Биография
Кэтрин Хотон Хепберн - звезда американского кинематографа, четырежды обладательница премии «Оскар», что до сих пор является рекордом среди артистов Голливуда.
Будущая актриса родилась 12 мая 1907 года в городе Хартфорд штата Коннектикут. Предками рода Хепберн были наследники французского и английского королевских домов. Отец девочки Томас Норвал Хепберн работал хирургом урологического отделения Хартфордского госпиталя. Мать Кэтрин Марта Хотон Хепберн, наследница стекольного заводчика, занималась защитой прав женщин, в частности, правом на контрацепцию. В семье Кэтрин воспитывалось 6 детей.
В 14 лет Кэтрин получила большую психологическую травму: ее горячо любимый брат Том погиб, упав со строительных лесов на территории семейного особняка, и Кэйт была первой, кто обнаружил тело погибшего. После этого случая девушка взяла себе дату рождения брата, что обнаружилось случайно спустя годы.
Высшее образование Кэйт получила в стенах колледжа Брин Мор, где изучила несколько иностранных языков, литературу, философию, историю, точные науки. Большое внимание Хепберн уделяла спорту: она стала победительницей на городском соревновании по фигурному катанию, завоевала второе место среди теннисисток штата Миссури, много времени уделяла занятиям гольфом. Посещала Кэтрин и школьную театральную студию.
Театр
Участие в спектаклях в результате увлекло девушку больше всего, и после окончания колледжа в 1928 году Кэйт переезжает в Балтимор, получив на поездку от отца $ 50, чтобы посвятить себя сцене. Через год Хепберн отправляется в Нью-Йорк. Если в штате Мэриленд Кэтрин играла только в эпизодических ролях постановок «Царица» и «Факельщик», то на Бродвее девушке удается получить более яркие роли в спектаклях «Метеор», «Летний месяц в деревне», «Большое озеро», «Эти дни», которые ставились в разных театрах Нью-Йорка.
Хепберн начинает занятия актерским мастерством со звездой театральной сцены Фрэнсис Робинсон-Дафф, которая сравнивала подопечную по величине таланта с Элеонорой Дузе.
Нестандартная аристократическая внешность, разговорный акцент, вызывающая манера поведения пробуждали в зрителях интерес к молодой актрисе, и вскоре Кэтрин достается главная роль царицы амазонок Антиопы в бродвейской постановке 1932 года «Муж воительницы». Обретя уверенность в собственных силах, Кэтрин решается на покорение Голливуда и в 1934 году переезжает в Калифорнию.
Там актриса пробуется на роль Скарлет О'Хара, но не проходит кастинг. Необычную актрису замечает драматург Фил Барри и пишет специально для нее пьесу «Филадельфийская история». После ряда переделок актриса вместе с бродвейским театральным коллективом «Гилд» и режиссером Робертом Синклером начинает репетиции. Для этого она временно покидает Голливуд.
В 1939 году спектакль вышел в Нью-Хэйвене, а затем в Нью-Йорке с ошеломительным успехом. Игру Кэтрин одобрили публика и критики. Состоялось 670 показов, в том числе и гастрольных. Доход от постановки принес владельцам театра $ 1 млн, а главной героине - $ 300 тыс.
Когда кинокомпании США заинтересовались постановкой сценария в кино, обнаружилось, что права на произведение уже давно выкуплены самой Хепберн. Сделка удалась благодаря помощи поклонника актрисы, знаменитого авиатора и продюсера Говарда Хьюза.
Следующий виток театральной карьеры в биографии актрисы произошел на рубеже 40-50 годов. Кэтрин увлеклась шекспировской драматургией и на 10 лет погрузилась в пьесы английского гения. Она сыграла ряд главных ролей в спектаклях «Как вам это понравится», «Венецианский купец», «Укрощение строптивой», «Мера за меру», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь» и «Антоний и Клеопатра». Постановки шли со сцен столичных театров «Олд Вик» и «Корт». В начале 50-х Кэтрин Хепберн появилась на сцене Лондонского театра драмы в спектакле «Миллионерша» по пьесе Б. Шоу.
