Биография
Фома Аквинский – наиболее авторитетный католический религиозный философ, сумевший связать христианские вероучения с разумом и логикой. Биография теолога оказалась коротка, но насыщена – мудрыми мыслями, основополагающими трактатами (например, «Суммы теологии»), божественными откровениями, чудесами. Главное достижение итальянского мыслителя – формулирование 5 доказательств существования бога.
Судьба
Фома Аквинский, или Фома (Томас) Аквинат, родился предположительно 25 января 1225 года в итальянском городе Аквино (территория современной Лацио), в замке Рокказекка. Отец Ландольф Аквинский служил рыцарем при короле Рожере II, а Теодора, мать-неаполитанка, воспитывала семерых детей.
Пока старшие сыновья осваивали военное дело, родители избрали для Томаса путь Синибальда, брата Ландольфа, который служил настоятелем в бенедиктинском монастыре Монтекассино. В 5 лет мальчик оказался в церковной обители, в 1239 году — в Неаполитанском университете. Здесь Фома Аквинский познакомился с Аристотелем, еврейским богословом Маймонидом, западно-арабским философом Аверроэсом, чьи взгляды повлияли на теологические учения итальянца.
В 19 лет молодой философ решил присоединиться к католическому Ордену братьев-проповедников. Семья Фомы Аквинского была против этой идеи. Чтобы избежать вмешательства Теодоры в судьбу сына, члены Ордена попытались укрыть мыслителя в Риме, но по пути его схватили родные братья.
Родители, пытаясь заставить сына отказаться от присоединения к монашескому Ордену, 2 года продержали его в заточении. Говорят, что однажды братья привели в «тюрьму» публичную женщину, чтобы та разрушила обет безбрачия. Фома Аквинский защищался от нее горячим поленом.
Победа молодого человека над соблазном запечатлена в портрете Диего Веласкеса «Искушение святого Фомы Аквинского». На полотне изображен изнеможенный, облаченный в монашеское одеяние Томас, которого обнимает ангел. Еще один посланник небес стоит позади, а из-за его плеча выглядывает удивленная женщина. На полу, у ног мыслителя, валяется обугленное полено.
Обет безбрачия философ хранил до самой смерти, личной жизни в распространенном ее значении Фома Аквинский предпочитал схоластику. Жены и детей у него не было.
Понимая, что труды не приносят результатов, в 1244 году Теодора организовала побег Томаса сначала в Неаполь, затем в Рим, где философ встретился с Иоганном фон Вильдесхаузеном, генеральным магистром Ордена, и вошел в ряды монашеской организации.
В 1245 году молодой человек поступил в Парижский университет, его наставником стал теолог Альберт Великий. Из-за грузности и покорности, слишком строгой даже для монаха, сокурсники дразнили Фому Аквинского Сицилийским Быком. В ответ на насмешки Альберт Великий произнес пророческую цитату:
«Вы называете его немым быком, но его идеи однажды взревут так громко, что оглушат мир».
Вслед за учителем 3 года спустя Томас уехал в Кёльн, где разъяснял студентам законы Ветхого Завета. В 1252 году вернулся в Париж, чтобы получить степень магистра богословия. За заслуги перед учением через 4 года философу предложили стать регентом Парижского университета, в 1268-м Томас снова занял эту должность.
Фома Аквинский оставил отпечаток в истории римско-католической церкви: в 1261 году Папа Урбан IV поручил философу сочинить гимны для нового праздника Тела и Крови Христовых. «Pange lingua», «Tantum ergo» и «Panis angelicus» исполняются и сегодня.
В 1265 году церковь снова обратилась к Томасу за помощью: следующий Римский Папа Климент IV предложил итальянцу место богослова.
В 1272 году, покинув пост регента Парижского университета, Фома Аквинский переехал в Неаполь, где проповедовал для народа. А год спустя мыслителя настигло божье просветление. Легенда гласит, что после утренней мессы в доминиканском монастыре Неаполя, в часовне Святого Николая, Томас услышал голос Христа:
«Ты хорошо описал меня, Томас. Какую награду ты хочешь за свой труд?».
Томас ответил:
«Ничего, кроме тебя, Господь».
Еще одно просветление имело место в декабре 1273 года, когда во время проповеди Фому Аквинского поразил длительный экстаз. Он отказался продолжать крупнейшее свое произведение, позже получившее название «Сумма теологии». После отдыха в мыслителе снова проснулась жажда писать, но завершить трактат ему так и не удалось.
Папа Григорий X объявил о созыве Второго Лионского собора, главной целью которого было примирение римско-католической и православной церквей. На встречу пригласили и Фому Аквинского. По пути, катаясь на ослике по римской Аппиевой дороге, мужчина ударился головой о ветку упавшего дерева и серьезно заболел.
Философа доставили в Монтекассино на лечение. Восстановив здоровье, Томас пустился в дорогу, но снова занемог. Его приютили в аббатстве Фоссанова. Монахи ухаживали за ним несколько дней. Фома Аквинский умер 7 марта 1274 года за столом — он комментировал «Песнь песней Соломона».
