Жанна д’Арк — народная героиня Франции: легенды и мифы о жизни и смерти Орлеанской девы
Факты
5 января 2022 г. 23:55
Время чтения: 14 минут

Жанна д’Арк — народная героиня Франции: легенды и мифы о жизни и смерти Орлеанской девы

590 лет назад – в 1431 году – англичане казнили национальную героиню Франции. Жанна д’Арк прожила короткую жизнь, но подвиг молодой женщины остался в памяти народа и католической церкви. Биография героини окутана тайнами и легендами, часть из которых появились после суда и гибели француженки. Факты из жизни женщины-полководца, мифы о ее судьбе и значение образа Орлеанской девы для Франции – в материале 24СМИ.

История жизни Жанны д’Арк

История жизни Жанны д’Арк – согласно официальным источникам – началась в деревне Домреми на северо-востоке Франции. Дата рождения девочки – 6 января 1412 года. Но есть и другие версии – 6 января 1408-го или 1409-го.

Детство ребенка прошло в доме, который сохранился до наших дней. Отца будущей героини звали Жак. Родитель девочки занимался земледелием и животноводством. Жак д’Арк считался зажиточным крестьянином. Мужчина владел 20 га земли, из которых 12 – пашня, 4 – луга и еще 4 – леса, держал коров и овец. Жак занимал должность старосты Домреми: руководил сборами налогов, следил за порядком в поселке, участвовал в судах, командовал ополчением.

Мать, Изабелла де Вутон, носила прозвище Роме, которое женщина унаследовала от старших родственников. Считается, что один из близких Изабеллы совершил паломничество в Рим. У Жанны были три брата – Пьер, Жан, Жакмен – и сестра Катрин.

На деревню совершались нападения англичан и бургундцев. Будущая героиня Франции росла в атмосфере страха, которая подпитывала ненависть к врагам родины.

Юность Жанны совпала с третьим периодом Столетней войны между Францией и Англией. Конфликт продолжили англичане, которые захватили 50% французских территорий. Молодая жительница Домреми переживала за судьбу страны, поэтому решила действовать.

В 1428-м 16-летняя Жанна отправилась в город Вокулер. Встретившись с местным командиром Робером де Бодрикуром, д’Арк рассказала о божественных видениях и голосах, которые говорили о ее роли в освобождении Франции от английских войск. Капитан не поверил гостье, высмеял девушку и отправил домой.

Но уже тогда француженка продемонстрировала черты сильной личности. Подождав год, вернулась к де Бодрикуру и повторила попытку. Появление крестьянки удивило капитана. Командир оценил личные качества 17-летней девушки: настойчивость, смелость и патриотизм.

Военачальник города проникся уважением к д’Арк, но скептицизм не отступал. Тогда Жанна предсказала поражение французов в Селедочной битве. Англичанам для победы оставалось захватить Орлеан, что объединило бы северные территории с западными.

Жанна убедила капитана, что Бог направляет ее и поможет снять осаду с ключевого для французов города. Капитан поверил крестьянке и дал солдат, которые сопроводили девушку к дофину – наследному принцу Карлу.

Жанна очаровала будущего правителя своими умениями – владением оружием, верховой ездой – и знанием традиций, которые распространены в высшем обществе. Д’Арк от имени Бога подтвердила право Карла на французский престол. Произошло это в религиозно-бюрократическом формате: Жанна убедила дофина составить акт о даре ей королевства, затем девушка передала Францию Богу, от имени которого вернула государство принцу. Д’Арк прошла богословские испытания. Помощники Карла проверяли биографию девушки на предмет порочащей информации, но та оказалась чиста. После всего этого дофин сделал Жанну главнокомандующим.

Во французской армии от рядовых солдат до командиров распространилась информация, что их лидером стала посланница Бога. Произошел небывалый подъем боевого духа, уставшие от бесконечных поражений воины воодушевились.

4 мая 1429 года девушка-полководец во главе небольшого отряда одержала первую победу, которая положила начало снятию осады с Орлеана. Французы побеждали в одной битве за другой, и уже через четыре дня англичане отступили.

