Биография
Внук скорняка и сын сапожника Джордж Гершвин совершил революцию в музыке, подобно сказочному принцу показав, что джаз – это не бедная падчерица, а царевна, достойная внимания высшего общества. Король мюзиклов прожил недолгую, но яркую жизнь.
Великий композитор родился в Бруклине в сентябре 1898 года в семье еврейских иммигрантов. Отец мальчика Мойше Гершовиц оставил российскую столицу за 8 лет до появления Джорджа. Сменив имя на Морриса Гершвина и устроившись работать на обувной завод, мужчина вскоре женился на уроженке Одессы Розе Брускиной.
Супруга подарила Моррису четверых детей, из которых Джордж, первоначально звавшийся Яковом, был вторым и самым беспокойным. Парень не любил учиться, встревал в драки, подворовывал и имел шансы стать гангстером, как персонажи фильма «Однажды в Америке». Родителей волновала будущая биография сына.
Все изменилось, когда Джордж услышал игру юного скрипача Макса Розена, исполнявшего «Юмореску» Антонина Дворжака. Завороженный Гершвин прождал виртуоза под дождем полтора часа и подружился с ним.
Макс познакомил нового товарища с музыкальной вселенной, и будущий композитор начал воспроизводить полюбившиеся мелодии на пианино брата Айры.
Хотя Джордж не закончил музыкальную школу, но быстро перегнал в исполнительском мастерстве старшего родственника и начал зарабатывать игрой в ресторанах, репетиторством и выступлениями в магазине инструментов и грампластинок в качестве пианиста-популяризатора. С 20 лет Гершвин стал жить исключительно на гонорары – в дополнительных заработках музыкант больше не нуждался.
Музыка
Джордж Гершвин – автор более 300 песен, 9 мюзиклов, 2 опер и ряда произведений для пианино. Наиболее популярны опера «Порги и Бесс» и «Рапсодия в стиле блюз» (также известная как «Рапсодия в блюзовых тонах»).
О создании рапсодии есть такая легенда: «джазовый император» Пол Уайтмен захотел симфонизировать любимый музыкальный стиль и попросил Гершвина написать серьезное классическое произведение для своего оркестра. Композитор скептически отнесся к предложению джазмена, но когда Пол разрекламировал будущий шедевр в газетах, был вынужден меньше чем за месяц создать знаменитую мелодию.
Мюзикл «Американец в Париже» Гершвин написал, находясь под впечатлением от трехлетнего вояжа по Европе. В произведении проявилось новаторство музыканта, смело объединяющего классику и песню, джаз и фольклор.
«Порги и Бесс» - первый американский спектакль, на котором имели право присутствовать зрители различных рас. Впечатленный романом Дюбоза Хейварда о жизни афроамериканцев, Гершвин более чем на полтора года заточил себя в маленьком негритянском поселке в штате Южная Каролина и, наблюдая за жизнью обитателей, творил свой шедевр. После премьеры овации гремели 15 минут.
«Колыбельная Клары», четырежды звучащая в опере и известная как композиция «Summertime», признана самой популярной мелодией 20 века. По числу кавер-версий она обогнала даже битловскую «Вчера». Имеется версия, что на создание шлягера Гершвина подтолкнула не только музыка афроамериканцев, но и украинская колыбельная «Ой ходить сон коло вікон», услышанная им во время гастролей малороссийского вокального коллектива в США.
Личная жизнь
В юности Джордж Гершвин увлекался боксом, коньками и игрой в мяч, а в зрелые годы – живописью и литературой. Портрет будет неполным, если не упомянуть остроумие композитора. Так, когда один из заказчиков, возмущенный срывом сроков, пообещал через сутки задушить музыканта в случае отсутствия обещанной партитуры и подчеркнул, что всегда держит обещания, Гершвин парировал, что если бы работал только руками, то тоже бы не нарушал дедлайн.
Хотя Гершвин не вступал в брак и не оставил потомства, личную жизнь великого композитора, предстающего на фото интересным мужчиной, нельзя назвать бедной на события. Первой любовью молодого музыканта стала Александра Бледных – ученица Джорджа.
10 лет длился не оформленный официально союз Гершвина с дамой-композитором Кей Свифт, которая ради автора «Рапсодии в стиле блюз», оставила мужа-финансиста. После смерти Джорджа женщина помогала брату покойного – Айре – в работе над преобразованием наследия композитора в музыку для фильма «Ужасная мисс Пилгрим».
В 30-х годах Гершвин безответно влюбился в жену Чарли Чаплина, актрису Полетт Годдар, которой трижды объяснялся в любви. Через 20 лет после кончины композитора артистка вышла замуж за писателя Эриха Марию Ремарка.
Интересный факт: возлюбленные Джорджа, в отличие от знаменитости, прожили долго: Полетт – почти 80 лет, а Кей – 95. Брата и соавтора композитора Айру Гершвина также можно отнести к числу долгожителей: поэт скончался в 86 лет.
Смерть
Еще в детстве будущий создатель симфоджаза иногда отключался от внешнего мира. До 1937 года своеобразие мозговой деятельности Джорджа не мешало продуктивному творчеству, и о странностях композитора знали только близкие.
Однако, выступая в последний год жизни вместе с симфоническим оркестром Пьера Монте, Гершвин отключился непосредственно на сцене. Врачи первоначально списали случившееся на переутомление композитора, вызванное интенсивной работой над оперой «Порги и Бесс», но после многочисленных обмороков и жалоб на мигрень у Гершвина выявили злокачественное новообразование.
Экстренная операция не спасла композитора. Причиной смерти в возрасте 38 лет стал рак мозга. Музыканта похоронили на Вестчестерском кладбище Hills. Отчисления от исполнения музыкальных произведений Гершвина наследники закончили получать только в 2007 году.
Музыкальные произведения
- 1919 – «Ля-ля, Люсиль»
- 1923 – «135-я улица»
- 1924 – «Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром»
- 1924 – «Будьте добры, леди»
- 1925 – «О кей»
- 1926 – «Три прелюдии для фортепиано»
- 1927 – «Розали»
- 1927 – «Пусть гремит оркестр»
- 1927 – «Смешное лицо»
- 1928 – «Американец в Париже»
- 1930 – «Безумная»
- 1931 – «О тебе я пою»
- 1933 – «Пусть они едят кекс»
- 1935 – «Порги и Бесс»