Биография
Илья Кабаков был феноменом в мире современного искусства и самым дорогим российским художником, ярчайшим представителем московской школы концептуализма, родоначальником жанра «тотальной инсталляции». Несмотря на свои взгляды, Илья Иосифович не считал себя диссидентом, но его интересовало, что будет происходить с работами, когда «они уйдут в будущее». На постсоветском пространстве за размах деятельности и рекорды по стоимости картин его называли народным художником. Искусствоведы из США считали его последователем идей Казимира Малевича.
Детство и юность
Концептуалист Илья Иосифович Кабаков родился 30 сентября 1933 года в Днепропетровске. Родители — евреи по национальности: отец Иосиф Бенционович Кабаков работал слесарем, мать Берта Юделевна Солодухина — бухгалтером.
Детство художника выпало на тяжелые годы Великой Отечественной войны. В 1941 году Илью с матерью эвакуировали в Самарканд, куда в то же время был переброшен из Ленинграда Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. В 1943-м мальчик поступил в художественную школу при этом институте.
По окончании войны в 1945 году Илья Кабаков перешел в Московскую среднюю художественную школу, жил в школьном общежитии, окончил ее в 1951 году и поступил в столичный институт имени В. И. Сурикова на курс по искусству книги профессора Б. А. Дехтерева.
Карьера художника
С 1957 года, после окончания института, Кабаков 30 лет жизни посвятил иллюстрированию книг издательства «Детская литература» и журналов «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки». Мастеру удалось создать неповторимый и запоминающийся образ советской детской книги. В это время происходило формирование его художественного вкуса и стиля, например, появился прием «рисование по краям».
В 1960-х Илья Кабаков ушел из книжного дела и начал участвовать в выставках в СССР и за границей как самостоятельный художник: «Альтернативная действительность II» в Италии в 1965 году, экспозиция в кафе «Синяя птица» в 1968 году, выставки неофициального советского искусства в Кельне, Лондоне, Венеции. Первым произведением московского концептуализма поэт Андрей Монастырский назвал инсталляцию Кабакова «Ответы экспериментальной группы», которая представляла собой стенд с множеством табличек с текстом. Для своих произведений автор использовал техническую эмаль и дешевые материалы для основы.
В это же время появилась на свет инсталляция «Мальчик». В 1965–1966 годах Кабаков создал ряд картин-предметов в стиле «заборной живописи»: «Автомат и цыплята», «Труба, палка, мяч и муха». В 1970-х автор выпустил альбомы серии «Десять персонажей» и «На серой и белой бумаге». Картины создавались в духе московской концептуальной школы — направления, где важна идея, переданная с помощью схем, графиков, чертежей, фотографий и фраз. Наброски прошлых лет Кабакова сложились в рассказ в картинках (варианты рисунков «Душ», ставшие серией из 6 альбомов).
Новаторством Кабакова было сопровождение рисунков авторскими текстами. «Десять персонажей» — это истории из жизни маленького человека, у каждого героя есть говорящее имя и характер, он попадает в нелепые, иногда абсурдные ситуации. В творчестве Ильи Иосифовича этого времени отчетливо чувствовалось влияние Даниила Хармса.
Илья Кабаков – родоначальник жанра тотальной инсталляции, произведения, окружающего зрителя со всех сторон, объединяющего в себе различные виды искусства. Этому творчеству посвящены 1980-е годы. Первую работу художник создал в своей маленькой мастерской на Сретенке. Для демонстрации произведение приходилось каждый раз собирать заново.
Основная тема инсталляций — нелепый и унизительный быт советских коммуналок, а материал — все, что попадется под руку, даже мусор. В 1986 году Кабаков создал одну из своих самых знаменитых работ — «Человек, который улетел в космос из своей комнаты».
В конце 1980-х художник получил зарубежный грант и создал инсталляцию «Перед ужином» в фойе австрийского оперного театра. В 1988-м в галерее Рональда Фельдмана в Нью-Йорке организовали показ инсталляции из проекта «Десять персонажей», удостоенной стипендии министерства культуры Франции.
В 1989 году мастер получил стипендию немецкого фонда DAAD и уехал в Берлин. С этого времени на родине Кабаков больше не работал. Тогда же Илья Иосифович встретил на Западе дальнюю родственницу и будущую жену Эмилию Леках. Они начали работать в партнерстве.
Все работы этого периода творческой биографии подписывались уже двумя именами. Эмилия Кабакова стала не только музой и соавтором Ильи Иосифовича, но и его пиар-менеджером. Она заключала контракты с крупнейшими галереями, убеждала их владельцев поднимать цены на работы мастера. Именно ее талант маркетолога повлиял на инвестиционную привлекательность картин супруга.
