Биография
Имя советского актера Алексея Грибова сегодня не на слуху, но, взглянув на фото, почти каждый узнает эти черты и вспомнит сыгранные им образы. Даже эпизодические роли он исполнял так ярко и сочно, что навсегда оставался в памяти зрителя. К успеху артист шел долго, поскольку привык работать неспешно и обстоятельно, но, ничего не беря наскоком, он все же добрался до вершин славы и народной любви.
Детство и юность
Алексей Николаевич Грибов родился 18 (31) января 1902 года в Москве, в Сокольниках. Мать работала на табачной фабрике, а отец был водителем, участником автопробега между российской и французской столицами. В семье воспитывался еще один ребенок — дочь Мария.
Когда Грибову было 3 года, он остался без матери — она скончалась от туберкулеза. Отец женился вновь, и семья быстро выросла — кроме Алексея и его сестры, в ней родились еще четверо детей. Жили небогато, взрослые много работали, оставляя присматривать за младшими старшего сына.
В 1916 году стало сложнее: отца забрали на войну, и Алексей стал еще и старшим мужчиной в семье. Пришлось пойти на работу на шелкоткацкую фабрику. Труд был физически тяжелым, смены — длинными, но Грибов не бросал учебу — посещал начальное городское училище. Когда предприятие закрылось, юношу приняли на комбинат «Красная Роза».
Отдушиной Грибова в ту пору был театр, в который он влюбился еще в детстве. Во время занятий в училище Алексей встретил Василия Барановского, который разглядел актерский талант и помог поступить в студию имени Максима Горького.
Театр
Дебютом молодого актера в театре стала роль в спектакле «Страна отцов» по пьесе драматурга Сергея Гусева-Оренбургского. Она была крошечной: персонаж Фалалей появлялся на сцене всего пару раз, и то только для того, чтобы возбужденно выкрикивать отрывистые фразы. Грибов остался недоволен: он мечтал о серьезной работе, и игра в эпизодах не устраивала.
Следующей ролью стал адвокат Крэгс в «Битве жизни» по роману Чарльза Диккенса. Исполнитель подошел к ней творчески, добавив в образ свое видение и гротескные детали. На спектакле присутствовал Владимир Немирович-Данченко. Ему так понравилась работа молодых актеров, что он пригласил их к себе в Школу-студию МХАТ, а спектакль забрал в репертуар театра. Так определилась творческая судьба Алексея.
На сцене МХАТа он провел 56 лет и за это время сыграл в 60 спектаклях. Начинать пришлось с массовки, но в 1925 году Грибову достались сразу 2 большие роли: антрепренер Пустославцев в постановке «Лев Гурыч Синичкин» и Василий в «Мальве» Горького. В них артист постарался проявить свой талант по максимуму, и усилия не пропали даром — его перевели в основной состав.
Актера отличали неброская внешность и основательность, степенность поведения. Он рано начал играть возрастных персонажей: будь то Хлынов в спектакле «Горячее сердце» по Александру Островскому или отчаявшийся Чебутыкин в «Трех сестрах» по Антону Чехову. Постановки по пьесам последнего удавались знаменитости, он умел тонко чувствовать поэтику мастера.
Очередной актерской удачей стал ушлый коммерсант Достигаев в работе «Егор Булычов и другие». Его Грибов изобразил даже более надменным и хитрым, чем он был в пьесе. Удался Алексею Николаевичу и Собакевич из «Мертвых душ». Критики называли исполнителя «мастером разнообразнейших вариантов русского национального характера».
Чаще всего артист участвовал в классических спектаклях, а вот роли современников или исторических персонажей доставались редко. Но все же и в этом направлении ему удалось создать галерею впечатляющих образов: к примеру, он первым из актеров МХАТа сыграл Владимира Ильича Ленина в «Кремлевских курантах».
В годы войны исполнитель стал членом фронтовой творческой бригады и часто ездил в действующие части со спектаклями, а после Победы вернулся в родной театр. В 1948 году он получил роль Луки в постановке «На дне» по Горькому.
С начала 70-х Грибов сам стал преподавать в родной Школе-студии МХАТ. Студентам с таким учителем бывало непросто. Коллеги Алексея Николаевича, работавшие с ним на одной сцене или съемочной площадке, отмечали его нелегкий характер: он был горяч, неудержим и временами нетерпим к чужим ошибкам и промахам. Но учиться у мастера сцены было счастьем.
Последним спектаклем Грибова стало «Соло для часов с боем», вышедшее в 1974 году. Пронзительно грустная и тонкая постановка собрала почти все старшее поколение актеров МХАТа, которые, несмотря на годы, сыграли с юношеским задором.
Фильмы
Алексей Грибов жил театром, а кино было дополнением к работе, хотя в итоге фильмография актера получилась немаленькой. Дебютная роль досталась ему в 1935 году — это был комбат Горбунов в комедийной ленте «Горячие денечки».
Позже он играл в основном в экранизациях отечественной классики и комедиях. Особенно удачной получилась роль отца невесты в фильме «Свадьба», созданном на основе рассказов Чехова. Персонаж получился колоритным, а фразы стали крылатыми.
На экранах знаменитости тоже приходилось воплощать исторических личностей. Будучи внешне похожим на Климента Ворошилова, Грибов сыграл его в 3 фильмах: «Падении Берлина» и «Клятве» Михаила Чиаурели, а также «Донецких шахтерах» Леонида Лукова.
Одним из самых ярких экранных проектов Грибова стал «Полосатый рейс». В год выхода, в 1961-м, лента стала лидером проката, а снявшиеся в ней артисты быстро превратились в любимцев публики. Алексей Николаевич предстал в образе капитана корабля.
