Эбла Мари

Ebla Mari
О знаменитости
Дата рождения
1998 г.
Возраст
27 лет
Место рождения
Семейное положение
не замужем
    5,0 / 5 (1 голос)

    Биография

    Мировая известность пришла к Эбле Мари после того, как она сыграла в фильме «Паб “Старый дуб”», снятом классиком европейского остросоциального кино Кеном Лоучем. Картина сорвала бурные овации в Каннах, номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь» и премию британских кинокритиков. Это был редкий случай, когда молодая актриса без кинематографического опыта сумела столь блистательно выступить в труднейшей роли сирийской беженки. Но в этом успехе нет ничего удивительного, ведь он стал закономерным итогом нелегкого жизненного и творческого пути, который к этому времени прошла уроженка аннексированной Израилем друзской деревушки, затерянной у подножия горы Хермон в северной части Голанских высот.

    Детство и юность

    На долю будущей актрисы выпало тяжелое детство. С самого начала она могла рассчитывать только на себя. Эбла Мари родилась и выросла в деревне Мадждаль-Шамс. Расположенный у подножия горы Хермон населенный пункт находится на Голанских высотах, к северо-востоку от Израиля и к юго-западу от Сирии. С 1967 года он находится под израильской военной оккупацией. Сегодня это одна из пяти друзских деревень, оставшихся в регионе. До аннексии их были сотни.

    В детстве Мари могла видеть Сирию из окна своей спальни, но ее деревня была отрезанной от остальной части страны. Население составляло всего 11 тыс. человек, и практически единственным развлечением у девочки был театр. Она любила наблюдать за людьми и представлять, как они живут. Вероятно, тогда Эбла и захотела стать актрисой, чтобы получить возможность перевоплощаться в тех персонажей, которых придумывала. Да и росла она в творческой атмосфере. Мать и дяди были талантливыми художниками, и Мари, старшая из четырех детей, могла бы продолжить семейную традицию и связать биографию с рисованием, поскольку у нее рано проявились задатки, но ей оказалось интереснее заниматься музыкой и театром.

    Когда в 2011 году в Сирии началась гражданская война, Эбла училась в школе. И хотя Голанские высоты не были затронуты боевыми действиями, она слышала звуки взрыва бомб — иногда их сбрасывали на спорную территорию по ошибке. В это сложное время единственной отдушиной для нее снова стал театр. Но через несколько лет после начала войны место, которое объединяло людей, закрылось. А в рядах жителей друзской деревни наступил раскол.

    После окончания средней школы Эбла поступила в университет в израильском городе Хайфа, расположенном в паре часов езды от Мадждаль-Шамса. Однако учеба оказалась очень нелегким испытанием, поскольку она чувствовала себя не на своем месте. Преподавание велось на иврите, а не на арабском языке. Кроме того, девушка подверглась расизму, стала жертвой глупых предрассудков и политических игр, в основе которых лежала этническая принадлежность и самоидентификация уроженки оккупированной друзской деревни. И снова спасением для нее оказался театр, который стал вторым домом, и она проводила там все свободное время.

    Окончив университет, Эбла вернулась в родную деревню и начала обучать детей драматическому искусству. Преподавательская деятельность поглотила ее целиком, накопленные знание и опыт она стремилась передать юным ученикам, стараясь страстно и на всю жизнь заразить их театром.

    Творческая карьера Эблы Мари

    Воспринимая театр как искусство раскрепощения личности, Эбла Мари играла в самых разных постановках. Репертуар молодой актрисы состоял преимущественно из классических ролей, в частности она участвовала в пьесе «Дом Бернарды Альбы» испанского драматурга Федерико Гарсиа Лорки. Фотографией, сделанной во время спектакля, она делилась на личной странице в «Фейсбуке» (соцсеть запрещена в России, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской).

    Когда двери театра закрылись, Мари с головой ушла в преподавательскую деятельность и даже не думала, что ей однажды выпадет возможность сняться в кино. Однако в 2022 году она получила главную роль в новом фильме прославленного британского режиссера Кена Лоуча, удостоенного главной награды Каннского фестиваля за картины «Ветер, который качает вереск» и «Я, Дэниел Блейк».

