Раиса Кирсанова

Raisa Kirsanova
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
78 лет
Дата смерти
20 октября 2024 г.
Место рождения
Рост
175
Семейное положение
была замужем
Соцсети
    4,7 / 5 (3 голоса)

    Биография

    В октябре 2024 года российские СМИ облетело известие о трагической гибели доктора искусствоведения Раисы Кирсановой в результате жестокого убийства. Научный деятель была одним из самых авторитетных экспертов в области русского костюма, а ее перу принадлежит несколько книг и десятки научных статей, посвященных развитию российской фешен-индустрии начиная с петровских времен.

    Детство и юность

    Биография Раисы Кирсановой началась 16 ноября 1945 года. В детстве она обожала читать. В книгах ее цепляли описания персонажей, в частности детали их одежды, и иногда встречались незнакомые названия костюмов или аксессуаров, что подстегивало интерес и заставляло искать информацию в других источниках по библиотекам. Поэтому для получения высшего образования Кирсанова выбрала специальность искусствоведа в Московском государственном университете, где продолжила изучать историю костюма, но это не вызывало одобрения у преподавателей.

    «Костюм не считался сколько нибудь значимой темой для исследования. Историю прикладного искусства у нас преподавал Виктор Михайлович Василенко, человек сложной судьбы, прошедший лагеря. Он вел лекции по истории фольклора и писал работы о старинных тканях, но никогда — о костюме, это казалось ему легкомысленным. Живопись мне, несомненно, нравилась, но костюм интересовал по-настоящему. Я настояла на своем и дипломную работу писала по истории японского костюма эпохи Токугава», — вспоминала Раиса Мардуховна в интервью.

    Ее диплом выиграл студенческий конкурс, и молодого специалиста пригласили на работу в Институт Азии и Африки. Однако, когда Раиса пришла в отдел кадров, ей отказали, увидев, что в 5-м пункте анкеты прописана еврейская национальность.

    Карьера и творчество Раисы Кирсановой

    Выпускница МГУ продолжила научную деятельность по изучению моды в Музее искусств Востока и стала, по факту, первопроходцем в этой сфере в Советском Союзе. Женщина проводила серьезные научные изыскания и, например, обнаружила много неточных сведений в книге Татьяны Стриженовой «История советского костюма», единственного издания о моде в СССР. Так, она выяснила, что советский модельер Надежда Ломанова на самом деле не получала Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1925 году и даже на ней не присутствовала, в то время как этот неверный факт вслед за Стриженовой стали упоминать различные специализированные издания.

    Искусствовед Раиса Кирсанова
    Искусствовед Раиса Кирсанова / Фото: «ВКонтакте»

    В своей работе Кирсановой приходилось сталкиваться с определенными трудностями. Искусствовед заказывала книги из-за рубежа по международному абонементу. После того как книга приходила в Союз, ее сначала проверяли на наличие вредных идеологических моментов, а убедившись в их отсутствии, выдавали на крайне короткий срок. В то же время благодаря этому женщина освоила скорочтение, в том числе и на английском языке.

    В интервью исследователю моды Тиму Ильясову женщина рассказывала о разнице в одежде жителей двух столиц в прежние времена.

    «Особенно это было заметно в XIX веке. Потому что Петербург — чиновничий город, там двор, там очень строгие правила. А Москва — город другой. Тут было не так много чиновничества, это город невест. Как писал Герцен, “в Москве отвороты сюртуков как ворота, можно въехать туда на повозке”. То есть деталь исключительно московская. Цвета другие. Потом, москвичи и жили по-другому, у них всегда самовар кипел на специальном столике, а в Петербурге больше считались с визитными днями», — делилась исследователь.

    Несмотря на все сложности, Раиса Мардуховна никогда не хотела уехать из России, хотя, когда в СССР разрешили выезд евреев в Израиль, многие из ее научного окружения воспользовались послаблением властей и покинули страну.

    Работу над своей первой книгой «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок» искусствовед начала еще в 70-х, но свет она увидела только в 1989 году. Издание представляет собой своеобразный справочник по произведениям русских классиков, где одежда персонажей описана незнакомыми для современного читателя названиями. В постсоветский период из-под пера историка вышло еще несколько книг, последняя из которых, «Портрет неизвестной в синем платье», была издана в 2017 году и стала лауреатом престижной литературной премии.

    Еще в одной из своих работ Кирсанова подробно разбирала предметы гардероба и атрибуты быта героев картин русского художника Павла Федотова, автора таких полотен, как «Сватовство майора», «Завтрак аристократа».

    Также профессор опубликовала множество научно-популярных статей, вела рубрику, популяризирующую летопись российской моды, в журнале «Родина».

    С конца 70-х Раиса Мардуховна трудилась в Государственном институте искусствознания Министерства культуры РФ, а с начала 90-х преподавала в театральном училище имени Бориса Щукина на кафедре искусствоведения, а также на кафедре литературно-художественной критики журфака МГУ. Одновременно женщина состояла в жюри конкурса молодых модельеров «Русский силуэт» и была членом Национальной академии индустрии моды.

    В 90-х Кирсанова получила докторскую степень в области искусствоведения, защитив диссертацию на тему русского костюма в период с XVIII до середины ХХ века.

    Личная жизнь

    О личной жизни Раисы Кирсановой известно, что она была замужем. Другие подробности о семье писателя и ученого не сообщаются.

    Смерть Раисы Кирсановой

    20 октября 39-летний мигрант из Кыргызстана по имени Акылбек приехал на Открытое шоссе, чтобы встретиться со знакомым по поводу трудоустройства. Не получив положительных новостей, он решил снять стресс алкоголем, после чего зашел в подъезд дома, где проживала Кирсанова, и начал ломиться во все двери подряд. Жители вызвали правоохранителей, но не успели предотвратить трагедию. По какой-то случайности дверь в квартиру искусствоведа оказалась незаперта, и, ворвавшись, мигрант жестоко избил пожилую женщину. Он был задержан полицейскими на месте, приехавшая скорая увезла пострадавшую в реанимацию, но, несмотря на все усилия медиков, она скончалась в возрасте 78 лет. Причиной смерти стали травмы, несовместимые с жизнью.

    Фото искусствоведа с новостями о трагедии распространили все российские СМИ.

    Библиография

    • 1989 — «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм — «вещь и образ в русской литературе XIX века»
    • 1995 — «Костюм в русской художественной культуре XVIII — первой половины XX века»
    • 1999 — «Сценический костюм и театральная публика в России XIX века»
    • 2001 — «Костюм в Москве»
    • 2002 — «Русский костюм и быт XVIII—XIX веков»
    • 2006 — «Ленты, кружева, ботинки»
    • 2017 — «Портрет неизвестной в синем платье»

    Интересные факты

    1. В молодости Раиса Кирсанова пробовала устроиться на подработку к Вячеславу Зайцеву в качестве манекенщицы. Но ее не взяли из-за роста 175 см, поскольку советские стандарты красоты 60-х подразумевали рост модели не выше 170 см.