Биография
Когда ленинградец Борис Ариэль учился в медицинском вузе, в США вышел роман Артура Хейли «Окончательный диагноз», воспевший профессию патологоанатома. Именно с этой специализацией связал свою судьбу Борис Михайлович.
Детство и юность
Будущий патоморфолог появился на свет в городе на Неве 11 ноября 1937 года. Фамилия ленинградца совпадает с библейским именем, на иврите означающим «лев Божий»: так зовут ангела, защищающего людей.
Оба родителя Бориса были медиками. Моисей Борухович-Беньяминович Ариэль, еврей по национальности, был главным патологоанатомом Волховского фронта, служил бок о бок с будущим главным хирургом Министерства обороны СССР Александром Александровичем Вишневским, имя которого сейчас носит Центральный военный клинический госпиталь в подмосковном Красногорске. Фронтовая служба сказалась на здоровье отца Бориса — он умер в 1950 году в возрасте 48 лет. Через четыре года после смерти Моисея Боруховича Борина мама, Людмила Сергеевна Бибинова, защитила докторскую диссертацию, посвященную дизентерии у детей, и до выхода на пенсию преподавала в вузе.
В 17 лет Ариэль-младший окончил школу в Дзержинском районе родного города, располагавшуюся в здании бывшей гимназии № 3 — учебного заведения, среди выпускников которого были Дмитрий Мережковский, Владимир Набоков и Петр Струве. Отрочество Бориса совпало с развернутой Иосифом Сталиным борьбой с «безродными космополитами» и нараставшим антисемитизмом, и Борис с матерью сочли нужным русифицировать его отчество. После получения аттестата зрелости юноша поступил в Первый Ленинградский медицинский институт имени академика И. П. Павлова и уже на втором курсе занялся научной работой.
Научная карьера Бориса Ариэля
В 26 лет Борис окончил аспирантуру при ЦНИИ рентгенорадиологии и в кандидатской диссертации, которую он защитил в 1965-м под руководством бывшего подчиненного своего отца Льва Фунштейна, анализировал поражение сердечной мышцы под влиянием рентгеновских лучей. Докторское исследование Ариэля имело более общий характер и называлось «Инфекционный процесс как системная проблема». В дальнейшем главным научным интересом сына врачей стала патанатомия хронических воспалительных заболеваний легких.

Трудовую карьеру потомственный медик начал в качестве младшего научного сотрудника отдела патологической анатомии Института экспериментальной медицины АМН СССР. Затем Ариэль работал ассистентом на кафедре патологической анатомии Ленинградского педиатрического института под руководством профессора Александра Цизерлинга. После защиты докторской диссертации Борис Михайлович перешел в Ленинградский НИИ фтизиопульмонологии, в котором поднялся от старшего научного сотрудника до руководителя отдела лабораторной диагностики туберкулеза. С начала 10-х годов ученик Фунштейна, оставаясь в том же институте научным консультантом, работал в Санкт-Петербургском патолого-анатомическом бюро.
Борис Михайлович — автор свыше трех сотен научных работ. В год 60-летия он удостоился звания «Заслуженный врач Российской Федерации», а в первом году третьего тысячелетия — профессора. Долгое время ученый был главным редактором научно-практического журнала «Библиотека патологоанатома»
Личная жизнь
О личной жизни Ариэля известно мало. Борис Михайлович ни разу не вступал в брак и не обзавелся детьми. Он собирал издания трагедии Иоганна Гёте «Фауст» на немецком и русском языках. Ученик Ариэля Олег Игоревич Шацилло, в 1998-м ставший доктором медицинских наук, на праздновании 75-летия своего научного руководителя сказал:
«Если в каждом из нас сочетаются положительные и отрицательные качества, которые легко уживаются вместе, то Борис Михайлович не обладает ничем отрицательным. Удивительный человек!»
В день 85-летнего юбилея Ариэля его младшие коллеги констатировали, что патологоанатом остается беспристрастным, энергичным и доброжелательным старшим товарищем.
Смерть Бориса Ариэля
Местом силы Бориса Михайловича был Сестрорецк. До поздней осени пожилой профессор каждое утро купался в озере Разлив, до берега которого добирался из своего СНТ на велосипеде или используя палки для скандинавской ходьбы. Обычно после заплыва Ариэль завтракал вместе с жившим неподалеку Олегом Шацилло.
Не стал исключением и первый осенний месяц 2025 года. Начало сентября оказалось в Северной столице России очень теплым. Дневная температура воздуха доходила до +25 °C, но ночи были прохладными.
В субботу, 13 сентября, характер погоды изменился. Утро выдалось пасмурным и ветреным. Несмотря на метаморфозы, 87-летний патологоанатом отправился на озеро. Сестроречане, отдыхавшие на берегу Разлива, спросили заходившего в воду Бориса Михайловича, комфортно ли ему. Профессор ответил, что все в порядке.
Когда Ариэль пропал — вопреки обещанию, не появился на завтраке у Шацилло и не ответил на звонки на мобильный телефон, — Олег Игоревич забил тревогу. Во всех сестрорецких СНТ были развешены объявления-ориентировки с фото профессора.
Во второй половине дня спасатели принесли печальные новости: они обнаружили бездыханное тело Бориса Михайловича у берега Разлива, противоположного тому, с которого он заходил в озеро. СМИ сообщили, что установлением причины смерти занялись коллеги патологоанатома, но, предположительно, Ариэль утонул.
Интересные факты
- В один день и год с Борисом Михайловичем началась биография французского путешественника и писателя Андре Брюжиру.
- При подготовке к защите докторской диссертации Ариэль прослушал полный курс высшей математики в Ленинградском государственном университете.
- В июле 2020 года в подмосковной реке Вейне утонул 82-летний олимпийский чемпион борец-вольник Александр Иваницкий.