Биография
Сегодня, направляясь из Санкт-Петербурга в Москву, путешественники преследуют какую угодно цель, только не обличение несправедливых государственных порядков. Не таков был Александр Радищев, положивший означенный маршрут в основу знаменитой книги, от которой сам же тяжело пострадал. Писатель пережил на своем веку царскую немилость и прощение и стал одной из самых значительных фигур русского Просвещения.
Детство и юность
Александр Николаевич Радищев родился в 1749 году, во времена правления Елизаветы Петровны. Родители были зажиточными помещиками и проживали в селе Верхнее Аблязово, получившем название по фамилии прадеда писателя. В 1952 году населенный пункт переименован в Радищево.
Николаю Афанасьевичу, отцу мальчика, принадлежало имение Немцово под Калугой, и там частично проходило детство будущего философа. Мать Фекла Саввична происходила из рода московских дворян Аргамаковых. Семья была большая, дружная, шумная, в ней родились 11 детей. Они вели привольную деревенскую жизнь, однако родители уделяли внимание их образованию.
Маленький Александр, с одной стороны, опекался крепостным дядькой Петром Мамонтовым, который рассказывал мальчику небылицы, а с другой - учился французскому у приставленного к нему иностранца. В 7-летнем возрасте ребенка отправили в Москву и оставили на попечение дяди по материнской линии. В доме Аргамаковых, приходившихся ближайшими родственниками директору Московского университета, мальчик имел возможность набраться премудрости.
Заодно с двоюродными братьями и сестрами он брал уроки у именитых профессоров, а воспитанием детей занимался французский гувернер, бежавший с родины по политическим мотивам. Либеральные учителя заложили в юноше основы свободомыслия и стремление к протесту против несправедливости.
В 1762 году на престол взошла Екатерина II и приняла 13-летнего Александра в число императорских пажей. Он обучался в Пажеском корпусе и прислуживал государыне на приемах и светских мероприятиях. Жизнь при дворе разительно не соответствовала идеалам свободы, служения и бескорыстия, воспринятыми юношей от прогрессивных учителей.
В 1766 году Радищев попал в число избранных юношей, которые удостоились чести отправиться на обучение в Лейпцигский университет. Шестеро товарищей провели в Германии 5 лет, получая юридическое образование и впитывая передовые взгляды эпохи Просвещения.
Жили студенты скудно, однако с жадностью поглощали знания по философии, естествознанию, литературе и истории. Радищев к тому же едва не получил диплом медика. Возвращаясь в Россию в 1771 году, молодые люди были полны надежд послужить отечеству и воплотить в жизнь передовые идеи.
Литература
Литературной деятельностью Радищев стал заниматься еще в Лейпциге. Он начинал с переводов произведений, казавшихся ему ценными с общественной и философской точки зрения. В Петербурге юноша знакомится с издателем Николаем Новиковым и анонимно публикует в его журнале “Живописец” небольшой очерк.
Рассказ становится прообразом главного труда писателя и повествует о путешествии. Здесь автор рисует невеселую картину русской деревни, скованной крепостным рабством. Публикация вызвала большой резонанс и шквал критики “сверху”. Однако Радищев продолжает писать, в том числе переводы, правда, дополняя их собственными мыслями.
Первую отдельно изданную книгу Александр Николаевич также выпускает анонимно. Это «Житие Федора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений», изданное в 1789 году. Книга посвящена старшему товарищу по Лейпцигскому университету, который был идейным вдохновителем их студенческой группы. Издание имело успех, о нем говорили, отмечая, однако, опасность высказанных мыслей.
“Путешествие из Петербурга в Москву” писалось не один год. Взгляды автора трансформировались, знания обогащались, что непосредственно влияло на текст и его тональность. В 1789 году Радищев дерзнул предоставить рукопись цензорам. Как ни странно, цензура пропустила опасную работу, приняв ее за обычный путеводитель и не удосужившись вникнуть в содержание.
Однако ни одно издательство за публикацию не бралось, тогда автор при помощи друзей организовал типографию у себя дома. Там в 1790 году напечатали 600 экземпляров книги и часть выставили на продажу. Первые тома разлетелись мгновенно, и “Путешествие” стало пользоваться спросом. Поднявшийся шум привел к тому, что издание доставили императрице. Та прочла книгу, выделяя особенно возмутительные цитаты. После громкого дела полный тираж изъяли и сожгли.
