Биография
Адольф Эйхман - немецко-австрийский политический деятель, оберштурмбанфюрер СС и один из главных организаторов холокоста, начальник отдела по делам евреев, ответственный за их высылку в лагеря уничтожения, где жертв отравляли газом. История жизни, политической карьеры и смерти Эйхмана описана в документальном фильме итальянского режиссера Феруццио Валерио «Жестокие души».
Детство и юность
Отто Адольф Эйхман родился 19 марта 1906 года в немецком городе Золинген в кальвинистской протестантской семье. Его родителями являлись Адольф Карл Эйхман, работавший бухгалтером, и Мария Шефферлинг, домохозяйка.
В 1913 году отец переехал в австрийский город Линц, чтобы занять должность коммерческого менеджера «Электрической трамвайной компании», остальные члены семьи, супруга и 5 детей, приехали к нему спустя год. После смерти жены в 1916-м Адольф Эйхман-старший сочетался браком с Марей Заврзель, набожной протестанткой с двумя сыновьями.
Мальчик посещал государственную среднюю школу в Линце, занимался музыкой и принимал участие в спортивных соревнованиях, был членом клуба скаутов и других молодежных организаций. Из-за плохой успеваемости его отчислили из учебного заведения и отдали в профессиональное училище, которое он не закончил.
Несколько месяцев Эйхман работал в Зальцбурге, на шахте, приобретенной отцом, потом стал продавцом в радиокомпании «Oberösterreichische Elektrobau AG». С 1927 года молодой человек был окружным агентом нефтяной компании «Вакуум ойл».
За это время Адольф присоединился к «Молодёжному союзу фронтовиков» и увлекся чтением газет, издаваемых нацистской партией (НСДАП), платформа которой основывалась на роспуске Веймарской республики, отказе от условий Версальского договора, радикальном антисемитизме и антибольшевизме.
Политическая деятельность
По совету друга семьи Эрнста Кальтенбруннера Эйхман вступил в австрийское отделение НСДАП 1 апреля 1932 года. Его полк SS-Standarte 37 отвечал за охрану штаба партии в Линце и сопровождение спикеров нацистов на митингах. Через несколько месяцев после захвата правления националистами в Германии в начале 1933 года Эйхман потерял работу в «Вакуум ойл», а в Австрии запретили НСДАП. Эти события стали определяющими в биографии Эйхмана, который решил бежать из Австрии и вернуться в Германию.
В августе 1933 года Адольф прошел подготовку в лагере штурмовиков в Клостерлехфельде, затем обосновался на границе Пассау во главе группы связи СС для руководства австрийскими национал-социалистами в Германии и контрабанды пропагандистских материалов в Австрию. В конце декабря, когда это подразделение распустили, Эйхмана повысили до унтершарфюрера.
В 1934 году молодого нациста приняли в СД и назначили в подотдел по масонам, занимавшийся изъятием ритуальных предметов для будущего музея, а через полгода перевели в еврейский отдел. Эйхману поручили изучить сионистское движение и предоставить доклады о входящих в него организациях. Он изучил азы иврита и идиша и стал "специалистом по еврейским вопросам". Нацистская Германия использовала насильственные методы и экономическое давление, для того чтобы побудить евреев покинуть Германию по собственному желанию.
В 1937 году унтерштурмфюрер Эйхман сопровождал Герберта Хагена во время поездки в Палестину. Целью визита была оценка возможности добровольной эмиграции немецких семитов в эту страну. Миссия провалилась, поскольку нацистам отказали в выдаче виз. Тем не менее, посланцы Германии встретились в Каире с лидером Хаганы, подпольной сионистской организации, который поддержал идею увеличения числа евреев в Палестине.
В 1938 году Эйхмана отправили в Австрию, чтобы оказать помощь в еврейской эмиграции из страны, вошедшей в состав Третьего рейха, и присвоили звание СС-оберштурмфюрера. Когда он покинул Вену в конце весны 1939-го, почти 100 тыс. евреев покинули Австрию на законных основаниях, а еще больше незаконно вывезли в Палестину и в другие места.
После начала Второй мировой войны 1 сентября 1939 года немецкая политика, относящаяся к лицам еврейской национальности, изменилась с добровольной эмиграции на принудительную депортацию. Их должны были собрать в городах Польши с регулярным железнодорожным сообщением и выслать с территорий, контролируемых Германией. Для этого создали новый департамент, Главное управление имперской безопасности (РСХА), под руководством Рейнхарда Гейдриха.
После командировки в Прагу для создания там эмиграционного офиса Эйхмана перевели в Берлин в середине осени 1939 года, чтобы командовать главным офисом еврейской эмиграции под руководством Генриха Мюллера, возглавившего гестапо. Ему поручили организовать депортацию от 70 до 80 тыс. евреев из Моравии.
По собственной инициативе Эйхман планировал вывезти сионистов из Вены. Оберштурмфюрер СС выбрал польский город Ниско местом для транзитного лагеря. В последнюю неделю октября 1939 года 4700 евреев отправили в этот район поездом, и их оставили на произвол судьбы на открытом пространстве без воды и пищи. Казармы планировались, но так и не были достроены.
