Нелли Блай — психбольница и кругосветка: факты о жизни легенды американской журналистики
Первой путешественницей в истории, повторившей вымышленное путешествие Филеаса Фогга из романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней» в реальной жизни, стала американская журналистка Нелли Блай, урожденная Элизабет Джейн Кокран. В январе 1895 года она установила новый мировой рекорд кругосветных путешествий. Но это было не самое необычное из приключений этой дамы.
Нелли Блай известна тем, что стала пионером журналистских расследований-разоблачений. Ее репортажи повышали уровень осведомленности людей о жизни ущемленных слоев общества. Подробнее об этих и других фактах из ее биографии – в материале 24СМИ.
Ранние годы
Нелли родилась 5 мая 1864 года в Кокранс-Милл, принадлежавшем ее отцу. Сегодня это пригород городка Баррел в штате Пенсильвания. При рождении девочку назвали Элизабет Джейн. Пригород назван по фамилии ее отца, потому что тот владел главной недвижимостью района, включавшей мельницу и продуктовый магазин. Потом Кокрана изберут помощником судьи округа Армстронг. Он уедет, но название так и останется.
На новом месте жительства семьи случилась трагедия. Отец семейства внезапно скончался в 1870 году. От первого брака у судьи Кокрана осталось 9 повзрослевших сыновей и еще 5 детей от второго. Элизабет – 13-й его ребенок. Поскольку завещания не было, то семейный особняк продали, а средства разделили между взрослыми сыновьями и второй женой.
Так, Мэри Джейн (мать) осталась без средств к существованию с пятью детьми на руках. В XIX веке единственной возможностью для женщины обеспечить детей было замужество. Поэтому вскоре Мэри Джейн становится женой ветерана Гражданской войны Джона Джексона Форда. Но жить стало только хуже. Форд – беспробудный алкоголик. Как охарактеризует его падчерица: «недобрый, когда пьян, и злой, если трезв».
В 1878 году мать разводится с Фордом. 14-летняя Элизабет выступает свидетельницей на бракоразводном процессе с отчимом. Так несчастливый брак родительницы формирует у юной девушки скептическое отношение к традиционной точке зрения общества о замужестве как высшем благе для женщины и ее детей. Она уже знает, что брак может не принести ни удовлетворения, ни счастья, ни финансовой защиты.
Взросление
Элизабет начинает искать работу, но сталкивается с проблемой. Для женщины среднего класса подразумевался только один вид работы – воспитание детей. Она могла стать гувернанткой или учительницей. Поэтому поступает в педагогическую школу в Индиане.
Однажды утром наталкивается на статью в газете Pittsburgh Dispatch (1880). В материале под названием «Для чего нужны женщины» автор пространно рассуждает на классическую тему «Женщина должна вступить в брак, и будет ей счастье. Останется только заботиться о муже и детях». Возмущенная 16-летняя Элизабет пишет в редакцию гневный ответ. Подписывает его «одинокая девочка-сиротка».
Редакция получила массу возмущенных откликов на статью, но ответ Элизабет выделялся из потока. Редактор Dispatch Мэдден увидел за несовершенным стилем письма способность замечать злободневность, ясное мышление и острый язык. Он размещает объявление в газете, где предлагает «одинокой девочке-сиротке» встретиться с ним лично. Элизабет страшно. Она предполагает, что дяденька-редактор может быть сильно зол за письмо, но все равно приходит в редакцию.
The Girl Puzzle или «девичья головоломка»
В газете ее встретили приветливо и предложили написать пробную статью – ответ на разозлившую ее публикацию. Девушка с энтузиазмом принимается за работу и пишет статью под названием «Девичья головоломка». В ней рассказывает о бедственном положении молодых женщин. Их не принимают на работу, а если берут, то с низкой оплатой труда. Они совмещают работу и воспитание детей, если остаются одни.
Сравнивая мужчин и женщин, девушка пишет: «Девочки такие же умные, как мальчики. Они быстрее учатся. Почему же в бизнесе им не разрешено делать то же самое?» Материал публикуют с подписью «Сиротка».
Мэдден просит ее написать еще одну статью. Нелли создает «Безумные браки», где на примере матери освещает бытовую проблему алкоголизма. Впечатленный результатом редактор нанимает ее штатным писателем за 5 долларов в неделю. При переводе в современные деньги получится около 600 долларов в месяц.
Так Элизабет выбрала профессию и начала творческую карьеру. В те времена женщины не публиковали работы под собственными именами. Поэтому редактор придумывает для нее звучный псевдоним – Нелли Блай.
После статьи «Безумные браки» она пишет серию статей о девушках-работницах Питтсбурга. Для этого устраивается на завод. Нелли рассказывает о низкой зарплате, тяжелых условиях труда и других сложностях. Статьи выходят по воскресеньям в течение 2 месяцев. Вскоре материалы привлекают внимание владельцев фабрик, и они требуют от редакции прекратить критику. Издательство реагирует и снимает Нелли Блай со злободневных тем. Но Мэдден не планирует отправлять ее писать о грабежах или политике, поэтому предлагает статьи в «женской тематике»: о балах, еде, садоводстве.
