Биография
Сэмюэл Беккет – писатель и драматург из Ирландии, творивший в канонах модернизма, чьи пьесы стали классикой европейского театра абсурда. За новаторские произведения, где трагизм человека превращается в его триумф, в 1969 году автора удостоили Нобелевской премии по литературе.
Детство и юность
Писатель родился 13 апреля 1906 года в небольшом поселке неподалеку от Дублина, где находился просторный родительский дом с прилегающим ухоженным участком. Семья Беккетов была счастливой и благополучной: его родители принадлежали к зажиточному классу протестантских бизнесменов, правда, в роду отца дела шли куда удачливее.
Если дед Сэмюэла со стороны матери был владельцем мельницы и занимался продажей зерна, то отцовские предки основали и успешно управляли строительным бизнесом, который приносил высокий доход и благую репутацию. Компания J. and W. Beckett Builders строила Национальную библиотеку и Национальный музей в Дублине.
Мать Беккета стала сиротой в 15 лет, и с того момента семейное предприятие пришло в упадок, из-за чего девушке рано пришлось идти на работу. Зато, подрабатывая сестрой в госпитале, она познакомилась с Уильямом Беккетом, который впоследствии стал ее мужем. Супруг отличался добродушием, приверженностью семейным ценностям и хваткой в бизнесе. Жена славилась твердостью и властностью, а вместе они составили крепкую, счастливую пару, вырастившую двоих сыновей.
Старший брат Фрэнк родился на 4 года раньше, чем Сэмюэл. Оба мальчика воспитывались в строгих протестантских традициях и, получив начальное домашнее образование, пошли в престижную школу Эрлсфорт, где Беккет вошел в число лучших учеников и перспективных спортсменов.
В 14 лет будущий писатель перешел в частную Королевскую школу Портора, где продолжил делать успехи. Параллельно с отличным усвоением гуманитарных наук он занимался крикетом, плаванием, регби, гольфом и боксом. Удивительно, что, обладая отличной репутацией и высоким авторитетом среди сверстников, Сэмюэл с трудом заводил приятелей и отличался замкнутостью и угрюмостью.
В 1923 году Беккет стал студентом знаменитого Тринити-колледжа в Дублине, где вплотную занялся изучением литературы и иностранных языков. Особенное усердие он прилагал к освоению французского, возможно, потому, что отцовские предки прибыли в Ирландию как раз из Галлии. За достижения в учебе и спорте Сэмюэл стал стипендиатом, благодаря чему получил дополнительные образовательные возможности.
В студенческой молодости писатель изучал историю искусств и жадно занимался самообразованием, активно посещая театры, запоем читая книги и став завсегдатаем музеев и картинных галерей. Дополнительным способом расширения горизонтов стали путешествия по Европе.
Получив ученую степень в 1927 году, Сэмюэл начал преподавать английский и французский в колледже Белфаста, однако эта работа не приносила ему удовлетворения. Выпускнику было скучно втолковывать ученикам элементарные вещи, и при первой же возможности он по преподавательскому обмену отправился в Париж, где и начался творческий этап его биографии.
Творчество Сэмюэла Беккета
Первые публикации Беккета относятся к 1929 году. На становление писателя повлияло тесное общение с Джеймсом Джойсом, при котором Сэмюэл некоторое время исполнял функции литературного секретаря. Любопытно, что эти знаменитые ирландцы познакомились во Франции, где ко 2-й половине 1930-х автор решает окончательно обосноваться.
На заре писательской карьеры Беккет сочинял стихи, романы и рассказы. Его ранние произведения были громоздкими и незрелыми, хоть и демонстрировали необычайный кругозор автора и глубину его размышлений. У читателя они популярностью не пользовались, что привело Сэмюэла к депрессии, выбираться из которой он стал путем глубокого изучения психоанализа.
Писатель тяжело переживал читательскую невостребованность, однако продолжал творить. Его усердие было вознаграждено только в начале 1950-х, когда вышел роман «Моллой», разросшийся до трилогии и принесший автору славу новатора и преобразователя художественного языка.
Закрепила успех пьеса «В ожидании Годо», ставшая каноном театра абсурда и выведшая Беккета в разряд реформаторов и литературных классиков ХХ века. Другие заметные явления в библиографии ирландца – роман «Уотт»,а также пьесы «Счастливые дни», «Конец игры» и «Последняя пленка Крэппа».
