Джакомо Казанова — путешественник, писатель, ловелас: факты и мифы о знаменитом авантюристе
Факты
29 декабря 2022 г. 13:55
Время чтения: 13 минут

Джакомо Казанова — путешественник, писатель, ловелас: факты и мифы о знаменитом авантюристе

XVIII столетие изобиловало авантюристами из бедных слоев общества, которые ухищрениями пробивались в высший свет. К числу искателей приключений того времени относят графа Калиостро, алхимика Сен-Жермена, барона Франца фон дер Тренка. Дополняет список Джакомо Казанова, который прожил бурную жизнь, был лично знаком с Вольтером, Иоганном Гете, Фридрихом II, Екатериной II. Имя обольстителя стало нарицательным и легло в основу сюжетов фильмов и книг. Подробнее об интересных фактах из жизни путешественника, писателя, ловеласа – в материале 24СМИ.

Семья артистов

Полное имя главного обольстителя XVIII века – Джакомо Джироламо Казанова. Родина авантюриста – Венецианская республика. Родители мальчика зарабатывали творчеством: гастролировали с театральными труппами по Европе, танцевали, пели. Гаэтано Казанова прожил короткую жизнь и не так преуспел в актерской карьере, как его супруга Дзанетта, урожденная Фарусси. Мать Джакомо снискала определенную славу, о ней в своих мемуарах писал итальянский драматург Карло Гольдони: «Красивая и очень доблестная вдова».

Казанова родился 2 апреля 1725 года в Венеции. Ходили слухи, что отцом мальчика был не бедный артист, а дворянин Микеле Гримани. Кривотолки возникли, когда аристократическая семья решила опекать юного Казанову после смерти отца. Первый любовный опыт Джакомо получил с сестрами Наннетой и Марией Саворьян, дальними родственницами Гримани.

Магия и алхимия

В детстве Казанова страдал от носовых кровотечений. Бабушка отвела мальчика к колдунье, которая дала некую «волшебную мазь». Лекарство ведьмы не помогло, но таинство магии произвело неизгладимое впечатление на Джакомо. В подростковом возрасте юноша уверял сверстников, что обладает сверхъестественными способностями, хотя на самом деле овладел ловкими фокусами.

В 17 лет венецианец получил образование юриста, хотя испытывал страсть к медицине и алхимии. Воображая себя сведущим в лекарском деле, Казанова придумывал лекарства и назначал их однокурсникам, жаловавшимся на головные боли и расстройство желудка. В медицине Джакомо не преуспел, но личину алхимика сохранил.

Например, в Париже авантюрист завораживал толпу, рассказывая о том, как приблизился к раскрытию тайны «философского камня», интерес к которому не угасал до конца XVIII века. Во Франции Казанова познакомился с маркизой де Помпадур, графом Сен-Жерменом, Жаном Лероном Даламбером, Жан-Жаком Руссо и стал масоном. Членство в тайном обществе подарило авантюристу общение с Бенджамином Франклином и Вольфгангом Моцартом.

«Кастрат» Тереза

Второе пребывание Казановы в 1744 году в городе-порту Анкона ознаменовалось странным любовным приключением. Джакомо влюбился в девушку, которая выдавала себя за кастрированного певца по имени Беллино. Звали избранницу, которая пошла на авантюру из-за материальных проблем, Терезой.

Девушка осиротела и осталась без средств к существованию, но обладала нетривиальными вокальными данными. Но в театр, где Тереза хотела выступать, не брали лиц женского пола. Поэтому родилась новая личина, которая просуществовала, пока девушка не закрутила роман с Казановой.

По Анконе пошли кривотолки: кастрат Беллино встречается с венецианцем Казановой. Только после этого Тереза отказалась от легенды певца. Связь Джакомо с артисткой закончилась рождением мальчика по имени Чезарино Ланти.