Целеустремленной Нелли хочется чего-то большего. Через семь месяцев она убеждает Мэддена разрешить ей вести собственную колонку, в которой она будет выступать за права женщин. Колонка просуществовала недолго. Ей снова предлагают писать о моде, но девушка увольняется из постоянного штата и предлагает необычное задание. Она отправится Мексику, чтобы вести репортажи оттуда.
Мэддену идея не нравится. Мексика далеко, а девушка не владеет испанским. Он настаивает на поездке Нелли в сопровождении матери. Так, в течение следующих 6 месяцев газета получает 30 статей о Мексике. Юная журналистка пишет обо всем, что видит: о еде, о людях, их обычаях и легендах. Она рассказывает о нищете, в которой живут мексиканцы. О марихуане, которую курят солдаты. О том, что покуривший чувствует себя как в раю, но на несколько дней выпадает из жизни семьи. Это было одним из первых упоминаний о марихуане в газетах.
И наконец, Нелли доходит до политики, написав статью об оппозиционном правительству журналисте. Ей пригрозили тюрьмой, и девушка возвращается обратно в США, где продолжает трудиться в качестве искусствоведа в Dispatch. В 1887 году 23-летняя Нелли Блай увольняется и уезжает в шумный Нью-Йорк.
Статьи-расследования
В Нью-Йорке сталкивается с проблемой: ее не хотят брать на работу, при этом часть изданий вообще отказываются говорить с женщиной. Чтобы оплачивать счета, она продолжает писать статьи для Dispatch. Пишет материал о проблемах, с которыми сталкиваются женщины в Нью-Йорке при поиске работы. Ее перепечатывают другие издания, но это не помогает получить работу.
Тогда она пишет статью об иммигрантах и приходит с ней в New York World. Издание не относится к ведущим. Скорее это желтая пресса, публикующая сенсационные и интересные публике материалы. Главный редактор издания Джон Коккерил отказывается от ее статьи об иммигрантах, но предлагает провести рискованное расследование о злоупотреблениях в психбольницах. Для этого от нее требуется симулировать расстройство личности и отправиться в сумасшедший дом для женщин на острове Блэкуэлл. Сегодня он называется остров Рузвельта.
Нелли идея понравилась. Будучи сторонницей защиты угнетенных и борцом с социальной несправедливостью, она находит задачу ценной. Проблема в том, что она не представляет себе сумасшедших и не уверена, что сумеет обмануть всех. Вторая проблема касается побега из лечебницы. Попасть в нее легко. Достаточно кому-то из родственников написать заявление, что женщина ведет себя неадекватно, и место в сумасшедшем доме ей гарантировано, но выйти уже проблема. Коккерил заверяет, что через 10 дней он заберет ее из приюта и, если понадобится, подключит адвоката.
Похожее исследование в 1872 году проводил журналист New York Tribune Джулиус Чемберс. Он отправился в приют Блумингдейл на 10 дней, чтобы проверить информацию о жестоком обращении с пациентами. По результатам его расследования некоторые сотрудники приюта были уволены, а десяток пациентов, признанных здоровыми, освобождены. В 1876 году Чемберс написал книгу на эту тематику «Безумный мир и его люди».
В XIX веке уже знали о том, что психически больные люди встречаются рядом с нами. Их можно лечить и не нужно изгонять из них демонов или сжигать на кострах. Но о том, кого считать сумасшедшим и как его лечить, представления оказывались расплывчатыми, и это открывало большое поле для злоупотреблений. Заведения, где лечили больных, строились далеко от городов. На государственные средства и пожертвования они самостоятельно выращивали пропитание и обслуживали себя. Персонал психиатрических больниц жил на территории. Поэтому контактов с внешним миром было очень мало.
Для того чтобы внедриться в лечебницу, Нелли под чужим именем поселяется в пансион, являющийся общежитием для одиноких работающих женщин. Чтобы симулировать сумасшествие, она отказывается принимать пищу в общей столовой. Сидит на стуле, глядя в одну точку и не снимая шляпу. Когда ее спрашивают о причинах, девушка отвечает, что вокруг много сумасшедших, которые могут убить ее во сне. В результате взволнованные постоялицы требуют от владелицы принять меры. Та вызывает полицию и объясняет, что с вот этой барышней что-то не в порядке. Нелли забирают.
Судья, который должен определиться с тем, что делать с Нелли, оказался умным человеком. Он понял, что девушка может и сумасшедшая, но принадлежит к высшему обществу, а значит, у нее есть семья, которая ее ищет. Поэтому предложил временно поместить в сумасшедший дом, но дал объявление в газету о розыске родных. Блай отвозят в приют.
Нелли осматривают два врача и приходят к выводу, что она сошла с ума. Через пару дней в приюте Блай придет к выводу, что если человек не ведет себя неадекватно, не бросается на других, то определить, здоров он или нет, врачи не могут. Она обнаруживает в приюте несколько мексиканских мигранток, которые попали сюда просто потому, что не знали английского языка и не сумели объяснить полиции, кто они.
