Аввакум — житие мятежного протопопа: факты о мученике-старообрядце
В России наберется немало личностей, внесших вклад в ее историю. Среди них очень много церковников. В числе таких деятелей — Аввакум, известный священник, неординарная фигура, чья жизнь полна любопытных фактов.
Происхождение и детство
До нынешних времен не дошло практически никакой информации о начале жизненного пути Аввакума Петрова. Сегодняшние исследователи лишь повторяют те скудные сведения, что ревнитель старой веры сам поведал в авторском жизнеописании.
Известно, что он родился в 1620 году, это произошло 5 декабря недалеко от Нижнего Новгорода в деревне Григорово. С малолетства Аввакум рос в отрешении от всего мирского, приучая себя к аскетизму. Он всю жизнь считал, что каждому человеку естественно стремиться к святости, поэтому всегда противился любому отступлению от веры.
На мировоззрение будущего священника во многом повлияла мать, которую он очень любил. Женщина воспитывала в сыне праведность и чистоту духа, сама постоянно соблюдала посты и проводила свободное время в молитвах.
Что касается отца, он тоже служил священником в приходе, но умер рано. Аввакуму было 15 лет, когда он потерял родителя — предположительно, того сгубила страсть к горячительным напиткам.
От диакона до протопопа
В 22 года Аввакум уже стал диаконом — так поощрили его усердие в вере. А еще через пару лет он возглавил сельский приход в Лопатинцах.
Молодой священник Нижегородского уезда проявлял особую требовательность к себе самому и, конечно, к пастве. Если прихожане допускали даже незначительные грехи, их ждало наказание от руководителя прихода. Он мог воздействовать на любого, невзирая на статус. От него доставалось и богатым вельможам, и беднякам, если те отказывались соблюдать его наставления и жертвовать суммы.
Наконец, после нескольких лет строгого следования законам православия и праведной жизни Аввакум получил повышение — сделался протопопом.
Образованность и феноменальная память
Сегодня считается, что Аввакум отличался высоким уровнем образованности для того времени. Благодаря начитанности и багажу знаний, а также активной церковной деятельности он и сумел быстро продвинуться по иерархической лестнице.
В распоряжении священника была вся доступная в те времена в России назидательно-духовная литература, и он перечитал ее всю. В результате пытливый ум, образованность, любознательность и собственные выдающиеся литературные способности сделали его выгодно выделяющимся на фоне остальных служителей культа.
Также известно о феноменальной памяти, присущей протопопу Аввакуму. Исследователи его биографии приводят в пример случай, когда он сидел в Пустозерском остроге 15 лет, не имея доступа к религиозным текстам. При этом он неустанно сочинял собственные книги, в которых ученые обнаружили сотни дословных цитат из остальных священных писаний.
Аскет и экзорцист
Протопопа характеризуют как ярого аскета, жесткого противника любых развлечений. Например, его накрывали приступы ярости при виде праздно проводящих драгоценное время прихожан. А однажды в село приехал бродячий цирк — этого священник стерпеть уже не смог. Аввакум набросился с кулаками на артистов, избил их, переломал реквизит и музыкальные инструменты, а также убил дрессированного медведя.
Также за ним закрепилась слава экзорциста. Часто к нему приводили душевнобольных и «одержимых». Он благополучно излечивал людей в собственном доме, изгоняя из них вселившихся бесов.
Примерный семьянин
В личной жизни старообрядец проявил себя как добропорядочный семьянин, верный муж и любящий отец. Он завел семью еще в 17 лет, когда за него выдали 14-летнюю девочку. С Анастасией они жили в мире и согласии, супруга стала для него верной спутницей, помощником на пути к спасению. Женщина оставалась рядом с Аввакумом во все сложнейшие периоды его жизни, например, отправилась с ним в ссылку в Сибирь.
В браке родилось 8 детей. Протопоп испытывал к отпрыскам бескрайнюю любовь, что иногда выглядело даже странно. В то время как непримиримый поборник старой веры жестко наказывал прихожан за малейшее малодушие, собственным детям он без тени сомнения прощал откровенные признаки вероотступничества.