Землетрясение в тюрьме

Причастность к масонам, интерес к оккультизму и алхимии привели Казанову за решетку в 1755-м. Инквизиторы посадили авантюриста на 5 лет в Пьомби – «Свинцовую тюрьму» во Дворце дожей в Венеции. Особенность исправительного учреждения заключалась в свинцовой крыше. Зимой она не защищала от холода, а летом превращала камеру в парилку.

В мемуарах Джакомо писал, что за несколько месяцев в Пьомби начал терять чувство реальности, остро ощутил бессмысленность жизни, когда свобода недостижима. Наглядный пример случился 1 ноября, когда Казанова почувствовал, как пол камеры дрогнул, затряслись стены. В 2 тыс. км от Венеции землетрясение чудовищной силы уничтожило Лиссабон – столицу Португалии.

Тюрьма Пьомби
Тюрьма Пьомби / Фото: wikimedia.org

Толчки, сотрясшие Пиренейский полуостров, дошли до Италии. Обреченный Казанова понадеялся, что природная стихия поможет получить вожделенную свободу, поэтому прокричал на весь этаж: «Еще раз, еще раз, о великий Боже, только сильнее!» Перепуганные стражники разбежались, выкрикивая ругательства в адрес обезумевшего Джакомо.

Тюрьма выстояла, охрана вернулась, а Казанова осознал, что ему повезло – стены Пьомби не придавили его. Тогда авантюрист сбросил оковы гнетущих мыслей и принялся обдумывать план побега.

Свобода

Казанова верил, что человек, пожелавший чего-то конкретного и поставивший определенную цель, обречен на успех. Джакомо во время получасовых прогулок изучал планировку, примечал, как стражники несут службу, когда сменяются. Из заключения авантюрист сбежал с помощью священника-отступника: узники проделали железной пикой дыру в потолке и выбрались на крышу, с которой спустились по веревке, сплетенной из простыней.

Побег Казановы в 1756 году стал единственным успешным в Пьомби. Некоторые исследователи не верят в историю побега, рассказанную венецианцем. Есть версия, что Джакомо от тюрьмы помог откупиться некий богатый патрон. Но рассказ Казановы подтверждает запись в документах «Свинцовой тюрьмы», согласно которой в камере Джакомо ремонтировали потолок. После побега Пьомби проработала 41 год.

Лотерейщик

После побега искатель приключений укрылся во Франции. Началась Семилетняя война, которая затронула пять континентов. Франция заняла сторону Священной Римской империи и стала противницей Британии. В этот период в Париж приехал Казанова, у которого на хвосте – инквизиторы, а за душой – ни гроша.

Тогда Джакомо Казанова придумал, как поправить материальное положение и завоевать защиту французских властей. Казанова придумал национальную лотерею, обещавшую солидный денежный выигрыш счастливчику. В итоге авантюрист заработал, а Версаль без введения дополнительного налога получил средства для войны. За проделанную работу обольстителю предложили французское гражданство, но тот отказался.

Французский шпион

Таланты Казановы разглядели в министерстве иностранных дел Франции. Шел май 1757 года. Британские корабли причалили к берегам Дюнкерка, который еще 100 лет назад принадлежал англичанам, но был продан Карлом II за 320 тыс. фунтов. Аббат Франсуа де Берни занимался международной политикой и искал шпионов для отправки в Дюнкерк.

Выбор пал на Казанову, которому велели побывать на борту 8–10 британских кораблей, познакомиться с капитанами и собрать информацию: численность матросов, запас провианта, оружия, пороха. От аванса Джакомо отказался, сказав, что примет любую сумму по факту выполнения задачи. Венецианец втерся в доверие, выведал нужную информацию и выяснил слабые места британской эскадры.

Портрет любовника

Сохранившиеся портреты Казановы не изображают красавца с правильными чертами лица. Джакомо в мемуарах прямо говорил, что не считает себя красивым. Но у кавалера было немало преимуществ, помогавших иметь успех у женщин. Для XVIII и XIX столетий венецианец был высоким мужчиной – 187 см (по другой версии, 182 см). Только графа Григория Орлова искатель приключений называл «мужчиной колоссального роста». Фаворит Екатерины II был выше Казановы на 6–11 см.

