Биография
Маурицио Каттелан — один из самых провокационных и обсуждаемых современных деятелей культуры. С ранних лет итальянский художник демонстрирует склонность к бунтарству и нестандартному мышлению, в творчестве балансирует на грани между искусством и провокацией, а в публике вызывает бурю эмоций, от презрения до искреннего восторга.
Детство и юность
Маурицио Каттелан родился 21 сентября 1960 года в старинном итальянском городе Падуя. Его родители, уборщица и водитель грузовика, никакого отношения к искусству не имели. С юных лет биографии итальянец интересовался радиотехникой и тратил часы на разборку старых предметов, таких как радиоприемники и телевизоры, и постепенно приобретал навыки резки и сборки разнообразных типов материалов.
Из-за скромного финансового положения семьи подросток пытался заработать деньги сам и однажды устроился на работу в супермаркет, откуда вскоре был выгнан из-за подозрений в том, что нарисовал усы статуе святого Антония, покровителя города. В 17 лет юноша перевелся в вечернюю школу, подрабатывал садовником, официантом, нанимался работником в прачечную и даже в морг. Любовь к работе с материалами привела Маурицио в индустриально-технический институт, а вот формального образования в области искусства уроженец Венето так и не получил.
Творчество Маурицио Каттелана
В 80-х Каттелан начал проектировать мебель, которую собирали для него производители. При этом молодой человек не оставлял главную страсть — создание композиций. Фотографии работ рассылались в художественные галереи по всему миру. Карьера Маурицио началась в начале 90-х годов с одной из первых работ, «Стадион», которую выставила Галерея современного искусства Болоньи. Инсталляция представляла собой 11-метровый стол для игры в настольный футбол, рассчитанный для двух команд по 11 человек. По одну сторону игрового поля стояли футболисты итальянской «Чезены», а по другую — собранные самим художником в команду Forniture Sud (в переводе с итальянского — «поставка с юга») африканские мигранты, облаченные в специально сшитую форму с логотипом вымышленного спонсора Rauss, что на немецком означает «убирайся». Таким образом концептуалист хотел обратить внимание людей на проблемы итальянского общества, враждебно относящегося к приезжим.
Во время первой персональной выставки в Galleria Neon в Болонье вместо того, чтобы выставлять работы, Каттелан замуровал дверь галереи и повесил записку «Я сейчас вернусь». В следующий раз художник вызвал не только недоумение, но и любопытство публики на 46-й Венецианской биеннале, когда вместо того, чтобы выставить работы, сдал предназначенную ему площадь в аренду компании, рекламирующей парфюм.
Себя Маурицио не раз называл «ленивым» художником, а газете The Guardian однажды сказал «Я ничего не делаю». Некоторые из его действий подтверждали это утверждение. Например, в 1992 году художник нашел группу спонсоров, для того чтобы получить грант $ 10 тыс. в обмен на то, что не будет выставлять плоды творчества в течение года.
Чувство дискомфорта среди рафинированных ценителей прекрасного Каттелан убедительно продемонстрировал в 1994 году, когда в нью-йоркской галерее New Burg Gallery выставил настоящего ослика, над которым доминировала очень хрупкая люстра в стиле барокко. В 1997 году представил инсталляцию «Чарли не серфят», своим названием отсылающую к знаменитой фразе персонажа культового фильма Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» подполковника Килгора, таким образом объяснявшего солдату, что на пляже нет вьетконговцев, которых американцы прозвали Чарли. Публика увидела мальчика, сидящего за партой спиной к зрителю. Подойдя ближе, каждый видел, что руки фигуры прибиты к столу двумя карандашами.
Однако настоящую славу итальянский возмутитель спокойствия получил в 1999 году, когда создал «Девятый час» — реалистичную восковую фигуру папы римского Иоанна Павла II, раздавленного метеоритом. Каттелан отвергает обвинения в богохульстве, но говорит, что власть в этом мире ненадежна, даже власть папы. Еще через два года из воска и смолы мастер изготовил скульптуру «Он», представляющую собой стоящего на коленях Адольфа Гитлера. По словам автора, произведение воплощает само зло. На Венецианской биеннале 2001 года нонконформист установил полноразмерный знак HOLLYWOOD над гигантской свалкой в Палермо (Сицилия).
Ретроспектива Каттелана 2011 года в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, где художник повесил свою работу в центре культовой ротонды здания, вызвала неоднозначные отзывы, но тем не менее подтвердила место итальянца в современном мире искусства, как и тот факт, что его работы к тому времени продавались за миллионы на аукционах.
Несмотря на то что кого-то инсталляции и картины Маурицио несомненно раздражали, концептуалисту по большей части удавалось порадовать публику. Так, скульптура «Америка», функционирующий унитаз из чистого золота, установленный в туалете Музея Гуггенхайма с 2016 по 2017 год, собрала длинные очереди из посетителей и вызвала ажиотаж в социальных сетях. Произведение искусства стоимостью свыше $ 4 млн во время выставки во дворец Бленхейм в Англии в 2019 году было украдено и сейчас по-прежнему находится в розыске.
В 2019 году концептуальная работа Каттелана «Комедиант» произвела сенсацию на ежегодной международной художественной ярмарке Art Basel в городе Майами-Бич. Посетители мероприятия увидели настоящий банан, приклеенный куском серого скотча к стене. Изначально автор проектировал скульптуру в виде южного фрукта. В поисках вдохновения он развешивал банан, который всегда носил с собой, в номерах отелей, где останавливался. Сделав прототипы из разных материалов, вернулся к исходной идее — настоящему банану. Предмет поп-арта стал попыткой побудить людей задуматься о ценности произведения искусства и ценности, придаваемой предметам. Кроме того, банан Comedian стал героем незапланированной художественной акции. Уже после того, как экспонат за $ 120 тыс. приобрел французский коллекционер, фрукт съел художник Дэвид Датун, который назвал свой поступок перформансом и при этом заявил, что считает работы Каттелана очень вкусными.
Личная жизнь
Каттелан, неизменно привлекающий внимание зрителей неординарным творчеством, личную жизнь напоказ не выставляет. Тем не менее известно, что у него были романы с художницей Ванессой Бикрофт и актрисой Викторией Кабелло.
Маурицио Каттелан сейчас
Осенью 2024 год фото нашумевшего несколько лет назад «Комедианта» вновь появились в новостях многих стран мира. 20 ноября произведение современного искусства на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за $ 6,2 млн приобрел бизнесмен Джастин Сан, зарабатывающий на сделках с криптовалютой. Финальная стоимость в четыре раза превысила стартовую цену. Предприниматель о своем приобретении написал в социальной сети X:
«Это не просто произведение искусства; это культурный феномен, который наводит мосты между миром искусства, мемов и сообщества криптовалюты».
Новый владелец инсталляции также заявил, что вскоре съест фрукт, тем самым устроив уникальный художественный экспириенс.
Интересные факты
- В мае 2016 года скульптура «Он» была продана на аукционе Christie's за $ 17,2 млн.
- О художнике режиссер Маура Аксельрод снял документальный фильм «Маурицио Каттелан: Скоро вернусь».
- Банан из знаменитой инсталляции в 2023 году съел на выставке в сеульском музее южнокорейский студент.