Побег в Москву
Аввакум старался помогать сирым и убогим, в чем иногда не видел меры. Согласно жизнеописанию протопопа, однажды его поддержки попросила некая вдова, пожаловавшись, что ее дочь насильно забрал к себе местный вельможа. Священник, ни на миг не задумавшись, бросился защищать женщину. В итоге барин распорядился избить попа и разорить его дом.
После этого события Аввакуму пришлось перевестись в новое село — но и в Юрьевце-Повольском он продержался недолго. Вновь все испортил его крутой нрав — он постоянно вступал с прихожанами в конфликты на почве их отказа жить по старым канонам. Священника постоянно били, топтали ногами, грозили расправой его близким. В конце концов наступил 1651 год — священнослужитель сбежал в Москву.
Раскол
В Московской Руси еще при Филарете было положено начало обрядовым изменениям по греческому образцу. А потом патриарх Никон учинил ряд церковных реформ, которые в итоге привели к значимому событию в российской истории XVII века, а именно расколу.
Церковные никоновские нововведения были призваны убрать разросшиеся разночтения касательно применяемых церковных книг. Вдобавок перемены преследовали цель убрать различия в ряде проводимых по стране обрядов. В числе основополагающих новшеств значилось введение троеперстия вместо прежнего крещения при помощи двух пальцев. Постановили трижды славословить Всевышнего, а не дважды по старой традиции. Наконец, утвердили движение аналоя вокруг храмов против хода солнца.
Аввакум против Никона
Сообщество «боголюбцев», среди которых числился и Аввакум, выступило против Никона с его реформами. Подвижники считали, что перемены нужны, но не такие. В первую очередь, как они полагали, стоит навести в церкви порядок — с помощью проповедей побороть равнодушие к храмовым службам, присущее мирскому населению. А Никон стремился обновить не саму сущность православия, а лишь его обрядовую сторону.
Верные привычным порядкам люди восприняли его реформы в штыки и решили объединиться для борьбы с ними. Так начался церковный раскол, а первым толчком к нему послужил запрет двоеперстия в московских церквях.
Позиция Аввакума также заключалась еще и в несогласии с произносимым трижды, а не дважды славословием «аллилуйя». Но и другие никоновские идеи он отверг, особенно те, суть которых сводилась к согласованию богослужения на Руси с зарубежными практиками.
Точку зрения Аввакума разделили Иван Неронов, Стефан Вонифатьев и др. Они уже успели накопить обширную практику ведения проповедей, поэтому тут и там стали выставлять в глазах народа Никона в виде честолюбца и жестокого искателя верховной власти за счет мучения православных.
Опала
Никон проявил расчетливость и хладнокровие, постаравшись устранить недовольных церковной реформой. В числе первых гонения настигли Вонифатьева, которого постригли в монахи. А вскоре он скончался. Затем за оскорбление, нанесенное патриарху, осудили и Ивана Неронова. Он тоже после этого прожил недолго.
Наиболее сурово поступили с Аввакумом. В 1653-м протопопа сослали в Тобольск, а оттуда перевели еще дальше — в Восточную Сибирь. Правда, на этом злоключения в его биографии не закончились.
Возвращение и новая ссылка
В 1661 году самодержец Алексей Михайлович распорядился, чтобы опального протопопа привезли в Москву. Аввакум воспринял это решение с радостью.
Тем временем Никон стремился к новым высотам. Отведенная патриарху второстепенная после царя роль в государстве его не устраивала, он хотел вовсе избавиться от подчинения светскому правительству. В результате «тишайший» государь, еще недавно поддерживавший никоновскую реформу, рассорился со священником, выразив неудовольствие его поведением.
Никон в надежде на то, что царь одумается, объявил об оставлении высокого поста и уходе в монастырь. Но однозначной реакции от колеблющегося самодержца не дождался, поэтому попытался вернуться.
Пока царь не решался предпринять определенный шаг, Аввакум не терял времени. Протопоп начал смелые действия, посчитав, что старообрядчество уже по факту победило. Но добился только того, что в 1664-м Алексей Михайлович подписал указ о новой ссылке для него — теперь боголюбец отправился в Пустозерский острог.
Еретик
В этой ссылке Аввакум Петров просидел недолго, уже через 2 года по случаю открытия нового церковного собора его вновь привезли в Москву. Где опять попытались склонить к согласию с новыми порядками, но тот и теперь наотрез отказался идти на уступки. В итоге его расстригли и объявили еретиком.
