Карл Юнг — исследования и наследие великого психолога
- Родители
- Биография
- Первые шаги в психологии
- Образование
- Религиозные взгляды Юнга
- Диссертация
- Знакомство с Фрейдом
- «Психология бессознательного»
- Работы Юнга
- «Анализ сновидений»
- «Детские сны»
- «Психологические типы»
- «Психология и алхимия»
- «Человек и его символы»
- Юнгианские концепции
- Концепция архетипов
Карл Юнг – швейцарский психолог и ученый-новатор, популяризировавший психологию и интерес к ней в XX веке. Создатель аналитической психологии, который придумал ряд терминов, прочно вошедших в повседневную речь. Среди них «экстраверт» и «интроверт», «архетип», «комплексы». Подробнее о жизни и работах ученого – в материале 24СМИ.
Родители
Карл Юнг родился 26 июля 1875 года в Кесвиле, недалеко от Боденского озера в Швейцарии. Его отец, Пауль Юнг, был деревенским пастором. Это обеспечило Карлу понимание основ христианского учения. Его мать, Эмили Прейсверк, была психически неуравновешенной и увлекавшейся спиритизмом. Она утверждала, что по ночам разговаривает с духами. Поэтому Карл Юнг заинтересовался процессами, связанными с разумом, мышлением и подсознанием.
Отец для него стал олицетворением светлой стороны – уверенной, несущей добро и порядок, а мать – олицетворением темного бессознательного в человеке, связанного с хаосом, неуверенностью и тьмой. Среди популярных цитат Юнга есть фраза о том, что он всегда был уверен в мужчинах и они его иногда разочаровывали, но никогда не был уверен в женщинах и ни разу не разочаровался в этом.
Биография
Карл Юнг не любил говорить о себе, не писал дневников и мемуаров. Его единственная официальная биография написана психологом Аниэлой Яффе. Она работала секретарем Юнга с 1955 по 1961 год. Ученый лично набросалдля автобиографии первые две главы, описавшие его детство и юность, а также главу «Последние мысли». Остальные написала Аниэла с его разрешения и одобрения.
Автобиография «Моя жизнь: воспоминания, мечты и мысли» создавалась в 1957-м. Юнгу уже исполнился 81 год. Но он все еще работал, несмотря на здоровье и преклонный возраст. Из печати работа вышла уже после его смерти.
Первые шаги в психологии
В 1955 году Юнг дал расширенное интервью каналу BBC. Корреспондент начал его с вопроса о том, что побудило ученого заняться психологией. Интерес к науке проснулся у Карла с детства. Он сказал, что не всегда понимал причинно-следственные связи поступков или эмоции людей.
В подтверждение привел пример из детства. Однажды маленький Карл с тетей пришел в зоологический музей. Ребенок остался в восторге от чучел животных. Выходя из зала с чучелами, они прошли через галерею с античными статуями. Восторг Юнга оказался таким же, но настроение тети изменилось. Она даже отругала его, назвала скверным мальчишкой и велела закрыть глаза. Став взрослым, он понял, что женщину смущали обнаженные статуи. Ребенок, который ими восхищался, в ее глазах был неправильным. Этот и похожие моменты привели к тому, что Юнг увлекся изучением человеческой природы.
Образование
Юнг получил медицинское образование. В 1895-м он окончил Базельский университет. Студент Юнг с детства увлекался археологией и антропологией. Но семья не могла позволить себе учить сына в отдаленном вузе, а в местном такие направления не преподавались. Тогда Юнг выбрал один из двух возможных вариантов будущей карьеры. Он мог пойти по стопам отца, остановив выбор на карьере священнослужителя, или выбрать профессию врача. Его дед был хирургом и ректором Базельского университета.
Дед – полный тезка психолога. Его тоже звали Карл Густав Юнг. Он знаменит тем, что создал в Базеле анатомический музей, основал институт для умственно отсталых детей, а также вел научную работу в области хирургии и слыл видным масоном.