Через 10 дней Коккерил забирает Нелли. Она публикует репортаж «За решеткой приюта», где описывает Блэкуэлл как человеческую крысоловку, где пациентов кормят протухшей пищей с червями, моют, обливая ледяной водой. На них кричат, бьют и, главное, их никто не лечит. Если нужно успокоить буйного пациента, то его просто придушивают. Спокойные же сидят на стуле весь день, не шевелясь и ничего не делая. Вскоре после расследования приюту увеличат финансирование, иммигрантов освободят, а сотрудников, уличенных в жестоком обращении с пациентами, уволят. Так Нелли Блай становится нью-йоркской знаменитостью.
Вокруг света за 80 дней
В популярном романе Жюля Верна главный герой Филеас Фогг, чтобы выиграть спор, выбирается в кругосветное путешествие. Оно продлится 80 дней. Роман был написан в 1872 году и опубликован в 1873-м. Прочитав произведение, вдохновленная Нелли приходит к редактору с идеей повторить путешествие Филеаса Фогга. Коккерил отвечает, что такая идея уже обсуждалась. Но он считает, что задача больше подходит для мужчины. Женщине нужен сопровождающий и куча чемоданов с платьями и другими принадлежностями. Нелли пообещала путешествовать налегке, а если Коккерил отправит мужчину, то она отправиться от другого издания и обгонит конкурента.
Энтузиазм пришлось учесть, и 14 ноября 1889 года Нелли начинает вести репортаж на борту парохода Augusta Victoria. Из Америки репортер едет в Англию, затем во Францию и дальше следует по маршруту героев Жюля Верна, пока не вернется в порт Сан-Франциско. Путешествие занимает 72 дня, что на 8 дней меньше, чем у Филеаса Фогга. Она финиширует 25 января 1890-го.
Интересно, что в это же время от издания The Cosmopolitan в путешествие вокруг света по следам Филеаса Фогга отправилась Элизабет Бисленд. Она не повторяла маршрут Нелли, а ехала в обратную сторону.
За время путешествия тираж издания New York World вырос до 1 млн экземпляров. Нелли стала всемирной знаменитостью. Теперь она могла писать о чем угодно и брать интервью у кого угодно. В это время ей исполнилось всего лишь 26 лет.
Семейная жизнь
Нелли проработала журналистом Chicago Times Herald несколько лет и внезапно вышла замуж в 31 год. В 1895-м она познакомилась с 73-летним бизнесменом-миллионером Робертом Ливингстоном Симэном. Так журналистка Нелли Блай становится представительницей промышленников-миллиардеров Элизабет Кокрейн Симэн. Некоторое время публика затаив дыхание ждет, что ее брак не брак, а очередное расследование. Но все оказывается проще, девушка погружается в семейную жизнь и проблемы компании мужа. Ему принадлежит Iron Clad Manufacturing Company, которая выпускает жестяные контейнеры, бидоны, чайники, тазы и т. д.
Когда в 1904 году умирает муж, Нелли становится президентом компании. Получает два патента на усовершенствованные металлические бочки. Спустя время она обнаружит, что управляющий присваивал себе часть прибыли. Это приведет к многолетним судебным тяжбам. Кроме того, женщина увлечена социальной защитой прав работников, что становится еще одним видом расходов. В результате в какой-то момент заканчиваются средства, и она снова возвращается к написанию статей.
Первая мировая война
В годы Первой мировой войны Нелли Блай пишет репортажи с фронтов Сербии и России. Репортажи касаются ситуации на фронте, условий, в которых воюют солдаты. В конце 1919 года она вновь возвращается в Нью-Йорк. Когда в 27 января 1922 года женщина умерла, ее коллега и друг Артур Брисбен написал: «Нелли Блай была лучшим репортером в Америке».
Наследие Нелли
Методы, которыми пользовалась Нелли, сегодня называются иммерсионной журналистикой. Они подразумевают получение репортажей путем погружения репортера в среду, в которой живет персонаж, о котором пишут. В XXI веке иммерсионную журналистику не одобряют как непрозрачный метод, подвергающий риску того, кто расследует, и тех, кто потом столкнется с результатом расследования. Тем не менее многочисленные расследования Нелли помогали освещать темные уголки жизни человека и реформировать их. Она была одним из первых журналистов-разоблачителей.
Памятник Нелли Блай
В декабре 2021 года на острове Рузвельта установили новый памятник Нелли Блай. Назвали монумент по ее первой опубликованной статье «Девичья головоломка». Комплекс состоит из 5 бронзовых лиц, представляющих лицо Нелли и женщин других рас.
Лица составлены из кусочков бронзы, что символизирует женщину, которая собирает себя из фрагментов, как паззл. В работах Нелли много внимания уделяла описанию лиц – людей, статуй. Поэтому они неслучайно выбраны основным элементом монумента. В центре композиции расположены три серебряных глобуса, символизирующие ее главные журналистские работы. Скульптор – Аманда Мэтьюз.
Лечебница, которая прославила Нелли Блай как журналистку, расположена к югу от памятника. Сегодня она представляет собой многоквартирный дом, в котором от приюта сохранилась только восьмиугольная башня, где раньше размещался главный вход.