Пол Остер

Paul Auster
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
77 лет
Дата смерти
30 апреля 2024 г.
Место рождения
Семейное положение
был женат
Соцсети
    0,0 / 5 (0 голосов)

    Биография

    Большинство произведений американского писателя-постмодерниста Пола Остера написано на стыке жанров, особенность его книг — использование в романах элементов из собственной биографии. Мужчина отдавал дань уважения французским литературным традициям, помещая персонажей в знакомые локации, его любимым городом был Нью-Йорк. Известность автору принесла так называемая «Нью-Йоркская трилогия», написанная им в середине 1980-х.

    Детство и юность

    Пол Остер появился на свет 3 февраля 1947 года в крупнейшем городе американского штата Нью-Джерси — Ньюарке. Он рос в еврейской семье, родственники по отцовской линии переехали в США из Польши и Австрии. Будущий писатель жил в пригородах и мечтал о переезде в соседний Нью-Йорк, в молодости подрабатывал официантом. Каждое лето он посещал скаутские лагеря, а также трудился в магазине своих родственников.

    Embed from Getty Images
    Писатель Пол Остер в молодости

    Любовь к литературе у Остера проснулась благодаря родному дяде. Аллен Мандельбаум работал переводчиком и часто путешествовал, останавливаясь в особняке родителей мальчика. Однажды перед командировкой в Европу он оставил Полу свою домашнюю библиотеку, и юноша несколько месяцев с энтузиазмом разбирал ящики с книгами и читал произведения европейских и американских классиков. Вскоре уроженец Ньюарка стал сам писать стихи и рассказы.

    После развода родителей Пол отправился в Италию, побывал также в Испании, Франции и Ирландии. Во время поездки американец стал писать свой дебютный роман, однако так и не закончил книгу, остановившись на 20 страницах. Вернувшись в США, парень поступил в Колумбийский университет, где изучал английскую литературу и французскую поэзию. Имея высшее образование, молодой человек устроился на работу моряком на нефтяной танкер, а в 1971 году перебрался в Европу, поселившись в Париже.

    Творчество Пола Остера

    Во Франции молодой американец работал переводчиком, а также стал заниматься поэзией, некоторые его работы в этот период творческой биографии были опубликованы в американских журналах. Свои первые книги, мемуары «Измышление одиночества» и роман «Игра по принуждению», Остер издал под творческим псевдонимом Пол Бенджамин. Окончательный переход автора в прозу состоялся в 1980-х, когда он вернулся в Северную Америку. Уже через несколько лет уроженец Ньюарка имел репутацию звезды литературной сцены Восточного побережья США.

    В 1985 году в доме Остера прозвенел звонок: неизвестный мужчина ошибся номером и искал контакты детективного агентства «Пинкертон». Разговор повторился на следующий день, и к Полу пришла мысль: а что, если бы он притворился частным сыщиком и взялся за дело? Так появился на свет персонаж по имени Куинн в книге «Стеклянный город», вошедшей в «Нью-Йоркскую трилогию». Дебютные романы американского автора изобиловали жесткими диалогами и привлекали читателей атмосферой нуара. Однако в дальнейшем переводчик постарался дистанцироваться от ярлыка писателя детективной литературы, хотя его творчество было удостоено ряда престижных наград.

    Трейлер фильма Пола Остера «Дым»

    Герои книг Пола часто сами были писателями, а в романах было множество отсылок к предыдущим работам. Автор бестселлеров затрагивал проблему судьбы и фатализма, много размышлял о природе человека. В новелле «Тимбукту» он рассказал о собаке, пытающейся смириться с грядущей смертью хозяина, в «Левиафане» поместил персонажей в контекст реального времени, а в «Бруклинских глупостях» вновь вернулся к излюбленной теме жизни одинокого человека. Американский постмодернист признавался в интервью, что на его творчество сильно повлияли произведения ирландца Сэмюэля Беккета и создателя жанра психологической прозы Эдгара Аллана По.

    Один из последних романов в библиографии Остера — «4321», опубликованный в январе 2017 года. Книга была посвящена жене писателя Сири Хустведт. Автор работал над произведением почти три года и делал наброски в черновике от руки, отказавшись от печатной машинки. В 2023-м вышла книга «Баумгартнер», в которой Пол вновь вернулся к теме одиночества.