Религиозные взгляды Юнга
Карл Юнг называл церковь «терапевтической лечебницей человечества», но карьеру священника не избрал. Он считал, что религия в обществе перестала выполнять свою базовую функцию – давать надежду и утешение страждущим.
Житель XX века получает образование, но остается слабо знакомым с религиозными концепциями, включая христианство. Он не понимает символизма церкви, и ему не близки идеи искупления или очищения от грехов. Когда наступает сложный период в жизни, его не могут успокоить проповедь или визит в церковь. Тогда он начинает искать утешение в других местах. Для матери Юнга такой гаванью оказался спиритизм. Юнг решил, что психология – это путь, который помогает человеку лучше понимать общество и противостоять его вызовам. Она помогает разбираться в людях и их желаниях.
Диссертация
Медицинское образование во времена Юнга состояло из двух частей. Сначала изучались общие принципы, а затем студент выбирал специализацию. Карл выбрал психиатрию. Написал диссертацию на тему «Психология и патология оккультных явлений» в 1903 году.
Тогда мистики и спириты не считались пациентами психиатров. Но Юнг столкнулся с этим явлением с детства. Спиритизмом увлекалась мать. Мальчик не только познакомился с ее причудами, но и успел определиться со своим отношением к ним. В диссертации рассматривался вопрос медиумизма кузины Юнга Хелен Прейсверк. Так началась научная карьера исследователя бессознательного.
Знакомство с Фрейдом
В 1900 году Юнг поступил в Цюрихский университет. Параллельно работал в психиатрической клинике Бургхольцли в Цюрихе. Это была крупнейшая клиника Европы. Здесь впервые использовали термин «шизофрения». Его ввел руководитель медучреждения Юджин Блейлер. Юнг создал здесь лабораторию психопатологии. Там же впервые познакомился с работами Зигмунда Фрейда и заинтересовался.
В 1906-м молодой врач начинает переписку с Фрейдом. Отправляет ему копию своей книги «Исследования словесных ассоциаций», где описывается ассоциативный тест. Испытуемому показывают слова, к которым нужно подобрать ассоциации. Анализируется скорость реакции человека с целью доказать, что не все действия находятся под контролем сознания.
Фрейд приглашает Юнга посетить Вену. В дальнейшем они сотрудничают в популяризации психоанализа. Неофициально считается, что Зигмунд Фрейд испытывал трудности с представлением своих идей в обществе из-за еврейского происхождения. Юнг был молод, амбициозен и мог стать официальным выразителем этих идей. Фрейд ввел его в научное общество, в 1910-м поставил Юнга президентом созданной им Международной психоаналитической ассоциации. Он хотел сделать швейцарского коллегу пожизненным президентом ассоциации, но совет учредил кандидатуру только на два года.
Официальная причина разрыва между Юнгом и Фрейдом – расхождения во взглядах. «Ученик» считал, что на бессознательное влияет либидо, а «учитель» называл его незначительным фактором.
«Психология бессознательного»
Работа, с которой начался разрыв, – «Психология бессознательного», опубликованная Юнгом в 1912 году. Молодой психиатр называл ее «расширенным комментарием к практическому анализу продромальных стадий шизофрении». Книга состоит из двух частей. Первая часть – это введение и 4 главы. Ее автор посвящает «двум видам мышления». Во второй части 8 глав. Она посвящена теории либидо.
Юнг и Фрейд признают существование бессознательного. Фрейд рассматривает его как некий резервуар, в котором хранятся воспоминания и вытесненные эмоции. Бессознательное влияет на то, что человек делает осознанно. Также в совокупности сознательное и бессознательное создают как бы две личности. Первая – та, которую демонстрируют другим людям, а вторая – кем человек оказывается внутри.
Расхождение взглядов заключается в том, что, кроме личного, Карл Юнг выделяет коллективное бессознательное. Оно порождает архетипы, т. е. инстинктивные модели поведения. Фрейд с этим не соглашался.
