Вербное воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим: история и традиции праздника, народные приметы и поверья
За неделю до Воскресения Христова христиане празднуют Вербное воскресенье. Этот праздник еще называют Входом Господним в Иерусалим. Интересные факты, история и традиции торжества – в материале 24СМИ.
История и суть торжества
В Вербное воскресенье христиане вспоминают прибытие Иисуса в Иерусалим на еврейский праздник Пасхи. Спаситель въехал в городские ворота на небольшом ослике. Там его приветствовала толпа людей с ветками финиковой пальмы. Выражая восторг, они кричали: «Благословен грядущий во имя Господне! Благословен царь Израиля!» Дорогу спасителя устилали одеждами и ветвями. Описание этого события можно найти в Евангелии от Матфея 21:9, от Луки 19:28–40, Марка 11:1–11.
В этот день в храмах всех христианских конфессий в память о событии освящают пальмовые ветви. Среди названий праздника у конфессий встречается «Неделя ваий», а также «Пальмовое воскресенье» или «Неделя пальмовых ветвей». В умеренном климате, в отличие от Средиземноморья, пальмы не растут. В России воскресенье называется Вербным потому, что ветви финиковой пальмы заменили на ивовые или вербные. Применение веток вербы документально зафиксировано в описании праздника в «Изборнике Святослава», датируемом 1073 годом.
Кроме вербы (ивы), христианские народы используют и другие ветки: маслиновые, самшитовые, тисовые. По сути, выбор зависит от того, какое дерево в этот день выглядит зеленым и «проснувшимся» от зимнего состояния покоя. Вместе с деревьями меняется и название.
Прибытие Спасителя в Иерусалим имеет глубоко символическое значение. Цари-завоеватели прибывали в города на колесницах или лошадях. Христос въехал на осле, демонстрируя смирение, миролюбие и принятие воли Бога.
Расстилание одежд и ветвей на пути царя означало приветствие и принятие его как правителя. Повод считать Иисуса будущим правителем у людей был. Иудея находилась под властью римлян, и народ ожидал мессию. По пророчеству он должен был прийти в Иерусалим в пасхальную ночь. Кроме того, накануне Сын Божий воскресил Лазаря, поэтому его принимали с почестями, как царя, который избавит Иудею от власти Рима.
История празднования Вербного воскресенья начинается в конце IV века. Церемония была сложной. Сначала процессия собиралась в одной церкви, затем двигалась к другой, где освящались пальмовые ветви. Возвращалась обратно для литургии. Позже ритуал упростили для того, чтобы больше внимания уделить роли Спасителя, подчеркнуть его страдания и смерть.
Вербное воскресенье – первый день Страстной недели. В отличие от постоянных праздников, таких как Благовещение, он переносится и зависит от даты празднования Пасхи, поэтому каждый год приходится на другое число. В 2022 году праздник выпал на 17 апреля у православных христиан и на 10 апреля – у западных (католиков, лютеран). Даты 2023 года – 9 и 2 апреля соответственно.
Традиции празднования Вербного воскресенья
В каждой культуре и религии есть собственные традиции празднования Великих праздников. Иудеи в день, выбранный Иисусом для входа в Иерусалим, выбирали агнца для пасхальной вечери. Принесение жертвы – древний способ поблагодарить Бога за посланные радости. Иисус стал такой искупительной жертвой за человечество перед Богом. В этом Спаситель триедин – одновременно жертва, архиерей и Бог.
Сегодня в православном храме для богослужения священники облачаются в одежды зеленого цвета. В Средние века глава Русской православной церкви в Вербное воскресенье повторял шествие Иисуса по Иерусалиму, проезжая по столице на осле во главе крестного хода. Позже осла заменили на коня, которого вели впереди процессии. В 1697 году император Петр I отменил вербный крестный ход в России.
Накануне праздничного всенощного бдения освящаются веточки вербы. Вернувшись домой, хозяева ставят их перед иконами и сохраняют до следующего года.
В Вербное воскресенье старались не работать. Уборку или работы по дому откладывали на Чистый четверг, а Вербное воскресенье посвящали заботе о ближнем. Раздавали милостыню, примирялись друг с другом. Молодежь гуляла шумно. Ватаги парней и девушек ходили по улицам с песнями и ветками вербы, ударяя прохожих. Приговаривали: «Не я бью, верба бьет на здоровье». Считалось, что магические веточки передают таким способом силу исцеления. Ударяя детей, приговаривали: «Как верба быстро растет, так и ты расти».
Традиция побивания вербой, на первый взгляд, кажется странной. Но задолго до христианских праздников в аграрном календаре славян появился первый день выгона скота на пастбище после долгой зимы. Чтобы защитить животных от сглаза, змей и волков и обеспечить приплод, пастухи использовали всевозможные магические заговоры и обряды.
Верба – разновидность ивы. Ее ветви гибкие, не ломающиеся, удобные для того, чтобы подгонять животных. Кроме того, в народной медицине верба – целебное растение. Поэтому для первого выгона использовали вербные ветви, а позже они естественным путем вошли в праздничную атрибутику Вербного воскресенья. Ветви, которыми гнали скот, втыкали в крышу хлева как оберег, чтобы животные не блуждали и не терялись. Хранили их так весь год, а на следующий – меняли на новый комплект. Старые сжигали, пепел бросали в проточную воду или разбрасывали по полю.