Запомнилась актриса ролью Коко Шанель в биографическом мюзикле Элена Джея Лернера «Коко». Игра в музыкальном спектакле была новым опытом для Кэтрин, но она справилась с поставленной задачей блестяще и уже на прослушивании покорила режиссера и продюсера постановки. Премьерный показ мюзикла с Кэтрин Хепберн в главной роли собрал выручку в $ 35 тыс. Актриса повторила успех в 1981 году, сыграв главную героиню в лирическом музыкальном спектакле «Вестсайдский вальс».
Фильмы
Дебютом в кинематографе для Кэтрин стала картина «Билль о разводе», которая вышла на экраны в 1932 году. Продюсеры кинокомпании RKO оценили шарм и очарование юной артистки, которая превращала второсортные сценарии в шедевры. Так первого «Оскара» Кэтрин получила после исполнения главной роли Эвы Лавлейс в фильме 1933 года «Утренняя слава».
В этом же году вышла комедия «Маленькие женщины», которая завоевала премию Венецианского фестиваля. В середине 30-х появляется еще ряд запоминающихся фильмов с участием Кэтрин - «Маленький священник», «Элис Эдамс» (номинация на «Оскар»), «Мария Шотландская» и «Дверь на сцену». А знаменитый мультипликатор Уолт Дисней взял образ Кэтрин Хепберн за прототип для создания мультфильма «Матушка Гусыня едет в Голливуд».
После провала очередной комедии в 1938 году, Хепберн решает на время уйти в творческий отпуск и возобновляет работу в Голливуде в 1940 году. Возвращение на экраны Хепберн было триумфальным: исполнение роли Трейси Лорд в киноверсии «Филадельфийской истории» принесло актрисе номинацию на "Оскар".
Через два года актриса снимается в киноленте «Женщине года», где знакомится с любовью всей своей жизни Спенсером Трейси. У артистов получился замечательный творческий союз не только в жизни, но и на экране. Они снялись еще в 8 картинах. Среди них фильмы «Без любви», «Море травы», «Ребро Адама», «Пэт и Майк», «Кабинетный гарнитур», «Угадай, кто придет к обеду?».
В 50-е годы актриса играет в ряде фильмов, которые также принесли ей номинации на "Оскар": «Африканская королева», «Летнее время», «Продавец дождя». Работа Кэтрин в фильме «Внезапно, прошлым летом», созданном по произведению Уильямса, вдохновила драматурга на написание пьесы «Ночь игуаны» специально для Хепберн. Но актриса от игры в спектакле отказалась.
В 1973 году Кэйт приняла участие в телепроекте «Стеклянный зверинец» специально для телевидения Великобритании.
Драма «Долгий день уходит в ночь», в основу которой легла пьеса Юджина О’Нила, раскрыла перед зрителями трагедийную сторону таланта Хепберн. Второй "Оскар" был присужден за работу Кэтрин в «Угадай, кто придет к обеду?». Церемония награждения совпала с днем смерти Спенсера Трейси, после чего актриса временно ушла из профессии.
Положение спас актер Питер О’Тул, который предложил Кэтрин роль королевы Элеоноры Аквитанской в исторической драме «Лев зимой». Возрастная роль в исполнении Хепберн пришлась по вкусу кинокритикам, и артистке вновь присудили главную премию Американской Киноакадемии.
Последняя статуэтка появилась в коллекции наград актрисы уже в 1982 году, за исполнение роли Этель в фильме «На Золотом озере». Даже в преклонном возрасте Кэтрин удавалось работать без устали с большой продуктивностью. Ее возраст не сказывался ни на памяти, ни на творческих талантах, чему свидетельствует большое количество наград, полученных в 80-90 годы. Очередная премия «Золотого глобуса» была присуждена артистке в 1993 году за работу в комедии «Мужчина этажом выше».
Телевидение
Актриса не менее плодотворно работала и на телевидении. За работы над телефильмами «Стеклянный зверинец», «Зеленая кукуруза», «Любовь среди руин» Кэтрин получала номинации и награды «Эмми». Популярными в конце 80-х начале 90-х стали телепроекты с участием уже 80-летней актрисы «Здесь спала Лора Лэнсинг», «Человек с верхнего этажа», «Это не может быть любовью», «Любовная история» и «Одно Рождество».