После эмиграции в 1990-х годах в Европе и Америке прошли десятки выставок художника, это были годы признания его таланта. Кабаковы получили ресурсы и доступ к большим пространствам, необходимым для творчества. В это время создана знаменитая инсталляция «Туалет» (The toilet), отражающая взгляд в убогое прошлое из благополучного настоящего.
В этот период художнику удалось посотрудничать с американским пионером концептуализма Джозефом Кошутом. В Варшаве авторы создали совместную работу «Коридор двух банальностей».
В 2000-х годах популярность Ильи и Эмилии Кабаковых выросла еще больше. Их полотна начали часто выставлять в России: состоялась программная выставка Ильи Иосифовича «Десять персонажей» в Третьяковской галерее в начале 2004 года, «Случай в музее и другие инсталляции» были представлены в Эрмитаже летом 2004 года, 9 работ 1994–2004 годов показали в московской галерее «Стелла-Арт» в декабре того же года.
В 2018 году к 85-летнему юбилею Ильи Кабакова музей современного искусства «Гараж» выпустил фильм «Бедные люди» — рассказ о биографии и художественном мире мастера, его отношении к творчеству и жизни. В том же 2018-м Кабаковы передали в дар «Третьяковке» мастерскую художника на Сретенке. В ее стенах демонстрировались некоторые его работы.
В 2017–2018 годах совместными усилиями Третьяковской галереи, галереи «Тейт Модерн» (Лондон) и Государственного Эрмитажа был разработан проект масштабной ретроспективы произведений Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех» по названию эссе, опубликованного в журнале «А-Я», и центральной инсталляции.
Личная жизнь
Илья Кабаков был трижды женат. В первом браке с Ириной Рубановой у художника появилась дочь, проживающая в Париже. Со второй женой Викторией Мочаловой Илья Иосифович воспитывал пасынка Антона Носика.
Третьей и последней любовью и соавтором стала двоюродная племянница мастера Эмилия Леках. Разница в возрасте у будущих мужа и жены составляла 12 лет. Несмотря на то что знакомы они были уже много лет, роман начался только в эмиграции. Когда они поженились, Кабакову было 54 года. Супруги поселились в Нью-Йорке. Активная творческая позиция и общение с журналистами позволяли супругам не акцентировать внимание публики на своей личной жизни. Тем не менее семейный архив пары хранит множество фото художника вместе с внуками.
Смерть
Последние годы здоровье художника не позволяло ему много трудиться. Врачи запретили концептуалисту работать более 2-3 часов в день. Но Илья Иосифович был счастлив находиться в окружении близких людей. 27 мая 2023 года в возрасте 89 лет, находясь в своем доме на Лонг-Айленде, Илья Кабаков умер. Причину смерти близкие не озвучили.
Произведения
Картины:
- 1972 — «Ответы экспериментальной группы»
- 1980 — «Расписание выноса мусорного ведра»
- 1980 — «Маленький водяной»
- 1981 — «Номер люкс»
- 1982 — «Жук»
- 1987 — «Каникулы №10»
- 1992 — «Говорит Е. Коробова: Не надо его ввинчивать: я уже это пробовала»
- 2012 — «Появление коллажа»
- 2015 — «Шесть картин о временной потере зрения (красят лодку)»
Инсталляции:
- 1980 — «Человек, улетевший в космос из своей комнаты»
- 1986 — «Десять персонажей»
- 1988 — «Человек, который никогда ничего не выбрасывал»
- 1989 — «Случай в коридоре возле кухни»
- 1990 — «Лабиринт (альбом моей матери)»
- 1991 — «Красный вагон»
- 1992 — «Туалет»
- 1994 — The Artist Despair
- 1998 — The Palace of Projects
- 1999 — Monument to a Lost Civilization
- 2001 — «В будущее возьмут не всех»
- 2003 — «Разговор с ангелом»
- 2003 — Where is Our Place
- 2014 — The Strange City
Интересные факты
- Художник всегда работал, слушая классическую музыку. Его любимыми композиторами были Фридерик Шопен, Сергей Прокофьев, Иоганн Себастьян Бах. Нередко Кабаков в мастерской пел сам.
- Илья Иосифович признавался, что не любил делать иллюстрации к детским книгам. Чаще всего он просто копировал изображения из других изданий, немного изменив их.
- При создании работ автор не пользовался эскизами. Он сравнивал картины и инсталляции с «курицей, которая должна появиться сразу с перьями».
- В творческом наследии художника присутствуют и литературные произведения — книги «60–70-е... Записки о неофициальной жизни в Москве» и «Диалоги о мусоре», написанные совместно с Борисом Гройсом.
- Картины Кабакова «Жук» (The beetle) и «Номер люкс» (La chambre de luxe) были проданы на аукционе Phillips de Pury за $ 5,8 млн и $ 4,1 млн.