Дальше его ждала та же участь, что и остальных раскольников. Сначала Аввакум оказался в застенках Угрешского монастыря, а оттуда его перевели на новое место заключения — в Пафнутьево-Боровский монастырь.
Вскоре Никона низложили, а Аввакума уже в третий раз избавили от ссылки и привезли в Москву. Патриархи предприняли очередную попытку склонить его к согласию с реформами церкви, но уговоры не подействовали и на этот раз. В ответ его увезли в Пустозерск, где уже давно пребывали все остальные раскольники, в том числе и семья протопопа.
Учения Аввакума и его последователи
Начался плодотворный период создания учений Аввакума. Суть их сводилась к тому, что старина — это истинная вера русских земель, а нынешняя действительность и само государственное устройство Руси противоречат ей.
Учение Аввакума возымело влияние на тех крестьян, которые стали стремительно превращаться в холопов на фоне развития крепостничества. Эта прослойка населения и составила костяк тех, кто принялся отстаивать старинные традиции и порядки. Все новые реформы и преобразования в церкви они стали категорически отвергать и в знак протеста уходили в непроходимые далекие леса, навсегда убираясь с насиженных мест. В Зауралье и в северных краях старообрядцы не опасались гонений и анафемы.
Смерть
После смерти Алексея Михайловича на трон взошел новый Романов — Федор Алексеевич. Узнав об этом, Аввакум направил самодержцу послание, где сообщил о не устраивающем его положении дел в духовенстве. Однако новый государь, в отличие от отца, вовсе не сочувствовал раскольникам. Весть от протопопа он воспринял как прямую угрозу не только власти, но и лично себе. Священника обвинили в поругании царского дома и приговорили к сожжению вместе с подельниками.
В 1682 году протопопа заживо сожгли на костре вместе с единомышленниками. Казнь состоялась в Страстную пятницу, 24 апреля. Раскольников уничтожили в деревянном срубе, вокруг которого поглазеть на происходящее собрались купцы, бояре, иные горожане. Зеваки молча наблюдали за происходящим.
В последние мгновения жизни протопоп успел дать людям напутствие, чтобы те хранили старую веру, а последним его жестом стала поднятая вверх рука со сложенными двумя пальцами.
Влияние на литературу
Аввакум успел оставить после себя ряд книг, но главное его детище — созданное в 1672–1673 годах «Житие протопопа Аввакума». Любопытно, что это первое произведение в истории русской литературы, написанное в автобиографическом жанре. Но влияние священника на литературу этим не ограничивается.
В авторских писаниях раскольник создал художественный портрет собственной жены, что признано первым случаем, когда на страницах произведений русской литературы появляется образ русской женщины. Аввакум оказался прародителем художественного приема, который впоследствии развили новые писатели в шедеврах классики.
Аввакум также показал себя как ревнитель русской культуры и православия через любовь к родной речи. Священник утверждал, что русский язык для православного человека входит в число важнейших способов самоопределения и сохранения национальной идентичности.
В большинстве сочинений Аввакума Петрова встречается не только церковнославянский язык. К нему добавляются предложения на разговорном, особенно в местах с высоким градусом полемики. Филологи говорят, что эта языковая двоякость является новаторским приемом старообрядца — до него никто такого себе не позволял. Он намеренно вкраплял в сочинения речевые обороты, чтобы лучше воздействовать на читателя и точнее донести смысл повествования.
Кстати, Аввакум не только создал ряд сочинений, но и сам неоднократно становился персонажем тех или иных книг. Например, литератор Николай Свечин написал произведение «Завещание Аввакума».
Память
В большинстве старообрядческих общин и церквей Аввакума почитают как священномученика. Их церковь канонизировала священника еще в 1917 году, а позже эта церемония состоялась в 1988-м на более высоком уровне.
В 2020 году в честь протопопа назвали улицу в Казани, тогда же ему установили памятник в Боровске. Еще раньше, в 1991-м, монумент старообрядцу поставили на его малой родине — в селе Григорове.
В истории России хватает неординарных фигур, которые оставили многогранный след после себя в разных сферах, в том числе в религии и культуре. Аввакум как раз относится к этой когорте деятелей — одни о нем до сих пор вспоминают с уважением, другие считают обыкновенным мятежником.