не имел четкого представления, какими должны быть павильоны. Годом позже получил одобрение и приступил к строительству, осложнявшемуся волокитой с финансированием, снабжением скверными материалами и отсутствием у Вячеслава Константиновича руководящего опыта.
Открытие Всесоюзной сельхозвыставки изначально планировалось осенью 1937-го, но дважды переносилось из-за череды арестов в Наркомземе и состоялось в 1939-м. Лично на Олтаржевского поступило множество анонимных доносов, в которых его выставляли врагом народа и шпионом. В частности, критиковали отсутствие монумента Иосифу Сталину, что умаляло личность вождя, заметки в рабочем блокноте на английском языке и затянувшуюся «командировку» в США.
Автора проекта ВДНХ арестовали и осудили на 15 лет лагерей, конфисковав имущество. Репрессированному вменили отсутствие продуманного генплана, а вот шпионаж доказать не смогли. Часть уже построенных для выставки павильонов демонтировали, другую перестроили, но главная задумка Вячеслава Константиновича сохранилась до наших дней.
Подвергшийся репрессиям советский градостроитель оказался в Воркуте, где трудился в местном проектном бюро, строил дома и шахты. В 1943-м стал одним из немногих, кто был досрочно освобожден, но не для отправки на фронт Великой Отечественной войны: он попал в только что созданный комитет по делам архитектуры, где выпускал информационные сборники и справочники с чертежами.
В конце 1940-х архитектурный талант привлекли к разработке проектов сталинских высоток. Предложенные им планировочные решения не были реализованы, кроме одного — эскиза гостиницы «Украина». Объект снискал Сталинскую премию, хотя репрессированного Олтаржевского в числе лауреатов не оказалось. Зато тот опыт Вячеслав Константинович положил в основу своей книги «Строительство высотных зданий в Москве».
Справку о реабилитации зодчий получил только в 77 лет. На склоне лет он уже входил в архитектурную элиту столицы, получил докторскую степень, работал из домашней мастерской. Заслуженный градостроитель коллекционировал фарфор и мастерил абажуры в китайском стиле, продолжал публиковать статьи, посвященные небоскребам, колониальному стилю и архитектуре кхмеров. За полгода до смерти принялся за мемуары, но успел написать всего несколько страниц.
Личная жизнь
Впервые Николай Константинович женился в годы Первой мировой войны. Упоминаний о судьбе Натальи Олтаржевской почти не сохранилось.
В США архитектор эмигрировал с секретаршей Марией, уроженкой Ялты с польскими корнями. Пара оформила отношения в 1927 году и с тех пор не расставалась, не считая трудных лет в ссылках.
Смерть
Автор проекта ВДНХ умер в 1966 году, через месяц после 86-го дня рождения, точная причина смерти неизвестна. Его могила расположена на Ваганьковском кладбище.
Проекты и постройки
- 1907 — Здание Купеческого клуба (театр Ленком) в Москве
- 1913 — Московский санаторий Г. А. Коротаевой
- 1918 — Здание Киевского вокзала в Москве
- 1919 — Народный дом просвещения и искусства в Рыбинске
- 1922 — Здание конюшни в совхозе «Кимры»
- 1926 — Здания отеля, клуба и ресторана курорта Пайнуолд в Нью-Джерси
- 1929 — Конкурсный проект монумента-маяка Христофору Колумбу в Санто-Доминго
- 1930 — Проект застройки площади Маршала Фоша в Париже
- 1931 — Офис «Чанин Констракшн компани» в Нью-Йорке
- 1932 — Конкурсный проект Рокфеллер-центра в Нью-Йорке
- 1932 — Коммерческий центр в Нью-Йорке
- 1934 — Москворецкий Мосторг (Даниловский универмаг)
- 1935 — Общий план и архитектурно-планировочное решение Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве
- 1940 — Здание шахтокомбината шахты «Капитальная» в Воркуте
- 1946 — Здание вокзала в Ростове-на-Дону
- 1957 — Гостиница «Украина» в Москве
- 1960 — Курортная гостиница в Цхалтубо
- 1960 — Гостиница в Тбилиси
- 1961 — Санаторий МИД «Сосновая роща — Чаир»
- 1961 — Памятник на Бородинском поле
Интересные факты
- Старший брат Вячеслава Константиновича Георгий тоже был архитектором, проектировал и продавал доходные и жилые дома в Москве, владел фабриками и магазинами и был весьма зажиточным человеком. Например, для покупки гранд-отеля в Охотном ряду без затруднений нашел 7 млн рублей золотом, щедро жертвовал на благотворительность и помогал бедствовавшим художникам. После революции он эмигрировал в Париж, потеряв богатство, но не нашел себя и сломленный вернулся в СССР.
- Единственная прижизненная статья, посвященная Олтаржевскому, вышла к его 80-летию. Сейчас с трудовой и личной жизнью советского градостроителя можно ознакомиться на экскурсиях и экспозициях ВДНХ. Первая печатная биография Вячеслава Константиновича увидела свет в 2013 году благодаря журналисту Ольге Никологорской. А зрителей с ней знакомит документальный фильм Первого канала «Архитектор времени», премьера которого состоялась летом 2019-го. В картине использованы архивные фотографии, комментарии родственников, интервью историков и ученых.
- Фамилия Олтаржевский имеет польские корни и образована от прозвища Олтаржевый и слова ołtarz, что в переводе означает «алтарь».
- Порядка 30 доносов на архитектора написал его коллега Лазарь Лисицкий, который тоже представлял конкурсный проект ВСХВ и считал отказ результатом происков именитого конкурента. Сам он спроектировал типографию журнала «Огонек», выпускал агитационные плакаты, проводил фотовыставки в СССР и за рубежом. Доносчик умер от туберкулеза, месяц не дожив до 52-летия.
- Согласно семейной легенде, мама архитектора в девичестве носила фамилию Примо де Ривера и приходилась родственницей испанским политикам Мигелю и Хосе Антонио Примо де Ривера. Поговаривали, что из Воркуты Олтаржевский даже писал в Испанию с просьбой о помощи, хотя такое вряд ли пропустили бы надзорные органы.