Триумф д’Арк подарил девушке прозвище – Орлеанская дева. 8 мая Орлеан отмечает главный городской праздник, который сохранился и в XXI веке. Карл не оставил без награды юную девушку-полководца. Жанне и ее семье присвоили потомственное дворянство с именем дю Лис.

Карл не спешил отправлять Жанну в новый поход. Поэтому отвоевывать территории французы начали через месяц после спасения Орлеана. Армия под началом Орлеанской девы действовала удачно, освобождая новые территории.

После ряда успешных сражений девушка поехала к Карлу. Цель визита – убедить пройти церемонию миропомазания в Реймсе. Город считался традиционным местом коронации французских королей, но в тот период контролировался врагом.

Пока велась подготовка к процедуре, Жанна начала «бескровный поход» на Реймс. Администрации городов открывали ворота перед королевской армией без сопротивления. В июле 1429-го Карл был миропомазан в освобожденном Реймсе в присутствии д’Арк.

После коронации девушка-полководец призвала Карла одобрить поход на Париж, но король начал колебаться. Драгоценное время армия потеряла: недруги государства успели оправиться после поражений и подготовиться к битвам.

Осаду столицы предприняли в сентябре, и для французов операция оказалась провальной. Во время сражения д’Арк ранили арбалетным болтом. Король велел отступить, и через некоторое время армию распустили.

Боевые действия возобновились весной 1430-го. Но французская армия уже не демонстрировала прежней стремительности. У Жанны были планы, как эффективно и успешно провести ту или иную операцию, но девушка постоянно сталкивалась с трудностями, которые устраивали приближенные короля.

В мае 1430 года события развивались не в пользу д’Арк. Полководец пришла на помощь Компьеню, который осадили бургунды. В момент сражения девушка попала в ловушку. Войдя в город, за спиной французского отряда поднялся подвесной мост, отрезав путь для отступления. Армию разгромили, а Орлеанская дева попала в плен к бургундцам.

Карл VII Победитель, который стал королем благодаря Жанне, не предпринял попыток спасения. Бургундцы продали д’Арк англичанам за 10 тыс. турских ливров. Исследователи перевели данную сумму на современную валюту Франции – евро. По подсчетам историков, за французского военного лидера заплатили €150–200 тыс.

Жанну конвоировали в Руан, где ее ждали суд и казнь. Процесс над 19-летней Орлеанской девой начался в феврале 1431-го. По документам, девушку судили как еретичку и ведьму. При этом д’Арк содержали под стражей как военнопленную. Возглавлял процесс епископ Пьер Кошон, который продвигал английские интересы во Франции.

Английское правительство не дистанцировалось от суда и не скрывало причастности к организации заседаний. Сохранились документы, которые свидетельствуют, что англичане покрывали расходы, связанные с инквизиционным процессом.

Судьи пытались уличить подсудимую в ереси, связях с дьяволом. Но д’Арк отвечала на все вопросы обдуманно, обходя расставленные ловушки. Тогда Кошон решил сделать акцент на тех свидетельствах, которые не требовали признания со стороны обвиняемой: ношение мужской одежды, пренебрежение авторитетом церкви. Голоса, которые якобы слышала Орлеанская дева, суд посчитал дьявольскими.

Англичане пытались сломить дух заключенной. Содержали в тяжелых условиях, оскорбляли, угрожали пытками. Девушка не сдавалась, но Кошон не спешил одобрять смертный приговор для Жанны. Епископ знал, что казнь без доказательств вины наделит француженку ореолом мученицы.

24 мая 1431 года Кошон сменил тактику: для Жанны подготовили костер и пообещали сжечь узницу, если она не признает себя виновной в ереси. Пленницу подвели к месту казни и дали сделать выбор. В качестве альтернативы предлагалось подписать отречение от ереси и послушание церкви. Жанну обещали перевести в церковную тюрьму и гарантировали хорошие условия содержания.

Д’Арк согласилась, но при подписании ей дали документы с другим содержанием. Узница не владела грамотой, поэтому подписала бумаги, согласно которым отрекалась от всех «заблуждений». Получив желаемое, Кошон не планировал выполнять обещания.