Народные приметы и поверья
Как дерево с целебными свойствами верба стала широко применяться в разных сферах деятельности. Так, по 3 вербовые почки съедали для профилактики болезней. Если человек болел долго, то для излечения ему давали 9 почек.
Девушкам, которые не могли забеременеть, тоже давали вербовые почки. На ветках красавицы гадали. Пускали вербу по воде и смотрели, как плывет. Если держится на воде, то год будет удачным и финансово благополучным.
Для здоровья и роста болезненных детей купали в воде, в которую опускали запаренные веточки. Обряд был довольно сложным. Утром купали у окна, выходящего на восток. В полдень добавляли еще пучок ветвей и купали у южного окна, а на закате добавляли третий пучок и купали у западного окна в лучах заходящего солнца. После молились, просили у Сына Божьего ниспослать малышу здоровье, а затем воду с ветвями выливали в реку.
Из вербы делали обереги от нечистой силы, молнии и внезапных бед. Ветви, которые хранят у икон после церковного освящения, считаются самым сильным оберегом. Но ветки с деревьев, растущих возле кладбищ, брать нельзя.
Вербовые ветки можно посадить, и они пустят корни, чтобы каждую весну радовать людей зрелищем самого раннецветущего дерева. Или свить из них венок, чтобы украсить стену в квартире.
Не обходились крестьяне и без погодных примет. По тому, какая погода в Вербное воскресенье, старались предсказать урожайность культур:
- если на вербе много «сережек», то год будет плодородным, животные плодовиты и можно ожидать много приятных событий в жизни;
- дождь – к урожаю;
- мелкий и моросящий – к урожаю грибов и ягод;
- быстрый ливень – к урожаю зерновых;
- тучи без дождя – умеренный урожай;
- ветреная погода – к умеренному урожаю и прохладному лету;
- мороз и снег – к урожаю пшеницы;
- сухая и жаркая погода – к неурожаю и засухе.
Запреты
Среди современных горожан популярны списки того, что можно и нельзя делать в этот день. Священнослужители относят такие поверья к пустым суевериям, но в основе народной мудрости лежат наблюдения и выводы, к которым пришли предки. Поэтому люди будут пользоваться такими подсказками.
В Вербное воскресенье можно и нужно:
- посетить церковь, чтобы проникнуться эмоциями начала Страстной недели;
- заботиться о людях и подавать милостыню просящим.
Рекомендуется уделить внимание близким и сделать для них что-нибудь полезное.
Работать в праздничный день нельзя. Эту рекомендацию легко объяснить. Церковная служба была продолжительной (до обеда), и посещали ее все. Церковь часто строилась одна на несколько селений. Путь туда и обратно занимал длительное время. Поэтому люди стремились переделать всю работу накануне праздника и не трудиться в праздничный день. Православная церковь не запрещает верующим заниматься домашними делами, но, чтобы почувствовать атмосферу воскресенья, их лучше отложить.
В Вербное воскресенье нельзя:
- делать корыстную работу, цель которой получение прибыли;
- выполнять работы на даче;
- ссориться и ругаться;
- употреблять крепкий алкоголь.
Что касается режима питания, то по воскресеньям в Великий пост, к которому относится и Вербное воскресенье, употребляют в пищу вареные продукты с растительным маслом и вино. Также для Вербного воскресенья действуют послабления. Разрешается кушать рыбу.
Католическое Вербное воскресенье
Празднование Вербного воскресенья у католиков немного отличается от структуры дня у православных. Перед службой проводится шествие вокруг храма. Священники несут пальмовые ветви и горящие свечи. Затем народ идет в храм. На проповеди читаются те части Евангелия, которые описывают Страсти Господни и события, предшествующие Страстной пятнице.
В Польше к празднику делают искусственные пальмовые ветви из цветной бумаги и лент. Получается шест в искусственных цветах высотой выше 2 м. На Филиппинах, где пальмовые листья в изобилии, из них делают специальные плетения – паласпами. Плетения освящают в церкви и приносят домой как талисман для привлечения благополучия и удачи на год.
Жители Норвегии украшают дома березовыми ветками и крашеными яйцами. Многие люди не работают на Страстной неделе перед Пасхой – берут отпуск. Поэтому в Вербное воскресенье после визита в церковь они отправляются в гости к родственникам или едут в путешествие.
В Нидерландах предпочитают не ломать ветки деревьев. Местные жители создают шест с крестом, украшенный лентами. На его вершину помещают петуха из хлеба. В дохристианские времена такой шест был майским деревом, атрибутом праздника весны. Его украшали петухом, символизировавшим приход нового цикла природы, рассвета и весны.
Выпечка хлеба в форме животных сменила древнюю привычку приносить божествам в жертву живых зверей. В Нидерландах в шествии участвуют дети с украшенными шестами. Интересно, что некоторые голландцы не участвуют в шествиях и даже не посещают церковь, но привычка выпекать хлеб в форме птицы сохранилась у большинства семей так же, как в России традиция красить яйца и печь куличи.
Вербное воскресенье на Гаити сильно отличается от привычной европейцам формы праздника. Здесь смешиваются обычаи католической веры и традиции вуду. Поэтому шествие – это процессия из приплясывающих людей, сопровождаемая оркестром, где играют на барабанах, трубах и маракасах.