В 1939-м Эйхмана включили в РСХА, поставили во главе сектора IV-B4. Рейнхард Гейдрих объявил нового руководителя отдела своим "специальным экспертом", ответственным за организацию всех депортаций в оккупированную Польшу. С начала немецкого вторжения в Советский Союз в 1941 году айнзатцгруппы шли за основной армией в захваченные районы, собирали и убивали евреев, работников Коминтерна и членов Коммунистической партии. Эйхман получал регулярные подробные отчеты о деятельности эскадронов смерти.
31 июля 1941 года Геринг дал Гейдриху предписание подготовить и представить план "полного решения еврейского вопроса" на всех землях, оккупированных Германией. Глава РСХА приказал Эйхману, которому присвоили звание оберштурмбанфюрера СС, уничтожить всех евреев в контролируемой немцами Европе. Вскоре после Ванзейской конференции 20 января 1942 года под наблюдением Эйхмана начались широкомасштабные перемещения в лагеря уничтожения в Белжеце, Собиборе, Треблинке и других местах.
Подразделение оберштурмбанфюрера отвечало за сбор информации о евреях в каждом районе, организацию захвата их собственности и расписание вывозивших их поездов. Эйхман проводил регулярные встречи с сотрудниками своего департамента, работающими на местах, и много путешествовал, чтобы осмотреть концентрационные лагеря и гетто.
19 марта 1944 года Германия вошла в Венгрию. Местных евреев, которые до этого момента оставались практически невредимыми, ждала депортация в концентрационный лагерь Освенцим на принудительные работы или в камеры смерти. Эйхман лично следил за подготовкой на этой территории смерти.
В апреле 1944 года оберштурмбанфюрер вел переговоры с представителями сионистского движения о выкупе евреев. Встреча с Рудольфом Кастнером, руководителем венгерского Комитета помощи и спасения, сохранила жизни 1686 евреев, отправленных поездом в Швейцарию в обмен на 3 чемодана алмазов, золота, наличных и ценных бумаг. Незадолго до конца Великой Отечественной войны Эйхман сжег записи, компрометирующие департамент IV-B4, и вместе с другими офицерами СС бежал из Берлина и поселился в Австрии.
Личная жизнь
21 марта 1935 года Адольф Эйхман сочетался браком с католичкой из крестьянской семьи Вероникой (Верой) Либль. У пары было четверо сыновей: Клаус, Хорст Адольф, Дитер Хельмут и Рикардо Франциско. Жена оберштурмбанфюрера не любила Берлин, она жила в Праге вместе с детьми. Первоначально Эйхман посещал их еженедельно, но со временем его визиты сократились до одного раза в месяц.
По окончании войны Эйхман скрылся от союзников, но был арестован американцами. Он бежал из заключения с поддельными документами и обустроил личную жизнь на севере Германии. В 1950 году нацистский преступник получил Международный гуманитарный паспорт Красного Креста, позволивший бывшему немецкому офицеру иммигрировать в Аргентину. Семья присоединилась к нему в 1952 году в Буэнос-Айресе.
В последний раз Эйхман виделся с женой 30 апреля 1962 года, за месяц до казни.
Похищение и судебный процесс
Несколько евреев, выживших после холокоста, посвятили себя поиску Эйхмана и других фашистов. Важную роль в раскрытии личности немецкого военного преступника сыграл Лотар Герман. Его дочь Сильвия в Буэнос-Айресе свела знакомство с Клаусом Эйхманом в 1956 году, который хвастался нацистскими подвигами своего отца. Об этом рассказали Фрицу Бауэру, генеральному прокурору штата Гессен в Западной Германии, который передал эту информацию директору израильской военной разведки Иссеру Харелу.
За Эйхманом установили наблюдение, но не нашли доказательств его причастности к нацистам. В 1960 году агент Моссада Зви Аарони подтвердил личность бывшего оберштурмбанфюрера по фото и в результате слежки.
Израильская разведка спланировала похищение Эйхмана, поскольку Аргентина имела историю отказа в экстрадиции нацистских преступников. 22 мая 1960 года бывшего немецкого офицера доставили в Израиль, где он пробыл 9 месяцев в укрепленном полицейском участке, подвергаясь ежедневным допросам.
11 апреля 1961 года начался судебный процесс Эйхмана в специальном трибунале Иерусалимского окружного суда. Нацистского преступника обвинили в преступлениях против человечности и еврейского народа, военных преступлениях и членстве в НСДАП. Эйхман настаивал на том, что у него не было выбора, кроме как следовать приказам, поскольку он был связан клятвой верности Адольфу Гитлеру.
15 декабря 1961 года его приговорили к смертной казни на виселице как ключевого виновника геноцида.
Смерть
Защита Эйхмана подала несколько апелляций в Верховный суд, приговоренный лично просил президента Израиля Ицхака Бен-Цви о помиловании. Все ходатайства были отклонены. Эйхмана казнили 1 июня 1962 года в тюрьме Рамлы. Причиной смерти стало удушение.
В течение нескольких часов его тело кремировали, а прах развеяли в Средиземном море, за пределами территориальных вод Израиля.
В 2000 году правительство Святой земли опубликовало дневники Эйхмана, где он описывал зверства нацистов в отношении еврейского народа.