В 1993 году на телеэкраны выходит автобиографический документальный фильм «Все обо мне», в котором Кэтрин сыграла саму себя. В начале 90-х годов издается биография Хепберн «Я» и мемуары «Африканская королева, или как я ездила в Африку с Богартом, Бэколл и Хьюстоном и чуть не сошла с ума».
Личная жизнь
Первый и единственный раз Кэтрин Хепберн вышла замуж в 23 года за друга детства филадельфийского брокера Ладлоу Огдена Смита, с которым поселилась в Нью-Йорке. Молодой супруг не запрещал Кэтрин работать в театре, но, когда она решила уехать в Голливуд, расстался с ней. В 1934 молодые люди официально развелись на Юкатане. Несмотря на непродолжительность брака и отсутствие детей, Ладлоу всю жизнь поддерживал первую супругу морально и материально, считая ее большим избалованный ребенком.
Моральные устои не сильно волновали Кэтрин. Она с легкостью заводила романы и расставалась с поклонниками. Среди почитателей актрисы были миллиардер Говард Хьюз, бродвейский продюсер Лелонд Хэйворд и голливудский легендарный режиссер Джон Форд. С Хьюзом Хепберн жила один год в его особняке в Лос-Анджелесе и даже познакомила родителей с потенциальным женихом. Но что-то в отношении двух гениев пошло не так.
В 1942 году на съемках фильма «Женщина года» Кэтрин встретилась со Спенсером Трейси и оставила все остальные увлечения навсегда. Личную жизнь и творчество Кэтрин отныне посвятила одному человеку, но выйти замуж за него так и не смогла, так как он был женат и не собирался разводиться. В семье Трейси подрастало двое детей, старший сын при этом родился глухим. Кэтрин вела себя предельно тактично и никогда не афишировала любовной связи.
В 1962 году, когда Спенсер слег от тяжелой болезни, Хепберн попеременно с женой Спенсера Луизой ухаживала за ним. В 1967 году, тяжело пережив смерть любимого человека, Кэтрин больше ни с кем не заводила романов. В 1983 году после смерти Луизы Трейси Хепберн впервые позволила себе открыто рассказать о возлюбленном.
Смерть
Начиная с середины 90-х годов актриса постепенно уходит в тень. Ее здоровье ухудшается, появляется артрит, болезнь Паркинсона, конъюнктивит. В связи с проблемными суставами актриса решается на операцию по протезирования бедра. В конце 90-х Кэтрин переезжает в особняк городка Одд-Сэйбрук, который она купила на деньги, вырученные от продажи дома на Манхеттене. До самых последних дней актриса выглядела очаровательной, что видно на немногочисленных фото последнего периода жизни.
Помимо старческих болезней у Хепберн обнаруживается опухоль на шее, которую врачи уже не решаются оперировать. Сердце легенды мирового кинематографа остановилось 29 июня 2003 года во сне. Через три дня в память о Хепберн на время огни Бродвея были погашены.
Цитаты
Наиболее известные цитаты Кэтрин Хепберн:
- В возрасте как таковом я не вижу ничего романтического. Либо вы интересны в любом возрасте, либо нет. Нет ничего особенно интересного в том, чтобы быть старым, — или в том, чтобы быть молодым.
- Если всегда будешь делать то, что тебя интересует, то по крайней мере одному человеку будет приятно.
- Мне все равно, что про меня пишут, лишь бы это не было правдой.
- Согласна: я консерватор. Но на консерваторах держится мир, а героями становятся зануды.
- Я думаю, что большинство людей, добившихся успеха в искусстве, втайне удивляются, действительно ли они так хороши или им всего лишь повезло.
Фильмография
- Ранняя слава - 1933
- Маленькие женщины - 1933
- Мария Шотландская - 1936
- Филадельфийская история - 1940
- Женщина года - 1942
- Море травы - 1947
- Африканская королева - 1951
- Пэт и Майк - 1952
- Продавец дождя - 1956
- Внезапно, прошлым летом - 1959
- Угадай, кто придёт к обеду? - 1967
- Лев зимой - 1968
- На золотом озере - 1981