Биография
Неудачное стечение обстоятельств и бюрократия способны кардинальным образом изменить судьбу человека и сломать жизнь. Так и случилось с беженцем из Ирана Мехраном Карими Нассери, который из-за украденных документов на долгих 18 лет застрял во французском аэропорту Шарль де Голль. Невероятная и печальная история этого мужчины вдохновила Стивена Спилберга снять фильм, который сделал узника терминала звездой и привлек к его проблеме внимание мировых СМИ.
Детство и юность
Мехран Карими Нассери, известный также как сэр Альфред, появился на свет в 1945 году в городе Месджеде-Солейман — эта часть Ирана тогда была под британской юрисдикцией. Что касается национальности, то мальчик родился в семье отца-иранца и матери-англичанки.
В 1974 году он отправился в Великобританию, чтобы получить образование в университете Бредфорда. По возвращении на родину Мехран в молодости участвовал в акциях протеста против власти тридцать пятого шаха Ирана Мохаммеда Резы Пехлеви, за что в 1977-м активиста выслали без паспорта из страны.
Нассери начал искать политического убежища и обратился в комиссию ООН по делам беженцев, которая находилась в Бельгии. Получив нужное удостоверение, позволявшее получить вид на жительство в любой европейской стране, Мехран, исходя из того, что его мать — верноподданная Великобритании, решил переехать в Глазго.
Жизнь в аэропорту
В 1988 году Нассери выехал из Бельгии во Францию, чтобы оттуда попасть на самолете в Лондон. В Париже с иранцем случилась неприятность — на железнодорожном вокзале у мужчины украли чемодан со всеми документами. Тем не менее каким-то образом пассажир попал на рейс и вылетел в аэропорт Хитроу, но на таможенном контроле отсутствие удостоверений не осталось незамеченным, и беженца отправили назад во Францию.
Вернувшись в аэропорт Парижа Шарль де Голль, Карими оказался в ловушке: паспортный контроль он пройти не мог, а чтобы заново оформить документы, требовалось личное присутствие в Бельгии. Не облегчали задачу и бельгийские законы, которые не разрешали покидать страну, приютившую беженца, иначе тот потеряет право вернуться туда. Французские власти оказались бессильны выгнать иранца, так как тот прибыл в страну легально, и так Нассери поселился в терминале 2F.
Поначалу горемыка выживал за счет помощи со стороны пассажиров и персонала аэропорта. В 1995-м бельгийские чиновники предложили Мехрану приехать в Бельгию и остаться там жить под присмотром соцработников, но беженец отверг этот вариант, намереваясь непременно попасть в Великобританию.
«В конце концов я покину аэропорт, — сказал иранец Associated Press News в 1999 году, попыхивая трубкой. — Но я все еще жду паспорта или транзитной визы».
В 1998-м адвокат Нассери добился восстановления документов клиента, но мужчина неожиданно отказался покидать привычную среду обитания. Как позже отметил юрист, иранец боялся выйти за пределы аэропорта, а еще у него появилась навязчивая мысль, что с его документами все еще что-то не так. Карими не захотел подписывать бумаги, когда ему вручили статус беженца и вид на жительство во Франции. Иранец сказал, что они не на его имя — теперь его зовут сэр Альфред Мехран, и он не иранец, так как его мать была датчанкой, а отец шведом.
«Безумие определенно победило», — написало тогда издание L’Express.
Карими прожил в аэропорту 18 лет — с 26 августа 1988-го по июль 2006-го. Год за годом абориген терминала 2F спал на облюбованной им скамейке, исправно сдавал в химчистку рубашки и брюки и принимал душ в служебном помещении. Иранец сблизился с сотрудниками аэропорта Шарль де Голль, которые прозвали задержавшегося путешественника сэром Альфредом, и общался с пассажирами, ожидающими посадку на свой рейс. Свободные часы, которых у беженца было в достатке, Мехран проводил за чтением американской и английской прессы, параллельно изучал основы экономики и делал записи о личной жизни в дневнике.
Удивительная биография Нассери легла в основу фильма «Терминал», который снял именитый режиссер Стивен Спилберг. В кадре появились Кэтрин Зета-Джонс и Стэнли Туччи, а роль первого плана отошла отмеченному наградами артисту Тому Хэнксу. Лента снискала восторженные отзывы зрителей и критиков, получила премию Гильдии художников-постановщиков и BMI Film Music Awards в категории «Лучшая музыка к фильму» в 2005 году.
После премьеры картины к Мехрану вспыхнул бурный интерес в СМИ, о нем массово начали писать статьи, в прессе мелькали фото, случалось, что он давал по шесть интервью в день.
Смерть
После разрешения «выйти на свободу» в 1998 году Мехран провел в терминале еще 8 лет. За это время иранец стал местной знаменитостью, жил на гонорар, полученный после выхода байопика «Терминал», и по-прежнему отказывался выходить в мир, хотя мог. Замкнутое пространство негативно сказалось на психическом и физическом здоровье иранца, сотрудник учреждения даже сравнил его с заключенным, который отвык от свободы.
В 2006 году мужчина почувствовал себя плохо и впервые покинул здание аэропорта, потому что его госпитализировали с обострением неизвестной болезни. Из больницы Нассери ушел зимой 2007 года, после чего в течение нескольких недель жил в отеле неподалеку от аэропорта, а затем оказался в парижском приюте.
За несколько недель до смерти беженец вернулся в ставшую родной обстановку аэропорта Шарль де Голль, где и умер 12 ноября 2022 года. Причиной смерти задержавшегося беженца стал сердечный приступ, а подоспевшая медицинская бригада оказалась бессильна помочь.
Интересные факты
- Случай Нассери не первый в истории. Ранее в аэропорту Милана на 6 лет застряла женщина, которая из-за бюрократических проволочек не могла добраться на родной Маврикий, немецкий инженер в течение четырех лет жил в аэропорту Майорки, а японский блогер Масааки Танака задержался в терминале на месяц, поскольку не имел денег, чтобы оплатить сбор.
- В 2004 году Нассери издал автобиографическую книгу под названием The Terminal Man.
- Невероятная история жизни иранского беженца легла в основу французского фильма «Потерянный в пути» и оперы «Полет».
- Кинокомпания DreamWorks заплатила Мехрану Нассери, ставшему прототипом персонажа Тома Хэнкса, гонорар $ 250 тыс. На эти деньги мужчина и жил, а после смерти у него оставалось еще несколько тысяч евро.