Через несколько дней у д’Арк отняли женскую одежду, и она была вынуждена надеть мужскую. Трибунал посчитал, что Жанна вернулась к тому, за что ее судили, поэтому признал девушку виновной и приговорил к смерти.

30 мая 1431 года состоялась казнь д’Арк. Уроженку Домреми привязали к столбу и надели на голову бумажную митру, а затем Орлеанскую деву сожгли на костре.

В городе Шинон, где когда-то находился двор Карла VII, есть музей, в котором хранятся останки якобы Жанны. Но исследователи не подтвердили принадлежность их народной героине Франции.

Легенды

Жанна д’Арк прожила короткую жизнь, но с биографией девушки связано множество легенд, которые пронизывают судьбу с рождения до смерти. Уроженка деревни Домреми не первый человек в мире, которому приписывают особое влияние на разум и сердца людей. Особенность личности в том, что она реальная историческая фигура, жизнь которой наделяют нереалистичными с точки зрения науки фактами.

Первый из них касается рождения д’Арк. Ходят легенды, что после появления Жанны на свет петухи в деревне пели до зари, «словно герольды новой радости». Но рождение девочки жители деревни восприняли как рядовое событие.

В 13–14 лет у д’Арк начались видения. Она слышала голоса архангела Михаила, святой Екатерины Александрийской, Маргариты Антиохийской, которые иногда являлись в видимом облике. Считается, что именно они сказали девушке о ее предназначении.

Чешский врач и историк Иван Лесны утверждал, что Жанна видела галлюцинации, вызванные легкой височной очаговой эпилепсией. Два варианта происхождения заболевания: травма головы либо инфекция. Во время припадков сознание сохраняется, но затуманено. Человек может слышать некие звуки, которых в действительности нет. Лесны отмечал, что после приступов пациенты ведут себя беспокойно, а иногда агрессивно.

За 200 лет до рождения д’Арк на северо-востоке Франции, неподалеку от места, где Жанне являлись видения, произошла похожая история. Юный пастух по имени Стефан рассказал, что ему привиделся Иисус Христос в образе монаха, который велел мальчику возглавить новый крестовый поход, именуемый в истории как Крестовый поход детей.

Когда д’Арк пыталась добиться аудиенции у Карла, девушка удивляла знатных особ даром провидицы. Слухи о Жанне дошли до дофина, поэтому принц решил лично убедиться в способностях девушки. Карл принимал д’Арк у себя в замке, но на трон посадил переодетого пажа, который притворялся Карлом. Дофин стоял среди людей в зале, но девушка сразу поняла, что ее встречает не наследник престола.

Существуют свидетельства Жанны с Руанского процесса, согласно которым ее отцу Жаку приснился вещий сон. Глава семейства увидел, что дочь уедет из дома и ее будет ждать много трудностей. Жак стремился всеми силами помешать планам своего ребенка, в том числе хотел выдать девушку замуж.

Содержание сна так покоробило д’Арка, что тот был готов утопить дочь, лишь бы ей не пришлось проходить через предстоящие испытания.

Еще одна легенда о д’Арк связана с казнью. Когда костер, на котором сожгли героиню Столетней войны, догорел, прах и кости собрали и выбросили в Сену. Власти сделали это, опасаясь, что останки Жанны станут для народа реликвией. Но люди нашли способ наделить смерть д’Арк аурой мистики: появилась молва, что сердце Жанны не сгорело в огне. Его пытались уничтожить, но ничего не получалось, поэтому сердце выбросили в Сену.

Еще при жизни девушка из деревушки Домреми завоевала народную любовь и признание. А после смерти д’Арк уважение к национальной героине и ее роли в Столетней войне умножилось многократно: биографические очерки, литературные произведения, картины, музеи, памятники, театральные постановки и кинематограф.

Служители католической церкви осудили Жанну, но впоследствии имя Орлеанской девы было восстановлено. В XX веке д’Арк причислили к лику святых и 30 мая установили днем ее памяти.

Значение образа Орлеанской девы для Франции

Жанна оставила глубокий след в истории Франции, освободив родину от англичан и помешав им получить полный контроль над страной.

Во Франции ежегодно отмечается День Жанны д’Арк – 12 мая. Но это лишь часть признательности, которую выразили французы национальной героине. Основной пласт уважения к Орлеанской деве отражен в искусстве.