Предположительный портрет Джакомо Казановы, приписываемый кисти Франческо Наричи
Предположительный портрет Джакомо Казановы, приписываемый кисти Франческо Наричи / Фото: wikimedia.org

Уроженец Венеции умел дорого, красиво и модно одеваться. Камзолы, расшитые серебром, парфюм, мужская косметика – все это помогало Джакомо создавать образ богатого и влиятельного человека. Ума, сообразительности и обаяния обольстителю было не занимать. Рост, стиль, коммуникабельность и эрудированность помогали венецианцу не беспокоиться из-за некрасивого лица.

«Венецианская ночь»

Казанова ни разу не был женат. Самой известной пассией авантюриста считается девушка по имени Генриетта. Познакомился Джакомо с француженкой в итальянском городе Чезена в 1749 году, куда молодая женщина приехала с 60-летним венгром. Пожилой офицер подобрал девушку, которая сбежала от мужа, на улице. Исследователи полагают, что Генриетту на самом деле звали Жанна-Мария д’Альбер де Сент-Ипполит. Причиной побега из семьи считается свекор, который решил отдать невестку в монастырь.

С венгром у Генриетты не складывались отношения, поэтому молодой венецианец без особых усилий стал ее возлюбленным. Казанова жил с избранницей в Парме, ходил с ней в оперу, покупал платья и буквально кричал о любви. Возможно, Казанова так дошел бы до алтаря, но через три месяца после знакомства пара на улице столкнулась с мужчиной по фамилии д’Антуан, который знал супруга дамы.

Француз убедил беглую жену вернуться в Париж к семье. Казанова сопроводил возлюбленную до Женевы. Там в феврале 1750 года пара в последний раз уединилась в номере гостиницы «Весы». Через 10 лет Джакомо вернулся в Женеву и остановился в неказистом отеле. Случайно Казанова получил ключи от того же номера. Подойдя к окну, авантюрист увидел на стекле выцарапанную алмазом надпись: «Ты забудешь Генриетту».

В мемуарах Казанова посвящал французской возлюбленной самые пламенные строки. После расставания влюбленные поддерживали переписку, но через несколько лет Джакомо понял: Генриетта образумилась и охладела к нему. Роман обольстителя и беглянки вдохновил Марину Цветаеву на создание пьесы «Венецианская ночь».

Читайте такжеМаркиза де Помпадур — добродетели и пороки фаворитки Людовика XV

Казанова в России

После побега из Пьомби венецианец побывал не только во Франции, но и посетил Голландию, Швейцарию, Британию. Авантюрист пытался продвигать идею государственной лотереи в других европейских странах, но безуспешно. После пребывания в Германии Джакомо отправился в Россию.

В Санкт-Петербург искатель приключений прибыл 21 декабря 1764 года – в самый короткий день зимы. Казанову разместили в доме на Миллионной улице, куда почти сразу пришло письмо с приглашением на трехдневный бал-маскарад при дворе Екатерины II. Приближенные императрицы владели не только немецким, но и французским, поэтому путешественник быстро подружился с Иваном Елагиным, Екатериной Дашковой и Никитой Паниным.

Прогуливаясь по Екатерингофу, Джакомо повстречал 14-летнюю крестьянку, которая разожгла любовный пыл обольстителя. Но девушка испугалась иностранца, поэтому убежала домой. Родители согласились отдать дочь в служанки за 100 руб. Венецианец дал крестьянке новое имя – Заира. Выбор неслучайный – так звали рабу султана в трагедии Вольтера.

В мае 1765-го Казанова приехал в Москву. Путешественника поразил контраст. Бывшая столица держалась прежних устоев и с упоением чтила историю России. В это же время жители Петербурга стремились равняться на Запад, перенимали манеры французского высшего общества. Неделю Казанова выделил на осмотр церквей, фабрик, библиотек, мастерских.