    Личная жизнь

    Пол дважды состоял в браке. В 1974 году молодой человек сыграл свадьбу с американской писательницей Лидией Дэвис, однако их отношения не прошли проверку временем. Пара развелась, а женщина вновь вышла замуж. Ее избранником стал художник Алан Кот.

    В 1977 году Пол познал радость отцовства — на свет появился сын Дэниэл. Молодой человек пристрастился к наркотикам, которые и стали причиной его смерти: он скончался от передозировки. Ранее в его личной жизни произошла трагедия: в 2022-м наследника писателя обвинили в убийстве по неосторожности 10-месячной внучки Остера. Ребенок умер после употребления смеси из героина и фентанила.

    Второй брак американского постмодерниста вышел более счастливым. В 1981-м он обручился с Сири Хустведт. Девушка имела норвежские корни и тоже увлекалась литературой, является лауреатом премии принцессы Астурийской. В этом творческом союзе родилась дочь Софи, она увлекается музыкой и исполняет песни. Семья жила в доме в Бруклине, густонаселенном районе Нью-Йорка.

    Embed from Getty Images
    Пол Остер с женой Сири Хустведт

    Остер на протяжении всей жизни занимался благотворительностью и активно участвовал в общественных акциях. В молодости он выступал против войны США во Вьетнаме, крайне негативно отнесся к избранию на пост президента Дональда Трампа. В 2012 году писатель вступил в заочную полемику с главой Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, отказавшись посетить Стамбул в знак протеста против преследования журналистов.

    Пол считался заядлым курильщиком, его рабочий кабинет был постоянно окутан дымом от сигарет. По вечерам писатель любил гулять по улицам Бруклина, его вдохновляли растущие возле дома дубы.

    Смерть Пола Остера

    Остер ушел из жизни в возрасте 77 лет, он скончался 30 апреля 2024 года в своем доме в Бруклине. У американского писателя было диагностировано онкологическое заболевание, причиной смерти стали осложнения от рака легких. Новость о кончине автора «Нью-Йоркской трилогии» сообщила журналист Джеки Лайден.

    Библиография

    • 1982 — «Измышление одиночества»
    • 1984 — «Игра по принуждению»
    • 1985 — «Стеклянный город»
    • 1986 — «Призраки»
    • 1986 — «Запертая комната»
    • 1987 — «В стране уходящей натуры»
    • 1989 — «Храм Луны»
    • 1990 — «Музыка по случаю»
    • 1992 — «Левиафан»
    • 1994 — «Мистер Вертиго»
    • 1999 — «Тимбукту»
    • 2002 — «Книга иллюзий»
    • 2004 — «Ночь оракула»
    • 2005 — «Бруклинские глупости»
    • 2007 — «Путешествия в скрипториуме»
    • 2009 — «Невидимый»
    • 2010 — «Сансет Парк»
    • 2017 — «4321»
    • 2023 — «Баумгартнер»

    Фильмография

    Сценарии:

    • 1993 — «Музыка по случаю»
    • 1995 — «Дым»
    • 1995 — «С унынием в лице»
    • 1998 — «Где ты, Лулу?»
    • 2007 — «Внутренний мир Мартина Фроста»

    Интересные факты

    1. Писатель обижался, когда его творчество оценивалось через призму успеха «Нью-Йоркской трилогии». С возрастом он перестал читать рецензии критиков, считая, что авторы обзоров упускают много нюансов его работы.
    2. Когда Полу было 14 лет, в летнем лагере, где находился мальчик, произошел трагический инцидент: во время грозы молния убила юношу. Этот случай произвел огромное впечатление на будущего писателя, который стал больше внимания уделять влиянию случайных событий на жизнь людей, что впоследствии отразилось в его произведениях.
    3. Остер также оставил след в кинематографе, работая над сценариями фильмов «Где ты, Лулу?», «Дым» и «Внутренний мир Мартина Фроста». В 1993 году писатель дебютировал в качестве актера в художественной картине «Музыка по случаю».
    4. В 1955 году юный Пол хотел взять автограф у своего любимого бейсболиста Уилли Мейса, однако ни у кого не оказалось ручки. С тех пор писатель всегда носил с собой карандаш и блокнот.
    5. В 2002 году в книге «История моей пишущей машинки» автор опубликовал фото своей пишущей машинки «Олимпия», с которой не расставался несколько десятилетий. Остер признавался, что клавиатура компьютера вызывала у него страх.