Книга, признанная крамольной и вызвавшая общественный резонанс, со временем была раскритикована с точки зрения художественной ценности. В частности, Александр Пушкин отмечал, что она пошла и жеманна, а проблемы в ней раздуты, и характеризовал роман как “очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге”.
В ссылке Радищев продолжал заниматься творчеством. В трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» писатель отходит от социальных вопросов и обращается к философии. Автор исследует двойственность человеческой природы, единство души и тела, подчеркивая при этом главенствующую роль разума. В последние годы жизни мужчина занимается поэзией. К написанной ранее оде “Вольность” добавляются новые стихи и богатырская поэма “Бова”, венчающая его писательскую биографию.
Общественная деятельность и ссылка
До скандала, вызванного изданием “Путешествия из Петербурга в Москву”, Радищев служил чиновником в разных службах Петербурга. Несколько лет мужчина проработал в торгово-промышленном ведомстве, а затем перешел в таможню, где за 10 лет дослужился до поста начальника.
Однако 30 июня 1790 года с карьерой было покончено: по приказу Екатерины II Александра Николаевича арестовывают, заключая в Петропавловскую крепость.
Радищев не отрицал своей вины, но был поражен, когда узнал, что ему грозит смертная казнь. Писателя обвиняли как заговорщика, государственного изменника и бунтовщика “хуже Пугачева”. Мужчине вменялось “покушение на государево здоровье”. От смертного приговора Радищева спасло только особое решение императрицы, которая смилостивилась и заменила наказание 10-летней ссылкой в Сибирь. Народный заступник был отправлен в сентябре 1790 года в Илимск Иркутской области.
Личная жизнь
В личной жизни Александра Радищева было две женщины. С первой женой его познакомил товарищ по Лейпцигскому университету Андрей Рубановский, которому Анна Рубановская приходилась родственницей. Александр и Анна вступили в брак в 1775-м, и год спустя у них появился первенец Василий. Всего у пары родились шестеро детей, но две девочки умерли в младенчестве.
Василий, Николай, Екатерина и Павел лишились матери в 1783 году. Женщина скончалась в возрасте 31 года, рожая младшего сына.
Дети остались на попечении младшей сестры Анны Васильевны - Елизаветы Рубановской. Та взяла их с собой, когда последовала за Радищевым в ссылку. По церковным канонам брак с сестрой жены считался недопустимым и приравнивался к кровосмешению. Поэтому официально этот союз не был зарегистрирован. В Илимске у Радищева с Елизаветой Васильевной родились еще трое детей: Анна, Фекла и Афанасий.
В 1797 году Александр Николаевич овдовел во второй раз: простудившись, его жена умерла, так и не вернувшись в Петербург из места ссылки. Интересным фактом можно считать то, что отец Радищева отказался признавать младших внуков, называя их внебрачными. Старик чтил церковный устав и предпочел бы, чтоб сын женился на крепостной, нежели на свояченице.
Последние годы и смерть
Ссылка Радищева закончилась раньше назначенного срока. В 1796 году на престол взошел Павел I и в пику матери освободил опального писателя. Тот перебрался в отцовское имение Немцово, а полную амнистию и восстановление в правах получил уже при Александре I в 1801 году. С этого времени Радищев жил в Петербурге, занимаясь разработкой законов в специальной комиссии.
Александр Николаевич умер 12 сентября 1802 года, и о причинах смерти ходили разные толки. Говорили, что 53-летний мужчина покончил с собой, выпив яд. Однако это не вяжется с тем, что он был отпет и похоронен в церковной ограде Волковского кладбища, чего самоубийцы лишаются по православному канону. В официальном документе значится, что причиной смерти стала чахотка.
Цитаты
“Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние... и народ право имеет монарха-деспота судить”.
“Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом”.
“Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь”.
“Добродетелью я называю навык действий, полезных общественному благу”.
Библиография
- 1772 - «Отрывок путешествия в ***И***Т***»
- 1773 - «Офицерские упражнения»
- 1783 - “Вольность”
- 1789 - «Житие Федора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений»
- 1790 - “Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего”
- 1790 - “Путешествие из Петербурга в Москву”
- 1790 - “Беседа о том, что есть сын Отечества”
- 1792 - “Письмо о китайском торге”
- 1792 - «О человеке, его смертности и бессмертии»
- 1799 - “Бова”
- 1801 - “Стихотворения”