Работы Юнга
За свою жизнь Карл Юнг написал много работ. В 1978-м в Германии опубликовали его полное собрание сочинений в 18 томах. Несколько томов представлены перепиской психолога. Он интересовался разными направлениями науки, поэтому поддерживал общение с:
- писателем Германом Гессе;
- китаеведом Рихардом Вильгельмом;
- кельтологом Генрихом Циммером;
- математиком Паскуалем Джорданом.
«Анализ сновидений»
Работа «Анализ сновидений» занимает два тома из 18-томника. Юнг считал, что сны – это способ общения бессознательного с разумом. Сны символичны. Символы – способ передать информацию. Трактовать их можно по-разному.
Анализ сновидений начинается с того, чтобы запомнить приснившееся и записать в дневник сновидений. Со временем накапливается база индивидуальных символов. Человек размышляет над своими целями, мечтает. Если он задумается, то найдет закономерности между символами и событиями. К процессу можно подключать друзей, членов семьи. Они помогают видеть закономерности, упущенные тем, кто увидел сон.
Юнг считал, что символы нужно рассматривать с трех позиций:
- Личное толкование, построенное на индивидуальных ассоциациях.
- Культурологическое, т. е. символы в контексте культуры и традиций народов.
- Архетипическое – универсальное значение для всех. Например, солнце как символ счастья, лета и полноты жизни.
«Детские сны»
В 1930-х годах Карл Юнг занимается исследованием детских снов. Результатом становится серия семинаров в Цюрихе, которые он проводит с 1936-го по 1941-й. Семинары представляют собой лекции по толкованию снов. В собрании сочинений они тоже занимают два тома.
Исследователь считает, что дети еще не успели получить личный опыт толкования сновидений и не имеют ассоциаций. Поэтому детский сон – чистое проявление бессознательного, основа для аналитической психологии. Он верил, что сновидения у детей способны предвосхищать будущее. Особенно важны сны периода полового созревания, а затем они теряют значение. Следующим важным периодом, по его мнению, становятся сновидения взрослого после 35 лет. С каждым годом они приобретают все большее значение.
«Психологические типы»
Работа впервые опубликована в 1921 году. В «Психологических типах» Юнг представляет деление людей на две большие группы: экстравертов и интровертов. Первые стремятся к общению с другими людьми и направлены во внешнюю среду, а вторые более замкнуты, погружены в себя.
Оба типа отношений он рассматривает через четыре базовые функции:
- мысли;
- чувства;
- ощущения;
- интуиция.
Применяя функцию к интроверсии и экстраверсии, исследователь получает 8 психологических типов, которые можно описать так:
- интровертное мышление – человек погружается внутрь себя, изучает свое собственное «я»;
- экстравертное мышление – человек управляет другими людьми по установленным правилам и принципам;
- интровертные чувства – музыка, поэзия, т. е. те, которыми можно наслаждаться одному;
- экстравертные чувства – мода, физическая красота, т. е. чувства, сосредоточенные на внешнем проявлении и направленные на него;
- интровертная интуиция – личный эзотерический опыт, который получает мечтатель;
- экстравертная интуиция – способность человека разрешать споры других людей и находить новые решения для старых проблем;
- интровертное ощущение – человек делает выводы, основываясь на сенсорных ощущениях;
- экстравертные ощущения – человек опирается на внешние источники, из которых получает сведения.
Чистых экстравертов и интровертов, по мнению Юнга, не существует. Каждый человек балансирует между этими двумя типами отношений. Под влиянием обстоятельств и личного опыта человек склоняется в одну или другую сторону.
«Психология и алхимия»
В 1944 году Юнг публикует работу, посвященную символизму алхимии. Через серию сновидений пациентов он показывает, как символы, которыми пользовались алхимики, становятся хранилищем мифологических образов и проявляются в архетипах. Юнг проводит аналогию между поисками философского камня в Средние века и процессом индивидуализации психики у современного психиатрического пациента.