После Москвы авантюрист вернулся в Петербург, где с помощью Панина удостоился аудиенции государыни. Казанова не преминул предложить императрице идею государственной лотереи, но Екатерина посчитала затею рискованной.

Служанка Заира за три месяца выучила венецианский диалект и могла общаться с хозяином. Но за это время Джакомо устал от девушки, которая не отличалась умом и сообразительностью и больше остальных занятий любила гадать на картах. Казанова передал Заиру (с согласия самой девушки) на попечение архитектору Антонио Ринальди. Последнему юная прелестница сильно понравилась и, по легенде, оставалась с ним до последнего вздоха мастера.

Любовные победы

В мемуарах венецианец не назвал точное число любовных побед, округлив цифру до нескольких сотен. Исследователи биографии Казановы подсчитали, что у него за 39 лет была интимная связь со 132 женщинами. Большинство любовниц происходили из низших слоев общества, но среди пассий Джакомо были и аристократки. Возраст избранниц в среднем составлял 16–20 лет.

Число любовных побед Казановы может вызвать ухмылку современных ловеласов. Но отношения венецианца с избранницами длились не один день или неделю, а несколько месяцев. Авантюрист погружался в роман, тратил на пассий время и деньги, но не задумывался о браке. Каждые новые знакомства и встречи Казанова расценивал как новое приключение.

Библиотекарь

Последние 15 лет жизни венецианца прошли размеренно. В 1780-х Казанова оказался на дне: репутация подорвана, денег и работы нет, молодость далеко позади. Авантюрист скитался по Вене, пока не познакомился с венецианским послом Винченцо Фоскарини, который устроил земляка своим секретарем. Жизнь Джакомо немного наладилась: вернулся в высшее общество, посещал балы, заработал деньги. Но добродушный дипломат скончался, и Казанова вновь оказался не у дел.

Замок Духцов в Богемии, где с 1785 года жил Казанова
Замок Дукс в Богемии, где с 1785 года жил Казанова / Фото: wikimedia.org

После Вены стареющий искатель приключений приехал в чешский город Теплице. Здесь путешественник познакомился с 30-летним графом Йозефом Карлом Иммануилом фон Вальдштейном. Дворянин занимал должность конюшего короля. Новый друг 60-летнего авантюриста проникся сочувствием и предложил ему работу: должность библиотекаря в замке Дукс с годовым окладом 1 тыс. гульденов, собственной повозкой и прислугой.

Травля

В стенах замка Дукс венецианец написал мемуары «История моей жизни». Джакомо подробно рассказал о своих авантюрах, любовных победах, описал нравы и устои Европы XVIII века. Работа над мемуарами отвлекала Казанову от склок с прислугой и местными жителями. В отсутствие Вальдштейна они презрительно называли Джакомо «итальяшкой» и насмехались над его завышенной самооценкой, графскими манерами. Возглавил третирование венецианца дворецкий – отставной австрийский офицер, участник Семилетней войны Георг Фельткиршнер.

Враги написали памфлет на Джакомо. Казанова повесил замок на двери библиотеки: злопыхатели могли специально выкрасть книги и подставить венецианца. Но дворецкий срывал замок. Однажды Джакомо обнаружил свой портрет, приклеенный экскрементами в нужнике замка и сопровожденный ругательной надписью.

В 1791 году Фельткиршнера захлестнула ненависть. Дворецкий велел помощникам подкараулить Казанову во время прогулки и избить того палкой. Задание выполнили, но вскоре приехал граф, который заступился за библиотекаря и уволил дворецкого, но пощадил исполнителей. В тот период Джакомо был подавлен и подумывал о том, чтобы свести счеты с жизнью. Но дружба с графом, писательство, общение с юными девушками отогнали депрессивные мысли.

Болезнь и смерть

Казанова много лет страдал от подагры. На склоне жизни болезнь обострилась, а в конце 1797 года пожилой авантюрист получил вдобавок воспаление простаты. Джакомо отпраздновал 73-летие и скончался через 2 месяца – 4 июня 1798-го. За несколько недель до кончины венецианец подвел итоги фразой «Я жил как философ и умираю как христианин». Считается, что Казанову похоронили в Дуксе рядом с церковью Святой Варвары, но могила авантюриста не сохранилась.

