Взрыв в Волгодонске — продолжение трагедии «черного сентября» 1999 года
Факты
15 сентября 2022 г. 18:35
Время чтения: 9 минут

Взрыв в Волгодонске — продолжение трагедии «черного сентября» 1999 года

В 1999 году на Кавказе было неспокойно: теракты, стычки с милицией и военнослужащими, вторжение чеченских боевиков в Дагестан, начало контртеррористической операции. Пока солдаты и офицеры выполняли боевые задачи, у них в тылу была организована серия взрывов домов, где жили мирные люди. Трагедия добралась и до Москвы, где радикалы планировали серию подобных терактов, но реализовали только два. Затем события внезапно перешли на юго-запад России. Взрыв в Волгодонске стал четвертым в трагической серии. Подробнее об очередном эпизоде «черного сентября» – в материале 24СМИ.

Тревожный сентябрь 1999 года

Прологом событий стала активность чеченских боевиков летом 1999-го. Стычки с милицией и военнослужащими переросли в полномасштабное вторжение в Дагестан. Получив отпор, радикалы не успокоились, а продолжили борьбу, которую совмещали со взрывом жилых домов.

Первой целью бандформирований стал Буйнакск, недалеко от которого шли боевые действия. В городе была расположена 136-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада, которая ценой потерь личного состава остановила наступление радикалов. Поэтому террористы выбрали дом, в котором жили семьи военных. Боевики использовали грузовик, который до отказа заполнили взрывчаткой, припарковали машину у дома, и детонатор сработал 4 сентября. Террористы планировали подорвать военный госпиталь и еще один жилой дом, но саперы пресекли попытку.

Пока Буйнакск отходил от трагедии, радикалы приготовили теракты в Москве. В ночь с 8 на 9 сентября мощный взрыв разрушил два дома на Гурьянова в Печатниках, где жили рабочие завода. 13 сентября террористы подорвали дом на Каширском шоссе. В столице поселились ужас и страх, которых город не видел со времен Великой Отечественной войны. Милицию перевели на усиленный вариант несения службы, участковые проверяли нежилой фонд, а по телевизору показывали фоторобот организатора терактов.

Принятые меры помогли предотвратить новые теракты в Москве. В метро москвичи с подозрением смотрели на людей кавказской внешности, домой возвращались с опаской, надеясь, что террористы не выберут их жилище очередной целью. Но после мер, принятых мэром Юрием Лужковым, ситуацию постепенно взяли под контроль.

Однако пламя террористической угрозы перекинулось на юго-запад страны – в Ростовскую область. Волгодонск получил статус города в 1956-м и с 15 тыс. человек населения вырос к 1999 году до 179 тыс. Именно его боевики выбрали для нанесения очередного удара.

Ложный след

Воскресный день 12 сентября на улице Энтузиастов в Волгодонске начинался тихо и мирно. Идиллию нарушил взрыв, который прогремел у дома № 23. Взрывное устройство поместили в строительный блок и залили цементом. Три человека пострадали, в подъезде выбило стекла, но дом и большинство жильцов остались целы.

Из-за событий в Буйнакске и Москве следователи решили, что это очередной теракт чеченских радикалов. Информация о взрыве распространилась молниеносно. Ситуацию обсудили 13 сентября на заседании Совета ГД, где спикер Геннадий Селезнев сообщил о «взорванном доме в Волгодонске», хотя речь шла об устройстве, которое по мощности значительно уступало взрывчаткам в Буйнакске и Москве. Бомба лишь повредила подъезд и уложила на больничную койку трех человек.

Слова Селезнева вспомнили через четыре дня, когда Волгодонск сотряс новый взрыв. Его мощности хватило, чтобы уничтожить жилой дом и привести к массовой гибели людей. Владимир Жириновский зацепился за слова председателя Госдумы. Депутат указал, что Селезнев якобы знал о готовящемся теракте в Волгодонске, ведь за три дня до него сообщил о «взорванном доме» в ГД.

Позже Жириновский, комментируя оговорку Селезнева, допустил, что политик как член Совета безопасности мог знать о готовящемся теракте в Волгодонске. В Госдуме спикер озвучил информацию о свершившемся теракте на юго-западе России, связав с происшествиями в Буйнакске и Москве. За несколько часов до выступления Селезнева в столице взорвали дом на Каширском шоссе.