Спустя 50 лет, 18 июля 1323 года, папа Иоанн XXII провозгласил Фому Аквинского святым, а 7 марта окрестил в римском праздничном календаре Днем святого Фомы Аквинского. После 1969 года дата сместилась на 28 января. Останки философа неоднократно переносили: в январе 1369 года — в церковь Якобинского монастыря в Тулузе, с 1789 по 1974 годы они хранились в Базилике Святого Сатурнина Тулузского, затем возвращены в церковь Якобинского монастыря, где остаются по сей день.
Философия и идеи
Фома Аквинский никогда не относил себя к философам, считая их язычниками, которые «отрицают истину и мудрость христианского откровения». Он также считал, что философия прислуживает теологии, поскольку божье откровение важнее разума. Несмотря на нелестные выражения, Томас почитал Аристотеля, что нашло отражение в его схоластических теориях.
Взяв за основу 4 ступени познания истины Аристотеля — опыт, искусство, знание и мудрость, Фома Аквинский определил свои. Он писал, что мудрость есть знание о Боге, то есть выше всяких ступеней. Мыслитель пошел дальше и выделил 3 типа мудрости: благодати, богословскую (мудрость веры) и метафизическую (мудрость разума).
Подобно Аристотелю, Фома Аквинский считал душу самостоятельной субстанцией, которая существует соответственно с желаниями человеческими, является отражением добрых и злых деяний. Душа человеку дана, чтобы после смерти соединиться с Господом.
Поэтому, говорит мыслитель, разумный гражданин стремится жить праведно, чтобы по ту сторону мира соединиться с Создателем. В этом Томас повторяет идеи прародителя идеи христианской философии Аврелия Августина, или Августина Блаженного.
Человек познает мир разумом, интеллектом и умом. Благодаря первому формулируются суждения и выводы, второе помогает анализировать внешние образы явлений, а третье представляет собой совокупность духовных компонентов человека. В целом познание – то, что, по мнению Фомы Аквинского, отделяет индивида от животных, растений, божественных существ.
Для познания божественного начала также существуют 3 инструмента – разум, откровение и интуиция. Таким образом, Фома Аквинский был одним из первых теологов, признающих возможность постижения высшего просветления рациональным способом. Более того: в крупнейшей работе «Сумма теологии» мыслитель привел 5 доказательств бытия Бога.
- Первое – движение. Движение всех динамичных предметов в мире когда-либо было спровоцировано движением других предметов, а те – третьих предметов. Однако первопричиной движения стал Бог.
- Второе – производящая сила. Доказательство сходно с предыдущим и подразумевает, что первопричиной всего, когда-либо произведенного на свет, является Бог.
- Третье – необходимость. Каждая вещь подразумевает потенциальное и реальное использование, однако все вещи не могут быть в потенции. Необходим фактор, способствующий переводу вещей из потенциального в актуальное состояние, в котором вещь необходима. Этот фактор есть Бог.
- Четвертое – степень бытия. Люди сравнивают предметы и явления с идеальным нечто. Это идеальное и есть Бог.
- Пятое – целевая причина. Деятельность живых существ должна быть целесообразной, значит, необходим фактор, задающий цель для всего, что есть в мире. И этот фактор - Бог.
Помимо религии, Фома Аквинский рассуждал о государстве. Оптимальной формой политического устройства философ считал монархию. Король – аналог Бога на земле, который обязан учитывать интересы и нужды всех слоев общества, не отдавая предпочтение отдельным кастам. При этом воля государя обязана подчиняться духовенству, то есть гласу божьему.
Томас первым провел черту между сущностью и существованием. Впоследствии это разделение легло в основу католичества. Сущностью Фома Аквинский назвал «чистую идею», то есть суть явления или вещи, совокупность характеристик. Факт нахождения вещи или явления в мире есть доказательство ее существования. На то, чтобы та или иная вещь существовала, необходимо божье одобрение.
На идеях мыслителя и его религиозном трактате «Сумма теологии» построено учение, получившее название томизм, или фомизм. Оно говорит не столько о догматах веры, сколько о способах принятия веры посредством разума. Однако высшей оценкой философии Фомы Аквинского является принятие ее как официальной идеологии католицизма.
Цитаты
Пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, - процентами на него.
Счастливому человеку нужны друзья, и не для того, чтобы извлекать из них пользу, ибо он сам преуспевает, и не для того, чтобы восторгаться ими, ибо он владеет совершенными восторгами добродетельной жизни, но собственно для того, чтобы творить добрые дела для друзей.
Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях.
Я часто раскаивался в том, что говорил, но редко сожалел о том, что молчал.
Труды
- 1245-1246 – «Заблуждения о некоторых известных художниках»
- 1255 – «О принципах природы»
- 1256-1259 – «Спорные вопросы об истине»
- 1259-1268 – «Спорные вопросы о силе бога»
- 1261-1263 – «Сумма против язычников» («Сумма философии»)
- 1265-1274 – «Сумма теологии»
- 1267 – «Спорные вопросы о душе»