Активные съемки продолжались, пока исполнителю позволяло здоровье. Среди работ, вышедших в начале 70-х, — «Крушение империи» и «За все в ответе».
Личная жизнь
Грибов был женат трижды, ведь обрести счастье в личной жизни удалось не сразу. Поговаривали, что в первый раз он связал себя узами брака вовсе не по любви, а из чувства долга. В предвоенные годы Алексей, уже успешный актер, встретил на улице жену бывшего учителя Барановского, заплаканную и растерянную. Ее муж недавно скончался, и Елена Владимировна горько жаловалась на жизнь, не зная, на что существовать и куда податься.
Грибов решил ее проблемы, забрав женщину к себе, в свои 2 комнаты коммуналки. Вскоре они с «тетей Лелей», как он звал ее в юности, зарегистрировали брак, чтобы избежать пересудов. Даже близкие друзья точно не знали, был ли этот шаг данью старому учителю или на самом деле у Алексея Николаевича возникло чувство к женщине намного старше себя.
Так или иначе, всю жизнь он прожил в заботе об Елене Владимировне, обеспечил ее жильем, снабжал продуктовыми карточками, полученными за выступления во фронтовой бригаде. В поздние годы Грибов, когда сам слег с болезнью, посылал к ней с продуктами приемную дочь или шофера. Барановская пережила Алексея Николаевича на несколько лет.
Со второй женой, красавицей Изольдой Апинь, артист познакомился на съемках — она работала помощницей режиссера. Связь их скоро распалась — оба были обладателями тяжелых характеров, но избранница успела родить ему сына, названного в честь отца. Вторую семью исполнитель тоже любил и заботился о ней как мог: помогал деньгами, добился, чтобы им дали квартиру. Алексей Грибов – младший стал начальником лаборатории при Курчатовском институте.
Последней избранницей актера стала Наталья Валандина, имевшая двух детей от предыдущих отношений. Они тоже познакомились во время съемок и, несмотря на 26-летнюю разницу в возрасте, стали встречаться. Расписалась пара только через 10 лет после знакомства — для обоих штамп в паспорте был пустой формальностью, нужной лишь затем, чтобы на гастролях селиться в одном номере.
Грибов удочерил 2 дочерей Натальи — Марию и Алену, к которым относился с отцовской теплотой. Жена выхаживала актера после инсульта и оставалась с ним до конца.
Смерть
Когда МХАТ в 1974 году находился в Ленинграде с гастролями, Грибову стало дурно на сцене во время постановки «Три сестры». Как рассказывали затем его близкие, тревожные симптомы заметил один из зрителей: увидев, что у исполнителя странно перекосилось лицо и внезапно появилась хромота, он закричал, что у того инсульт и нужно дать занавес.
Однако Грибов, заупрямившись, настоял на том, чтобы доиграть до конца. Это тяжелейшим образом отразилось на здоровье. Тот человек оказался прав — это был действительно инсульт, и, если бы тогда скорую вызвали вовремя, актер мог бы избежать тяжелых последствий. Однако время было потеряно — он надолго слег в постель, потерял способность ходить и разговаривать.
Спектакль стал последним в карьере Алексея Николаевича, но до заката оставалось еще 3 года. Со временем Грибов, хоть и с трудом, оправился, заново научился говорить, писать и стал передвигаться с палкой. Он даже сумел возобновить занятия со студентами, но здоровье вновь начало ухудшаться. Вскоре у знаменитости обнаружили рак. Осенью 1977 года любимец публики умер, причиной смерти стали осложнения болезни.
Могила народного артиста расположена в Москве на Новодевичьем кладбище. Позже на доме, где он жил, установили мемориальную доску.
Фильмография
- 1935 — «Горячие денечки»
- 1938 — «Болотные солдаты»
- 1946 — «Клятва»
- 1949 — «Падение Берлина»
- 1950 — «Секретная миссия»
- 1950 — «Донецкие шахтёры»
- 1952 — «Ревизор»
- 1952 — «На дне»
- 1960 — «Мёртвые души»
- 1961 — «Полосатый рейс»
- 1963 — «Слепая птица»
- 1964 — «Донская повесть»
- 1968 — «Зигзаг удачи»
- 1973 — «Отец»
- 1973 — «Село Степанчиково и его обитатели»
- 1974 — «Соло для часов с боем»
Интересные факты
- В ранние годы биографии Алеша был привязан к деду Михаилу Ефимовичу, работавшему железнодорожником. На память о нем у Грибова осталась старинная икона Николая Угодника. Он не расставался с ней до конца жизни и даже на гастроли всегда возил с собой.
- У исполнителя было множество хобби. Друзья вспоминали, что он был азартен и в молодости любил делать ставки на конных бегах. Падчерица Мария рассказывала, что отчим любил рисовать, с удовольствием читал и писал стихи.
- Актер озвучивал мультфильмы, тщательно продумывая характеры и интонации персонажей. Его голосом говорит автор в «Ночи перед Рождеством», царь в «Коньке-Горбунке», дед Кондрат в «Царевне-лягушке».
- Рабочее место Грибов стремился обставить так, как на картине в его комнате, где был изображен кабинет Александра Пушкина. Для этого он выискивал мебель в антикварных лавках.
- Любимой едой артиста была рыба, которую он мог есть в любом виде, попробовал многие деликатесы. Для обожаемой внучки Катеньки, родившейся у падчерицы Алены, он покупал рыбную икру на развес.