Безжалостный монтаж: сцены, вырезанные из наших любимых фильмов
Кино
24 октября 2021 г. 13:54
Время чтения: 5 минут

Безжалостный монтаж: сцены, вырезанные из наших любимых фильмов

Эти фильмы давно стали классикой и разошлись в народ в виде цитат, жестов и мимики, которая так приглянулась зрителям. Кажется, в таких шедеврах, как «Кавказская пленница» или «Москва слезам не верит», добавить уже нечего. Однако некоторые кадры все же остались в корзине по требованию цензуры или после подсчетов хронометража.

Вырезанные сцены советского кино и кадры, которые могли бы войти в сокровищницу кинематографа, – в материале 24СМИ.

«Иван Васильевич меняет профессию»

Поговаривают, что Леонид Гайдай даже хвастался, будто фильм «Иван Васильевич меняет профессию» практически не пострадал от цензуры. Хотя вопросы к образу царя у худсовета были.

Цензоров не устроило появление Юрия Яковлева в комедийном ключе. Возражения о том, что речь по сюжету шла не о царе, а о чудаковатом Бунше во внимание не приняли, и несколько эпизодов были удалены.

А вот сюжетная линия Жоржа Милославского, которую Гайдай в концовке оставил недосказанной, была сокращена по инициативе самого постановщика. Вырезанные сцены заняли 12 минут.

Кадры, не вошедшие в фильм

Позднее из этих кадров получилась короткометражка в духе немого кино «Черные перчатки», посвященная приключениям домушника. Материал был выпущен на любительской пленке. Эпизоды рассказывали историю от момента проникновения Милославского в квартиру Шпака до сцены, где Жорж улизнул от милиции и уехал на речном трамвайчике в окружении двух дам. А в финале обаятельного вора все же разоблачили.

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

К слову, домыслы о том, что часть вырезанных сцен остались за кадром, толкнула поклонников на самостоятельные поиски. Так, в Сети неожиданно появилась хулиганская заставка к фильму «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

Нашлись даже очевидцы, которые утверждали, что на показе фильма видели именно эту заставку. Поклонники решили, что провокация оказалась в духе Гайдая. Однако сделать такую выходку, зная, что худсовет не разрешит оставить кадры, было бы неразумно.

Вырезанная заставка

При детальном рассмотрении заставки стало понятно, что первые кадры – это новодел. Очертания Труса похожи на аналогичного персонажа в мультипликационном фильме «Бременские музыканты», который вышел тремя годами позже.

Между тем заставка оказалась убедительной и до сих пор подается как вырезанная сцена из «Приключений Шурика».

«Служебный роман»

А вот Эльдару Рязанову пришлось ряд эпизодов отправить в корзину, поскольку отснятого материала оказалось много. Самым впечатляющим среди вырезанных сцен «Служебного романа» был момент, в котором явился оживший Бубликов. Попав в неловкую ситуацию, Шура, которую исполнила Людмила Иванова, убегает от «заживо похороненного» коллеги.

А чтобы эпизод получился выразительнее и с настоящими эмоциями, Рязанов подговорил Иванову после оправданий неожиданно закричать заздравную речь Бубликову. Так и сделали. От неожиданности артист Петр Щербаков стал кланяться и благодарить, а затем Шура бросилась к Бубликову на шею.

Не вошедшие кадры

Рязанову пришлось также пожертвовать сценами производственной зарядки, которые сохранились в виде фотографий.

А сюжетную линию мужа Верочки и вовсе пришлось убрать. Актер Александр Фатюшин получил во время спектакля травму глаз и не смог принять участие в съемках. Сохранились лишь отдельные фрагменты, где муж с Верочкой уезжает на мотоцикле. Однако лаконично вставить их в фильм не удалось. Фатюшин пару раз мелькнул в эпизодах.

«Москва слезам не верит»

Так же как и «Кавказская пленница», слухи и домыслы вызвали вырезанные сцены из фильма «Москва слезам не верит». Зрителей волновали постельные сцены главных героев. Поклонники мелодрамы с удовольствием обсуждали интимные эпизоды, которые якобы удалили при монтаже. Олег Табаков и Алексей Баталов признавались, что такие сцены были, но затем они попали под цензуру.

Высказывалось также предположение, что директор «Мосфильма» водил почетных гостей смотреть ролики пикантного содержания, сделанные из эпизодов, которые не вошли в финальную версию.

Однако Владимир Меньшов опроверг «странные легенды» и рассказал, что смирился с появлением домыслов, исправлять которые было бесполезно.

А что касается знаменитой постельной сцены Табакова и Веры Алентовой, то она действительно была длиннее, но по решению постановщика середину пришлось вырезать.

Сократили также разговор Гоши с Николаем, где подвыпивший избранник Катерины сидит за столом в плаще на голое тело, а затем мужчины подшофе затягивают «По Дону гуляет». Тогда в стране шла борьба с пьянством, и колоритные эпизоды вырезали.

А вот Александру Фатюшину вновь не повезло. Кадры с Гуриным, который стал алкоголиком, вырезали по соображениям цензуры. Советский спортсмен, по мнению худсовета, не мог так низко пасть.

Кстати, судьба трех подруг на протяжении 20 лет в сценарии была прописана. Меньшов даже отснял эпизоды, в которых Катерина и Антонина вкалывают, а Людмила счастлива в браке с Гуриным. Но затем жизнь сделала крутой поворот, и более удачливая подружка осталась одна. Лишь изредка к ней забегал экс-супруг, чтобы занять денег.

«Покровские ворота»

Цензоры оказались безжалостны и к фильму «Покровские ворота». Во времена Юрия Андропова попали в корзину немецкие фразы Саввы. А при Михаиле Горбачеве «хлопнуть по рюмашке» звучало и вовсе аполитично. Поэтому многие сцены с загулами Велюрова отправились в корзину.

Кадры из фильма

Поклонники отчетливо помнили, как в начале второй серии герой Леонида Броневого вылетает на балкон в неглиже и в порыве страсти кричит: «Светлана». Вырезаны также сцены, где Велюров валяется нетрезвым на полу.

Версию без цензуры зрители увидели уже после распада СССР.

«А зори здесь тихие»

Сразу два эпизода в фильме «А зори здесь тихие» были признаны «нескромными». В первом девушки загорали «солнышком» на пляже. А сцена «баня» считалась фривольной для советского человека. Претензии цензоров возникли также к кадрам, где отряд продвигался по болоту.

Режиссер Станислав Ростоцкий уступил худсовету и согласился убрать из фильма пляжные сцены, а также сократить реплики, которые показались цензорам лишними.

А вот банную сцену Ростоцкий все же отстоял. Аргумент постановщика оказался железным. В случае если худсовет отправит откровенные кадры в корзину, то он снимет свою фамилию в титрах. Режиссер настаивал, что сцена в бане была важной для сюжетной линии и показывала ужас войны, когда молодые женские тела, созданные для любви и рождения детей, становились мишенями для пуль.

В результате в прокат кинокартина вышла в полной версии. А вот для телевидения «банные» эпизоды вырезали. Постановщику вновь пришлось отстаивать свое творение и затеять дискуссию на страницах «Литературной газеты». У зрителей спросили, нужно ли сохранить кадры в бане в проекте. В результате к дискуссии присоединились фронтовики, которые были возмущены решением теленачальников. И вырезанные сцены вновь вернули в кинокартину.

Читайте также«Ширли-мырли»: что мы до сих пор не знали о любимом фильме

Читайте также