Но взрыв 12 сентября в Волгодонске оказался ложной нитью к преступной серии чеченских радикалов. Следователи выяснили, что на улице Энтузиастов произошел очередной эпизод криминальных разборок: бандиты готовили покушение на волгодонского авторитета Евгения Кудрявцева по прозвищу Адмирал.

Взрыв на Октябрьском шоссе

В четверг, 16 сентября, в 5 часов утра уроженец Азербайджана Аббаскули Искендеров сидел в кабине грузовика ГАЗ-53, который был припаркован у девятиэтажного дома № 35 по Октябрьскому шоссе в Волгодонске. Мужчина считал, что охраняет в кузове картофель, который через несколько часов якобы должен был отправиться на рынок. Стояла середина сентября, ночью было холодно, поэтому после трех часов вахты Искендеров решил пойти домой погреться. Из окна за машиной наблюдала супруга владельца грузовика.

Взрыв в Волгодонске, который превратил ГАЗ-53 в груду металлолома, прогремел в 5:57. Фрагменты автомобиля позже находили в 1,5 км от эпицентра. Фасадная часть дома была разрушена. Взрывная волна и осколки повредили 37 строений в округе, зацепили детский сад и библиотеку, повредили припаркованные поблизости машины. В первые десять минут к дому приехали экстренные службы, началось спасение из-под завалов выживших. С верхних этажей спускали людей, которые оказались заблокированы из-за разрушения лестничных пролетов.

Поврежденные в результате взрыва блок-секции дома
Поврежденные в результате взрыва блок-секции дома / Фото: wikimedia.org

Операционные столы с 6 утра заполнялись ранеными пациентами, а в морги везли погибших, которых насчитали 18 человек, из них двое – дети. Позже скончался пациент, за жизнь которого боролись медики. В больницах столкнулись с нехваткой медсестер, перевязочных материалов и крови для переливания. На больничных койках оказалось 89 человек.

Версии следствия

Связующим звеном между взрывом и террористами стал азербайджанец Искендеров, которого допросили одним из первых. Мужчина уверял следователей, что не знал о взрывчатке в кузове грузовика. Аббаскули объяснил, что 13 сентября познакомился на стоянке автотранспорта с тремя кавказцами, которые на грузовике КамАЗ-5320 везли картофель на продажу. Адам Деккушев, Юсуф Крымшамхалов и Тимур Батчаев посетовали, что у них нет еще одной машины для развозки картофеля по торговым точкам.

У Искендерова на парковке стоял ГАЗ-53, который кавказцы захотели купить и предложили азербайджанцу $300 и 2,2 тыс. руб. Аббаскули согласился, мужчины отдали деньги, но сказали, что официальное приобретение грузовика состоится 16 сентября. ГАЗ загрузили взрывчаткой, мощность которой оценили в 850-1850 кг в тротиловом эквиваленте. Устройство засыпали картофелем и накрыли тентом.

Читайте такжеТеракт в метро Москвы — история взрыва на Пушкинской площади в августе 2000 года

15 сентября Деккушев заехал за Искендеровым и убедил того припарковать грузовик у своего дома. Террорист указал, что так торговцы картофелем сэкономят время. Деккушев пообещал Аббаскули, что после продажи овощей оформят сделку о продаже машины. Азербайджанец выполнил просьбу и получил еще 70 руб. Мужчина опасался за сохранность груза, поэтому с двух часов ночи сидел в кабине грузовика, но под утро замерз, поэтому пошел домой, что спасло его от гибели.

Эксперты изучили остатки взрывчатого вещества и сделали вывод, что теракты в Москве и Волгодонске реализованы одной группой. Версия «чеченского следа» была главной и единственной. Уголовные дела по факту взрыва жилых домов объединили в одно. Расследование заняло 3,5 года, но следователи установили личности заказчиков, организаторов и их пособников.

Итоги расследования

Правоохранители установили, что заказчиками преступления были эмир аль-Хаттаб и Абу Умар. Арабские радикалы планировали вторжение в Дагестан и помогали чеченским боевикам организовывать боевые действия. Из-за подавления наступления радикалы решили провести серию терактов в российских городах. Цель заключалась в устрашении мирного населения, создании паники и дополнительной нагрузке на экстренные службы и власть.

Хаттаб и Абу Умар наняли для работы Ачемеза Гочияева, который был главой карачаевских боевиков. Террорист до 1997 года занимался строительным бизнесом в Москве, но после женитьбы сблизился с кавказскими радикалами и прошел специальное обучение в лагере Хаттаба.

