Габриэла Мюнтер

Gabriele Münter
О знаменитости
Карьера
Дата рождения
Возраст
85 лет
Дата смерти
19 мая 1962 г.
Место рождения
Семейное положение
была вдовой
Соцсети
    0,0 / 5 (0 голосов)

    Биография

    Габриэла Мюнтер считается одной из самых ярких представительниц экспрессионизма в Германии. Долгое время немецкая художница была спутницей жизни Василия Кандинского. В период Второй мировой войны она бережно хранила его наследие, которое впоследствии передала в дар музею в Мюнхене.

    Детство и юность

    Габриэла Элен Генриетта Мюнтер родилась 19 февраля 1877 года в Берлине. Она была младшей из четырех детей дантиста Карла Мюнтера и его жены Вильгельмины (урожденной Шойблер). Родители художницы долгое время жили в США и заработали там солидное состояние, но вернулись на историческую родину с началом гражданской войны 1861–1865 годов. Спустя год после рождения младшей дочери семья переехала в город Херфорд, затем в Кобленц.

    Отец Габриэлы умер, когда ей было восемь лет, а мать, наделенная слабым здоровьем, большую часть времени проводила на лечении в больнице или в оздоровительных поездках. Дети росли, предоставленные самим себе. Мюнтер, еще в школьные годы открывшая в себе талант к живописи, с головой ушла в творчество. Она брала частные уроки у портретиста Эрнста Босха и посещала женскую художественную школу Вилли Шпаца в Дюссельдорфе, но в 1897 году, после смерти матери, бросила обучение.

    Состояние, унаследованное братьями и сестрами от родителей, позволяло им вести безбедное существование. В 1898 году Габриэла с сестрой отправились в США, где жили их родственники по материнской линии, и на протяжении последующих двух лет путешествовали по штатам Миссури, Арканзас и Техас. Получив от сестры в подарок камеру Kodak No. 2 Bull’s-Eye, художница сделала в пути много фото, а также набросков от руки; она с удовольствием рисовала все, что привлекало ее взгляд, — людей, ландшафты, растения и т. д.

    Творчество

    В 1901 году Габриэла Мюнтер отправилась в Мюнхен, где находилась академия изобразительных искусств, но, поскольку женщин еще не принимали туда на учебу, она начала посещать академию Мюнхенского союза женщин-художников. Образование, которое предлагали в этом учебном заведении, не отвечало запросам Габриэлы, поэтому спустя некоторое время она перешла в студию художников-графиков Генриха Вольфа и Эрнста Неймана, где занялась ксилографией (гравюрами по дереву).

    Габриэла Мюнтер — «Мужчина за столом (портрет Кандинского)»
    Габриэла Мюнтер — «Мужчина за столом (портрет Кандинского)» / Фото: «Артхив»

    Зимой того же года Мюнтер посетила выставку, где были представлены работы художников из творческого объединения «Фаланкс». Впечатлившись скульптурами Вильгельма Хюсгена, она записалась в школу, открытую при объединении и носившую такое же название. Там Габриэла познакомилась с Василием Кандинским, который преподавал курсы живописи и рисования с натуры. Летом 1902 года на пленэре в общине Кохель-ам-Зе она написала «Баварский пейзаж» — это первая известная картина Мюнтер с точной датировкой.

    В последующие несколько лет Габриэла писала преимущественно небольшие пейзажи в стиле позднего импрессионизма, где применяла технику импасто, которую переняла у Кандинского. В 1907 году шесть ее картин впервые были выставлены в парижском «Салоне независимых», а имя упомянуто в прессе. В начале 1900-х Мюнтер много путешествовала, но затем осела в общине Мурнау-ам-Штаффельзее, окрестности которой приглянулись ей разнообразием пейзажей. Именно в этот период в творчестве художницы наметился подъем.

    Мазки краски на полотнах Габриэлы стали резче и плотнее, она отказалась от тщательной прорисовки объектов и перспективы. Большое влияние на творческую манеру художницы оказал экспрессионист Алексей Явленский, в свою очередь, черпавший вдохновение в картинах Винсента Ван Гога и Анри Матисса. Также в Мурнау Мюнтер увлеклась обратной живописью по стеклу и собрала коллекцию таких произведений искусства. В январе 1909 года они с Кандинским открыли Новое объединение художников Мюнхена, куда вошли также Эрма Босси, Пьер Жирье и Альфред Кубин.

    Выставки объединения, состоявшиеся в 1909–1910 годах, были жестко раскритикованы в прессе. Между участниками нарастали напряжение и творческие разногласия, которые в конце концов привели к уходу Мюнтер и Кандинского. Вскоре они вместе с Францем Марком создали другое объединение, «Синий всадник», которое дало название альманаху 1912 года. В этот период художница написала портрет Пауля Клее («Человек, сидящий в кресле», 1913), картины «Мать Кандинского» (1913), «Натюрморт с птичками» (1914) и другие.

    С началом Первой мировой войны Мюнтер переехала в Швецию. Этот период в ее биографии был не самым простым: она потеряла связь с Кандинским, из-за инфляции наследство родителей растаяло, и ей пришлось писать портреты на заказ, чтобы заработать на жизнь. В 1917 году Габриэла поучаствовала в стокгольмской выставке, организованной ассоциациями шведских и австрийских художниц. Затем она отправилась в Данию, где состоялась самая крупная выставка ее работ — было представлено свыше 120 полотен. Творчество немецкой художницы оказалось востребованным в скандинавских странах, но ее все равно тянуло на родину.