Личная жизнь
Личная жизнь писателя не была лишена драм. Его первым увлечением стала Этна Маккарти, с которой он познакомился во время учебы в Тринити-колледже. Судя по интерпретации этих отношений, нашедших отражение в ранней прозе Беккета, его чувства были болезненными и невзаимными.
В конце 1920-х у Сэмюэла завязался роман с Пегги Синклер, которая приходилась ему кузиной. После переезда драматурга в Париж они перестали встречаться, что не отменяет того факта, что смерть девушки от туберкулеза в 1933 году стала для Беккета трагедией. Утешением для него оказалась француженка Сюзанн Дешево-Дюмениль, с которой он сошелся накануне Второй мировой войны.
Сюзанна оказалась надежной спутницей жизни, хотя официально женой писателя стала только в 1961-м. Они вместе прошли участие в Сопротивлении, бегство от гестапо, тяжелые военные годы в провинции, когда на жизнь приходилось зарабатывать простым крестьянским трудом. Пара прожила вместе до самой смерти, причем умерли супруги в один год: муж пережил жену лишь на полгода.
Параллельным увлечением Беккета была сценарный редактор ВВС, переводчик и критик Барбара Брей, с которой он познакомился в конце 1950-х и поддерживал отношения до самой кончины. Привлекательная, умная и начитанная женщина стала для Сэмюэла единомышленницей и отличной собеседницей. Она оставила обширные воспоминания о драматурге в виде мемуаров и интервью.
Смерть Сэмюэла Беккета
Под занавес жизни Беккет стал замкнутым и нелюдимым. Он писал все меньше, а общение с публикой и обсуждение собственного творчества и вовсе свел к минимуму, довольствуясь компанией жены. Страдая от эмфиземы легких, последние годы писатель доживал в доме престарелых, где и скончался 22 декабря 1989 года. Причиной смерти стали осложнения болезни и преклонный возраст.
Похоронен Сэмюэл в одной могиле с женой на кладбище Монпарнас. Серое надгробие увенчано лаконичной черной надписью Beckett.
Цитаты
- «Я такой хороший человек в глубине души — как же так получается, что никто никогда этого не замечал?»
- «Мы все рождаемся сумасшедшими. Кое-кто им остается.»
- «Мы всегда что-нибудь придумываем, чтобы сделать вид, что мы живем.»
- «Потеря сознания для меня никогда не была большой потерей.»
Библиография
- 1932 — «Мечты о женщинах, красивых и так себе»
- 1934 — «Больше лает, чем кусает»
- 1938 — «Мёрфи»
- 1951 — «Моллой»
- 1951 — «Малон умирает»
- 1952 — «В ожидании Годо
- 1953 — «Уотт»
- 1957 — «Конец игры»
- 1958 — «Последняя пленка Крэппа»
- 1943 — «Безымянный»
- 1960 — «Счастливые дни»
- 1961 — «Как оно есть»
- 1970 — «Опустошитель»
- 1970 — «Мерсье и Камье»
- 1979 — «Собеседник»
- 1981 — «Больно видеть, больно говорить»
Интересные факты
- В 1938 году на писателя напали с ножом. Получив удар в грудь и попав в больницу, Беккет познакомился со своим обидчиком и счел его хорошим человеком, после чего отказался от всех обвинений.
- Во времена Второй мировой войны Беккет был армейским санитаром, а также выполнял функции курьера и переводчика.
- Свои самые известные произведения ирландский писатель создал на французском языке, что предпринял намеренно, дабы усложнить себе творческую задачу.
- Биографии Сэмюэла посвящен фильм 2023 года «Гении», где его роль во взрослом возрасте сыграл Гэбриел Бирн, в молодости — Фионн О'Ши, а в детстве — Калеб Джонстон-Миллер и Киллиан Холливуд.
- Дочь Джеймса Джойса Лучия была влюблена в Беккета, но он не отвечал девушке взаимностью, что стало причиной временного разрыва писателей. Впоследствии у Лучии была диагностирована шизофрения, и остатки дней она провела в психиатрической клинике.