В феврале 1999-го Гочияева задержали после стычки боевиков с милицией. Преступника отправили в СИЗО, но через 2 месяца отпустили под подписку о невыезде. Гочияев, воспользовавшись документами погибшего Мухита Лайпанова, уехал в Москву, где организовал серию терактов.

Взрывчатку произвели в Ставропольском крае. Создавали в поселке Мирный, в котором родился Юсуф Крымшамхалов. В производстве взрывчатки использовали сахар. Под видом последнего преступный груз массой 14 т затем и доставили на продуктовую базу в Кисловодск. Объектом заведовал дядя Крымшамхалова, а в город террористам помог попасть гаишник Станислав Любичев.

Далее боевики разделили взрывчатку, расфасовали по мешкам с сахаром и развели по российским городам. Одним из пунктов доставки стал Волгодонск. По пути террористы познакомились с Искендеровым, который и привез взрывчатку к дому № 35 на Октябрьском шоссе.

Хаттаба, Абу Умара и еще 7 организаторов взрывов уничтожили в ходе контртеррористических операций, которые российские спецслужбы проводили в Чечне, Грузии и Ингушетии. Исполнителей волгодонского теракта – Деккушева и Крымшамхалова – приговорили к пожизненному сроку в тюрьме в 2004-м.

Осудили гаишника Любичева, который, как утверждало следствие, получил взятку от террористов за сопровождение грузовика в Кисловодск. Правоохранитель получил 4,5 года тюремного срока. Наказания избежал только Гочияев, который организовал взрывы в Москве и Волгодонске. С 2000-х террорист пропал и был объявлен в федеральный розыск.

Последствия

Происшествие в Волгодонске относят к числу «самых забытых терактов». Пережившие трагедию говорят, что о них мало вспоминают, потому что взрыв погубил лишь 19 человек. По меркам предыдущих терактов потери не такие масштабные, поэтому о происшествии в Ростовской области говорили меньше, а через 23 года вспоминают еще реже.

Ранения получили 89 человек. Пострадавшими от теракта прямо или косвенно признали 15 280 граждан, из которых 1 тыс. – дети. Городские власти дали добро на восстановление поврежденных домов, демонтировали только 2 самые поврежденные секции здания. Остальные реконструировали и превратили в восьмиэтажный дом по адресу: ул. Гагарина, 56а.

На месте взрыва жилого дома в Волгодонске
На месте взрыва жилого дома в Волгодонске / Фото: Валерий Матыцин / ТАСС

В 2000 году рядом с местом трагедии установили мемориал, который состоит из стелы. На скульптурном элементе выбиты имена погибших. Частью мемориала является памятный знак – скорбящая фигура женщины. Скульптурный комплекс расположен в сердце сквера. Жертв теракта похоронили на втором городском кладбище, где также установили памятник, напоминающий о трагедии, которую пережил Волгодонск.

Среди пострадавших находилась Ирина Халай, которая при взрыве получила черепно-мозговую травму и была контужена. Но жительница Волгодонска сетовала, что в больничном листке ей написали: «Легкое увечье». Трагедия не отпустила женщину даже через 20 лет. С 2006 года Ирина борется за права людей, пострадавших 16 сентября.

Халай возглавила общественную организацию «Волга-Дон», в которой по состоянию на 2019 год числилось 700 взрослых и 230 несовершеннолетних. Женщина считает, что о трагедии в Волгодонске мало кто вспоминает, а знают о ней еще меньше. Халай уверена, что пострадавшие от теракта – это не только раненые, но и их близкие, а также родственники погибших.

Читайте такжеПожар в гостинице «Россия» в 1977 году: причины, ход расследования, жертвы и другие факты о трагедии

О трагедии помнят в первую очередь люди, которых она коснулась напрямую. Каждый год 16 сентября за несколько минут до 6:00 у памятника жертвам взрыва на Октябрьском шоссе проходит панихида. Выжившие и участники ликвидации последствий приходят к мемориалу, чтобы возложить цветы и почтить память погибших.

В 2019 году приближалась 20-я годовщина трагедии. Местные власти поспособствовали облагораживанию территории сквера к круглой скорбной дате. Затраты на проведение работ взяла Ростовская АЭС, работники которой жили в злополучном доме № 35.

Взрыв в Волгодонске стал последним в череде событий «черного сентября» 1999 года. Однако серия терактов стала лишь прологом к трагедии на Дубровке, захвату школы в Беслане, многочисленным терактам в московском метро.

Читайте также