    Эбла Мари в фильме «Паб "Старый дуб"»
    Эбла Мари в фильме «Паб “Старый дуб”» / кадр из фильма

    Подбирать актеров в драматическую ленту о сирийских беженцах кинематографисту помогала палестинский режиссер Аннемари Джасир. Именно она убедила Лоуча дать Мари крупную роль в фильме. К своему стыду, девушка никогда не слышала о знаменитом кинематографисте, который впоследствии открыл ее широкой публике.

    «Когда я узнала, что буду играть сирийскую беженку, я почувствовала себя виноватой, ведь я не сирийская беженка. Да, я могу понять опыт отделения себя от своей идентичности, культуры и людей. Я предложила взять на роль актрису из Сирии, но мне сказали, что у меня есть эмпатия и воображение, чтобы достоверно передать чувства. И ситуация мне близка эмоционально и физически», — объясняла актриса.

    Чтобы вжиться в образ Яры, Мари проделала колоссальную работу. Она смотрела документальные фильмы, изучала историю города Хомса, откуда была родом ее героиня, а за две недели до начала съемок, находясь в Великобритании, актриса познакомилась с сирийскими беженцами и постаралась впитать в себя пережитый ими драматичный опыт. Все этого помогло Эбле настолько вжиться в образ, что она начала практически жить жизнью своей героини.

    «Моя экранная семья — настоящие сирийские беженцы, живущие в Англии. Никто из них не является актером. Я проводила время с ними в их домах, слушая их истории. Это оказалось гораздо ценнее, чем любая статья, которую я прочитала. Я увидела физические и эмоциональные шрамы, которые нанесла война и вынужденное переселение. Мы также говорили о жизни беженца в Великобритании. Я чувствовала их боль — они были настолько оторваны от дома и своей жизни, что была раньше. Они рассказали о расизме и дискриминации, с которыми столкнулись в Великобритании: издевательства в школе, физические нападения, приказы идти домой, плевки прохожих на землю рядом с ними. Было больно слышать эти истории о непрекращающихся страданиях. Но они также рассказывали о щедрости и доброте от совершенно незнакомых людей. Именно на этом противоречии и акцентируется внимание фильма», — рассказала актриса.

    Премьерный показ картины «Паб “Старый дуб”» состоялся в Каннах весной 2023 года. Новую работу британского мастера — возможно, последнюю в его фильмографии (в 2024-м Лоучу исполнилось 88 лет) — высоко оценили критики. Осенью лента вышла на широкий экран, заслужив одобрительные отклики зрителей. Игра дебютантки также снискала уважение не только на родине, но и за границей.

    Личная жизнь

    Эбла Мари не любит говорить о личной жизни. Она близка с семьей, братьями и сестрами, обожает своих учеников, с которыми проводит много времени. После яркого дебюта в Каннах в жизни актрисы практически ничего не изменилось — она по-прежнему преподает театральное искусство. Уезжать из Мадждаль-Шамса Мари сейчас не хочет, поскольку любит место, где люди друг друга знают, живут просто и честно, занимаются фермерским трудом.

    Красота родного края до сих пор заставляет сердце актрисы биться сильнее, а взаимовыручка, доброта и внимание местных жителей — чувствовать себя частью небольшого, но очень важного сообщества, затерянного в горах. Но есть у нее и заветная мечта — открыть продюсерскую компанию, снимать честные и настоящие фильмы.

    «Я хочу работать в своей деревне. С моим народом. Однажды снова увидеть наш театр открытым…» — говорит Мари.

    Эбла Мари сейчас

    Сейчас сирийская актриса не снимается. Но летом 2024 года у российских зрителей появилась возможность оценить игру дебютантки в фильме «Паб “Старый дуб”», в котором она перевоплотилась в беженку Яру, пытающуюся построить жизнь в Великобритании.

    Фильмография

    • 2023 — «Паб “Старый дуб”»

    Интересные факты

    1. Актриса умеет играть на фортепиано.
    2. В свободное время Эбла любить читать и вязать крючком.
    3. Корни Мари уходят в заброшенный город Эль-Кунейтра на юго-западе Сирии, который был оккупирован Израилем в 1967-м в ходе Шестидневной войны. С 1974-го населенный пункт остается необитаемым, на его территории сохраняется повышенная минная опасность.