Вторая волна популярности персоны началась накануне реабилитации героини Столетней войны, в 1456 году. В тот период появились первые литературные произведения. По мнению историка Ольги Тогоевой, авторы XV века занимались осмыслением и встраиванием необычной личности в привычную систему координат средневекового общества.

Художники при жизни Жанны написали два портрета. Один из них видела сама д’Арк. До наших дней не сохранилось достоверных изображений. Знавшие Жанну лично описывали ее как черноволосую короткостриженую высокую и хорошо сложенную девушку.

В XVI веке о Жанне писались биографические очерки. Мыслители эпохи Возрождения стремились дистанцироваться от событий прошлых веков. Образ д’Арк продолжал жить в литературе, но описываемые литературные героини сильно отличались от подлинной личности.

В конце XIX века каждый французский город хотел установить памятник д’Арк. Наиболее известный из них, который часто попадает на фото туристов и украшает страницы учебников по истории, расположен в Париже, на площади Пирамид недалеко от Лувра.

Появление кинематографа подарило биографии д’Арк новую жизнь. Времена Орлеанской девы «ожили» на кинопленке в 1899 году. С тех пор число фильмов, посвященных подвигу Жанны, превысило 70 единиц. Наиболее известный из них сняли через сто лет после дебютной ленты – в 1999 году. Режиссером картины стал Люк Бессон, а главную роль сыграла Милла Йовович.

Огромное число произведений искусств, посвященных д’Арк, подчеркивают ее важность для истории Франции. Об Орлеанской деве написано множество биографических работ, но в них часто фигурируют не только достоверные данные о Жанне, но и мифологизированные сведения. Ученые продолжают изучать биографию д’Арк, исследуют пласт исторических памятников, пытаясь подтвердить или развенчать мифы о героине Столетней войны, некоторые из которых приведены ниже.

Читайте такжеГригорий Распутин: факты и мифы о знаменитом придворном старце

Меч д’Арк принадлежал франкскому герою

Оружием Орлеанской девы якобы был загадочный меч из Фьербуа. Клинок описывали средневековые хронисты. Жанна признавалась, что «голоса» рассказали о мече. Оружие принадлежало Карлу Мартеллу, который в 732 году остановил нашествие арабов, подчинивших Испанию и половину Франции.

Меч обрел ореол мифичности, потому что до наших дней не сохранился. Неизвестно, из какого материала изготовлено было оружие. Но встречается информация, что для изготовления послужил металл весьма высокого качества. Также утверждается, что на клинке изображены были пять крестов. Меч видели соратники Жанны, солдаты, король Карл и люди, жившие при дворе.

Дочь королевы

Миф о благородном происхождении д’Арк появился в 1805 году. В XX веке предположения трансформировались в историческую гипотезу. Ученые, которые придерживаются данного мнения, носят название «бастардисты». Исследователи отрабатывают версию, что Орлеанская дева была дочерью королевы Изабеллы Баварской (Изабо) и герцога Людовика Орлеанского.

Ученые считают, что королева и герцог хотели скрыть незаконнорожденного ребенка, поэтому придумали красивую легенду о бесстрашной девушке, родившейся в семье землепашца из деревни Домреми.

Теорию подтвердили в 1934 году. Почетный гражданин Ватикана и друг папы Пия XI Эдуард Шнейдер изучал материалы Ватиканской библиотеки.

Исследователю в руки попала «Книга Пуатье», которая содержала вопросы комиссии во время Руанского процесса. Суд отрицал божественный дар Жанны и отправил монахов в Домреми для проведения расследования. Жители поселка утверждали, что д’Арк – дочь Изабо и герцога Людовика.

Шнейдер делился в частных беседах, что ему запретили разглашать полученную информацию. Исследователь отмечал, что разрушение легенды д’Арк подтверждало версию о том, что и дофин Карл был незаконнорожденным ребенком.

Дочь короля

Гипотеза родства с Изабо несет ряд противоречий, поэтому есть исследователи, которые рассматривают альтернативное знатное происхождение д’Арк.