    В 1920 году Габриэла вернулась в Германию, но в стране, еще не оправившейся от Первой мировой, она чувствовала себя чужой. В последующие десять лет она редко бралась за кисть; новый виток творчества начался в 1929-м, во время путешествия в Париж. Там она писала в среднем по две картины в неделю, брала уроки в академии Гранд Шомьер. Некоторое время Мюнтер жила на юге Франции, в Санари-сюр-Мер, популярное в то время в творческой среде. Там она создала ряд красочных работ, в которых смешивались элементы экспрессионизма и «новой вещественности» — течения, возникшего на рубеже 1920–930-х годов.

    В поздний период творчества, по возвращении в Германию, художница писала преимущественно портреты и пейзажи. Ярким образцом ее зрелого стиля искусствоведы считают работу «Три дома в снегу» с ее группировкой основных элементов в крупные блоки, яркой палитрой, черными контурами и плавным нанесением краски. В последующие годы Габриэла сосредоточилась на натюрмортах, таких как «Цветы ночью» (1941). Она участвовала в выставках, состояла в Ассоциации немецких художников, а в 1950-х обратилась к абстракционизму.

    Личная жизнь Габриэлы Мюнтер

    Во время обучения в школе «Фаланкс», в начале 1900-х годов, у Габриэлы Мюнтер завязались отношения с Василием Кандинским. Поскольку он был женат на своей двоюродной сестре Анне Чемякиной, роман приходилось тщательно скрывать — с 1904 года влюбленные много путешествовали по Италии, Франции, Нидерландам и другим странам, делая вид, что эти поездки носят исключительно творческий характер. С 1908 года Кандинский и Мюнтер начали жить вместе открыто, но, хотя спустя два года художник развелся с женой, официально свой союз они так и не оформили.

    Embed from Getty Images
    Габриэла Мюнтер и Василий Кандинский

    В первой половине 1910-х пара жила в доме неподалеку от Мурнау, где сейчас расположен музей. Уютная вилла, которую Габриэла приобрела по совету избранника, стала для них и творческой мастерской, и любовным прибежищем. Время от времени художники выбирались в Мюнхен или путешествовали по другим странам. В 1906 году Мюнтер создала гравюру с портретом Кандинского, он же изобразил ее дважды — на полотнах 1903 и 1905 годов.

    После начала Первой мировой войны пара уехала в Швейцарию. В 1914 году Кандинский дал Габриэле распоряжения насчет их совместного жилья в Германии и отправился в Россию, она же уехала в Швецию. Снова увидеться с любимым ей удалось в 1915-м, когда Василий приехал в Стокгольм на выставку ее работ. Спустя два дня после открытия экспозиции он вернулся в Россию. После Октябрьской революции 1917-го переписка Мюнтер с Кандинским сошла на нет. Только позднее она узнала, что художник в том же году вступил в брак с Ниной Андреевской.

    Известие о женитьбе Василия больно ударило по Габриэле, как и его желание забрать вещи и картины, оставленные в их бывшем доме. Художникам потребовалось пять лет, чтобы прийти к консенсусу и разделить имущество. История отношений Мюнтер и Кандинского, закончившихся столь печально, легла в основу немецкого фильма «Кандинский и его муза», вышедшего в 2024 году. Главные роли в нем исполнили Владимир Бурлаков и Ванесса Лойбл.

    Ванесса Лойбл в роли Габриэлы Мюнтер в фильме «Кандинский и его муза»
    Ванесса Лойбл в роли Габриэлы Мюнтер в фильме «Кандинский и его муза» / кадр из фильма

    Устроить личную жизнь Габриэле удалось в 1927 году — в Берлине она познакомилась с историком искусства Йоханнесом Эйхнером. Дружба, возникшая между ними, плавно перетекла в романтические отношения. В 1931-м они поселились в Мурнау, в доме, где Мюнтер некогда была счастлива с Кандинским. Эйхнер поддерживал избранницу, помогал ей в решении деловых вопросов и в публикации статей об искусстве. Пара оставалась вместе вплоть до смерти Йоханнеса в 1958 году.

    Смерть Габриэлы Мюнтер

    Габриэла Мюнтер скончалась 19 мая 1962 года в Мурнау-ам-Штаффельзее, на четыре года пережив своего избранника Йоханнеса Эйхнера. Причина смерти художницы не сообщалась, но, поскольку она уже находилась в преклонном возрасте, можно предположить, что причины были естественными Похоронили Мюнтер рядом с Эйхнером, их общая могила находится на кладбище в Мурнау.

    Работы

    • 1902 — «Баварский пейзаж»
    • 1906 — «Аллея парка в Сен-Клод»
    • 1909 — «Слушатель(портрет Явленского)»
    • 1910 — «Пейзаж с белой стеной»
    • 1911 — «Повозки сена»
    • 1911 — «Мужчина за столом (портрет Кандинского)»
    • 1913 — «Человек, сидящий в кресле»
    • 1913 — «Мать Кандинского»
    • 1914 — «Натюрморт с птичками»
    • 1934 — «Вид на горы»
    • 1941 — «Цветы ночью»
    • 1952 — «Цветные наброски»

    Интересные факты

    1. В 1990-х годах в Германии была учреждена премия Габриэлы Мюнтер, которую вручают художницам старше 40 лет.
    2. После принятия закона о конфискации «дегенеративного искусства» в 1938 году Габриэла спрятала коллекцию своих работ и работ единомышленников — Кандинского, Марка, Клее и других — в своем доме в Мурнау.
    3. В 1957 году художница подарила большую коллекцию картин Городской галерее в доме Ленбаха (Мюнхен), что превратило его в музей международного значения.