Биография
Фарман Салманов – выдающийся советский и российский геолог, человек, благодаря которому государство освоило нефтяные запасы Западной Сибири. Уверенность в собственных силах помогла Фарману Курбаевичу настоять на своем в самом начале карьеры, когда никто из советских геологоразведчиков не верил в сибирские нефтяные месторождения.
Детство и юность
Фарман Курбан оглы (Курбанович) Салманов родился 28 июля 1931 года в селе Ленинск Азербайджанской ССР. Сейчас это село Шамкирского района Азербайджана носит название Морул. Азербайджанец по национальности, Фарман имел и сибирские корни, а все благодаря конфликту предков с властями. Дед будущего нефтяника, Сулейман, в свое время был сослан в Сибирь на 20 лет. Причиной стало нежелание платить мечети положенный законом налог, к тому же он натравил на имама, приехавшего истребовать долг, собак.
Затем грянула Русско-японская война, Салманова мобилизовали и за боевые заслуги освободили досрочно. Из Сибири мужчина привез горячую любовь к суровому краю и русскую жену Ольгу, перешедшую в ислам и взявшую имя Фируза. У родителей Фармана, кроме него, родились еще трое детей. Во время сталинских чисток 1930-х годов арестовали отца, и 6-летний Фарман был вынужден приучаться к ответственности как старший.
Интересный факт: долгое время в документах Салманова стоял 1928 год рождения. На эту ложь вынужденно во время войны пошла мать мальчика: семье была нужна поддержка, а на завод работать брали только с 14 лет.
Когда Фарман учился в 8-м классе, в его биографии случилось судьбоносное событие: в Шамхор приехал министр нефтяной промышленности Советского Союза Николай Байбаков. Так как Салманов говорил по-русски лучше одноклассников, ему дали задание рассказать высокопоставленному визитеру о школе.
На прощание министр поинтересовался у юноши, кем он видит себя в будущем, на что Салманов не раздумывая ответил: «Нефтяником». Впечатлившись бойкостью школьника, Байбаков пообещал ему помочь с будущей карьерой, если возникнет необходимость.
В 1947 году юноша получил среднее образование в местной школе, поступил работать в Шивранскую комплексную экспедицию. 2 года спустя, выдержав вступительные испытания, Фарман стал студентом Азербайджанского индустриального института, где учился по специальности «инженер-геолог, нефтяник». Тогда Салманову удалось впервые побывать в Сибири – 3 раза студент ездил туда на геологическую практику.
Обещание пригодилось после окончания института. По распределению молодого специалиста направили работать в Баку, но юноша, «заболевший» благодаря деду Сибирью, хотел ехать только туда. Он написал Байбакову письмо с просьбой перевести его в Сибирь – и политик пошел Фарману навстречу. Выпускника сначала вызвали в Москву, а затем Салманов получил долгожданное направление в Кузбасс.
Карьера и поиск нефти
Вскоре Фарман встал во главе экспедиции по разведыванию нефтяных месторождений. Положение дел в отрасли его не устраивало: в то время считалось, что Западная Сибирь в плане нефти бесперспективна и разведку надо смещать к северу.
Не получив поддержки идей оставаться в Сибири, но понимая бесперспективность Кузбасса, молодой геолог решился на отчаянный шаг. Не известив начальство, Фарман самовольно увел свою геологическую партию к Сургуту, где, по его убеждениям, было нефтяное месторождение. Салманову в приказной форме велели прекратить работы, но он никого не желал слушать.
Отстранить Фармана Курбановича от работы тоже не вышло – бурение его группа не прекращала. В итоге приказ о переводе в Сургут пришлось подписывать «задним числом». И в конечном счете работа увенчалась успехом: 21 марта 1961 года из скважины №1 в Мегионе забил нефтяной фонтан. Коллеги, не верившие в целесообразность идей Салманова, получили одинаковые сообщения:
«Уважаемый товарищ (Имя), в Мегионе на скважине №1 с глубины 2180 м получен фонтан нефти. Ясно? С уважением, Фарман Салманов».
Противники сдаваться не желали и утверждали, что нашел геолог не месторождение, а природную аномалию. Однако вскоре нефть была получена и из 2-й скважины. После этого Фарман Курбанович сообщил начальству:
«Скважина лупит по всем правилам».
Более того – он написал телеграмму Никите Хрущеву:
«Я нашел нефть. Вот так! Салманов».
Вскоре открытых месторождений стало куда больше, и Фарман Салманов, назначенный главным геологом Усть-Балыкской нефтеразведочной экспедиции и начальником Правдинской, нашел свыше 130 месторождений, став «отцом» советского, а затем российского нефтяного промысла в Сибири.
В 1966 году Салманову за работу, из-за которой он некогда чуть не попал под суд, присвоили звание Героя Социалистического Труда и вручили орден Ленина, а также медаль «Серп и молот».
В Москву Фарман Курбанович переехал спустя 30 лет работы в Сибири и до смерти тосковал о том, что покинул любимый край. С 1987 по 1991 годы Салманов занимал должность первого замминистра геологии Советского Союза. После распада СССР занял президентский пост ЗАО «Роспан Интернешнл», в 2002 году стал советником председателя совета директоров ООО НГК «ИТЕРА», а также председателем совета директоров «Югнефтегаза».
Личная жизнь
Несмотря на публичность собственной персоны, личную жизнь Фарман Курбанович старался не афишировать, фото его семьи в Интернете - редкость. Он был женат трижды. Несмотря на развод с первыми двумя супругами, Салманов не оставлял детей и во всем их поддерживал.
Старший сын Илья отучился на врача и сделал успешную медицинскую карьеру. Дочь Татьяна не сразу определилась со специальностью, но в итоге остановилась на юриспруденции и стала судьей. Сын от третьей жены, Тамары Васильевны, пошел по стопам отца и выбрал профессию геолога. К сожалению, Олег Фарманович Салманов умер в 42 года, и эта трагедия сильно подкосила отца. Отрадой мужчины в преклонном возрасте стали многочисленные внуки – Фарман Курбанович с удовольствием возился с детьми.
Отношения с последней супругой, знакомство с которой состоялось во время экспедиции, у Салманова были очень теплые и доверительные. Тамара Васильевна рассказывает, что с мужем чувствовала себя как за каменной стеной, хотя Фарман Курбанович, несмотря на высокий профессионализм в работе, в быту был беспомощен, и хозяйство оставалось вотчиной супруги.
Теплые отношения всю жизнь связывали Салманова с матерью, братьями и сестрой, которые тоже освоили профессии, требующие недюжинного ума. Ильгар и Амура Салмановы стали лингвистами. Средний брат, Маис, обладая выдающимися вокальными данными, стал оперным певцом, получил звание «Заслуженный артист Азербайджанской ССР».
Смерть
Фарман Курбан-оглы умер в 2007 году в Москве. Известно, что он долго и тяжело болел, но точную причину смерти прессе не сообщили. Могила Салманова находится на Ваганьковском кладбище.
Памятники, бюсты и мемориальные доски Фарману Курбановичу установлены во многих городах, включая Москву, Баку, Тюмень и Сургут. В честь знаменитого геолога названы гимназия №3 Сургута и улица в этом городе, а также теплоход.
В 2018 году, когда в России проходило народное голосование о присвоении аэропортам имен выдающихся людей, Салманов стал лидером среди претендентов в Сургуте. Аэропорт города будет назван в его честь.