Ученые предполагают, что Жанна – дочь короля Карла VI Безумного, которую родила фаворитка Одетта де Шамдивер. Если теория верна, то настоящее имя Орлеанской девы – Маргарита де Валуа.

Девочка родилась в 1407 году, жила при дворе полубезумного отца, который учил ее пользоваться оружием. Карл надеялся, что дочь защитит его от врагов, которые убили сыновей. Далее была придумана история о божественной миссии д’Арк. Когда Жанна сыграла свою роль, ее скрыли от посторонних глаз, представив финал ее жизни как казнь на костре.

Возраст Жанны д’Арк

В большинстве исторических кругов принято считать, что Жанна родилась в 1412 году. Но бастардисты опровергают это мнение. Некоторые исследователи считают, что Жанна родилась в 1407 или 1408 году.

Гипотеза вяжется с теорией о королевском происхождении д’Арк и опровергает информацию о том, что родители девушки – Жак и Изабелла д’Арк, ведь в 1408 году у них родился сын Пьер.

Сохранились хроники, написанные при дворе Карла VII в 1429 году. В них Жанна утверждает, что ее возраст составляет «три раза семь лет».

Установить точный год рождения д’Арк пытались участники Руанского процесса, которые отправляли комиссию в Домреми, но в деревне при рождении Жанны не велись церковные книги, в которые принято записывать сведения о новорожденных детях, заключении браков и случаях смерти.

Синдром Морриса

Страсть к ношению мужской одежды, нетривиальную для девушки физическую силу, храбрость д’Арк связывали с редким заболеванием, которое называется синдром Морриса. Гипотезу поддерживал советский биолог, основоположник иммуногенетики в СССР Владимир Эфроимсон.

Женщины с синдромом Морриса внешне не отличаются от обычных женщин, испытывают половое влечение к мужчинам. Но забеременеть не могут, потому что репродуктивная система развивается со значительными аномалиями. Пациентки физически сильны, стремятся выглядеть и вести себя как мужчины, несмотря на женственные черты.

Жанна дез Армуаз

Рассказывают, что через пять после сожжения Жанны д’Арк в Лотарингии появилась женщина, которая представлялась именем Клод и искала братьев Орлеанской девы. Родственники погибшей героини Столетней войны признали в Клод свою родственницу. Тогда женщина призналась, что она их сестра Жанна.

Новость о «возрождении» Жанны облетела всю Францию. К месту, где остановилась женщина, стягивались бывшие сподвижники д’Арк, которые стремились изобличить самозванку. Но, увидев Жанну, падали перед ней на колени и целовали руки.

Вскоре женщине нашлась пара – граф Робер дез Армуаз, за которого Жанна вышла замуж. Объявившаяся Орлеанская дева писала Карлу VII, прося аудиенции. Король соглашался, но затем передумал, отказавшись связываться с сомнительной персоной.

Новоиспеченная Жанна пользовалась славой и почетом. Власти Орлеана устроили в ее честь пышные праздники и подарили денежное вознаграждение.

Во время визита в Париж д’Арк задержали, доставили под конвоем в суд и изобличили. Женщина признала себя самозванкой и была выставлена у позорного столба. Умерла дез Армуаз между 1443 и 1449 годами.

Читайте такжеИлья Муромец — жизнь вне былин: факты и мифы о знаменитом русском богатыре

Жанну не сожгли

Также встречается среди массы разнообразных мифов об Орлеанской деве и такая история: англичане так опасались божественного чуда во время казни, что Жанну отравили ядом (со второго раза), а тело выбросили в Сену. На костре же сожгли другую женщину. Чтобы скрыть подмену, на голову обвиняемой надели бумажный колпак, а толпу зрителей держали на приличном расстоянии.

Жанна д’Арк – неоднозначная личность, о которой ходит множество легенд. Ученый мир все чаще находит доказательства тому, что уроженка деревушки Домреми на самом деле была дочерью знатных родителей. Французские исследователи Марсель Ге и Рожер Сензига в книге «Дело Жанны д’Арк» высказывают мысль, что Жанна не была ни пастушкой, ни мученицей, а ее канонический образ служил как психологическое оружие в борьбе с англичанами.

Читайте также