Работа появилась после того, как исследователь познакомился с рукописью «Тайны золотого цветка» в переводе Рихарда Вильгельма. Исследователь решил, что алхимическую реакцию нужно понимать не буквально, а как символ. Простой металл, превращающийся в золото, – это совершенствование души. Под этим понятием он подразумевал психику, не вкладывая в него религиозного значения.
«Человек и его символы»
Последняя книга, над которой работал Карл Юнг, называется «Человек и его символы». Толчком для нее стало интервью, которое ученый дал корреспонденту BBC.
Интервью прочитал Вольфган Фогес, владелец издательства Aldus Books. Он загорелся идеей популяризировать работы Юнга. В 1955–1959-м концепции швейцарского психиатра были менее популярны и известны среди публики, чем взгляды Фрейда. Он упрашивает Джона Фримана (журналиста) убедить Юнга изложить основные мысли, которые прозвучали в интервью в форме популярной книги, рассчитанной на широкий круг читателей.
Сначала ученый отказывается. Ему уже 84 года. Писать книгу в этом возрасте не лучшая идея. Но из BBC ему каждый день несут сотни писем от людей, прочитавших интервью. Сегодня роль этой старинной формы общения между автором и читателем взяли на себя комментарии под материалами в интернете.
Юнг сдается под напором. Он соглашается при двух условиях: книгу по его работам напишут его сотрудники, а Фриман будет координировать деятельность.
Книга «Человек и его символы» выходит в 1964 году. Богато иллюстрированная, она состоит из 5 частей:
- «Исследование бессознательного» – эту часть написал сам Юнг.
- «Первобытные мифы и современный человек» – Джозеф Хендерсон.
- «Процесс индивидуализации» – Мария-Луиза фон Франц.
- «Символизм в пластике» – Аниэла Яффе.
- «Символизм в индивидуальном анализе» – Джоланд Якоби.
Карл Юнг ее не увидел. Он умер 6 июня 1961 года дома в Кюснахте, недалеко от Цюриха, в возрасте 85 лет. У него диагностировали сердечную недостаточность.
Юнгианские концепции
Карл Юнг – один из самых влиятельных психиатров XX века. Он разработал аналитическую психологию. Исследовал религиозную природу психологии. Утверждал, что эмпирическая информация и ее усвоение не единственный способ постижения психологических и научных истин, что душа играет ключевую роль в психике.
Основные концепции Юнга:
- концепция архетипов (самости);
- теория личности;
- значение снов по Юнгу;
- коллективное бессознательное;
- синхроничность Юнга;
- аналитическая психология;
- анима и анимус;
- персона и тень.
Концепция архетипов
Центральная и самая известная концепция Карла Юнга – это концепция архетипов. Автор считает, что архетипы служат проводником для изучения самого себя.
22 старших аркана Таро – пример такой системы архетипов. Их образы частично распознаются за счет «культурного банка знаний», которым обладает человек, но нет четких правил для трактовки. Глядя на картинку, человек трактует ее в соответствии с собственными ассоциациями.
Центральное место концепции архетипов Юнга занимают понятия анимы и анимуса. В отличие от карт Таро, их не ассоциируют с личностями. Анима – женский аспект коллективного бессознательного, анимус – мужской. Аниму и анимуса можно представить как совокупность женских или мужских качеств. Они первичны. Познание себя ведет к гармонии и счастью. И наоборот, отстраненность от анимы и анимуса или их дисбаланс становятся причинами психических проблем человека.
Карл Юнг и его идеи влияли не только на психологию. Они нашли свое отражение в философии и религиоведении, литературе, психотерапии и других науках. Термины из концепций Юнга вошли в обиход: экстраверт и интроверт, психологические комплексы и архетипы. Он считал, что человеческие страдания возникают из-за страданий «человеческой души», т. е. психики, а его работы предлагают людям новую форму взаимодействия между сознанием и душой.