Искатель приключений переживал, что доживает век вдали от родины. О Венеции Джакомо писал с трепетом, восхищался историей города и людьми. Но земляки Казановы с пренебрежением отзывались о нем после побега из Пьомби и дальнейших авантюр. И через 200 лет в Венеции не появились улицы или площади, носящие имя легенды XVIII века. Выставки, посвященные творчеству и похождениям Казановы, устраивали в Дрездене и Дуксе, а в итальянских городах Монца, Чепагатти, Генуя есть улицы, названные в честь Джакомо.

Под запретом

В XVI веке римско-католическая церковь составила список под названием «Индекс запрещенных книг». Мемуары Казановы попали в цензурный перечень в 1834 году за описание постельных утех. Особое возмущение вызывали сцены, в которых Джакомо принуждал к интимной близости, применяя насилие.

Венецианского авантюриста запрещали не только церковники. Во Франции воспоминания обольстителя убрали из продажи в 1863 году, а в США мемуары попали в свободный доступ после 1929 года. Но в 1934-м были ситуации, когда в Детройте полиция изымала «Историю моей жизни».

Мифы о Казанове

Казанова оставил мемуары, которые позволили получить детальное представление о биографии венецианца. Но личность авантюриста не обошли домыслы и мифы, которые в первую очередь связаны с его любовными похождениями.

Половой гигант

Многие полагают, что Джакомо завоевывал женщин размером мужского достоинства и фигурой Аполлона. Впрочем, изображения, которое помогло бы оценить правдивость подобных предположений, увы, нет., но есть воспоминания современников. Люди, которые выдели Казанову без одежды, утверждали, что тот ничем не отличался от тысяч других мужчин.

Секрет венецианца видели в другом. В постельных утехах обольститель не ставил свое удовольствие выше желаний партнерши, что для XVIII века было необычным. Казанова практиковал оральные ласки, которые сводили с ума женщин. Большинство современников не делали ничего подобного и слабо представляли устройство половых органов партнерш. Поэтому навыки и «постельный альтруизм» выделяли Казанову среди других мужчин.

Вел беспорядочную половую жизнь

Венецианец не искал «девушку на ночь» и не жил в эпоху сайтов для знакомств. Джакомо был влюбчивым и с огромной страстью отдавался очередному роману, который длился несколько месяцев. К каждой пассии Казанова испытывал глубокие чувства, превозносил их, не оскорблял и писал о любви возвышенные строки. Кроме того, Джакомо был щедрым и внимательным любовником.

Читайте такжеФранц Фердинанд — смерть как причина мировой войны и другие факты об австрийском эрцгерцоге

Армянское происхождение

Существует версия, что Казанова якобы имел армянское происхождение. Связь с Кавказом нашли в фамилии обольстителя. Считается, что авантюрист произошел из рода Норатунгян. Casa nova и «нор тун» в переводе с итальянского и армянского имеют одинаковое значение – «новый дом».

Но венецианец в мемуарах описал родословную. Начал с Якобо Казановы, сына дона Франсиско, жившего в XV веке в испанском городе Сарагоса. Предок Джакомо служил секретарем при короле Арагона Альфонсо Великодушном. После свадьбы на монашке Франсиско бежал в Рим, где у него родилось много детей, но выжил только сын Хуан.

Хуан Казанова бежал от расправы неаполитанского короля на корабле Христофора Колумба, направлявшегося на Запад в поисках альтернативного пути в Индию. В ходе экспедиции предок авантюриста погиб, но у него остался сын Марк-Антонио, ставший поэтом. Его праправнук Гаэтано-Джузеппе стал отцом героя-любовника. Предки авантюриста жили в Испании, Франции и Италии, но о Кавказе в мемуарах ни слова. Сведения о родословной Джакомо Казанова брал из семейных архивов.

Читайте также