«Могучая кучка» — история объединения русских композиторов, его цели и влияние на культуру
Название сообщества «Могучая кучка» и сегодня на слуху у многих. Кто-то даже вспомнит, что его участниками были русские композиторы. Но какие конкретно, зачем они объединились и что делали, знает не каждый. Об этих и иных аспектах существования кружка и пойдет речь в материале 24СМИ.
История «Могучей кучки»
Сами участники сообщества предпочитали называть себя «Новой русской школой». Также звучали и иные наименования. К примеру, французы говорили о творческом объединении как о «Группе пяти» либо «Русской пятерке». Друзья и приятели звали музыкантов просто «Балакиревским кружком» по имени основателя, руководителя и идеолога коллектива. Но в историю содружество вошло именно как «Могучая кучка».
Запоминающееся забавное название придумал Владимир Стасов — критик, отстаивавший идеи славянофильства и почвенничества. Он решил взять на себя обязанности по просвещению бедного провинциального пианиста Милия Балакирева, прибывшего покорять столицу в 1855 году.
Стасов сумел разглядеть в Балакиреве самобытную русскую одаренность. К тому же музыкант, помимо таланта, обладал авторитарным характером. Ему нравилось писать произведения при помощи иных авторов. Милий Алексеевич набирал учеников и преподавал бесплатно, при этом проявляя бескомпромиссность и требовательность, а также лично контролируя каждую сочиненную музыкальную фразу.
Так сложилось, что из группы набранных учеников сформировался «Балакиревский кружок», получивший позже известность как «Могучая кучка». Покровитель сообщества Стасов, которого иногда даже называли шестым кучкистом, верил, что музыканты группы станут достойными продолжателями творчества Михаила Глинки. Критик продолжал поддерживать отношения с композиторами и после распада коллектива.
Основные цели творческого союза
Содружество сформировалось в 1860-х — подобное явление было характерным для той эпохи. Как раз наблюдался повсеместный демократический подъем, тут и там появлялись новые творческие объединения, выражавшие собственные взгляды посредством языка искусства. Например, в те времена литераторы собрались в кружок журнала «Современник», художники-реалисты создали товарищество передвижников.
Общество «Могучая кучка» базировалось на идеях народничества. Объединившиеся музыканты хотели отбросить устоявшиеся европейские каноны в композиторском деле, стремились писать собственную национальную музыку, отражающую русский характер и дух. Они работали над принципиально новой формой, основанной на традиции славянского фольклора, народной песни, при этом отражающей переживания и убеждения людей.
Участники группы мечтали всех без исключения приобщить к музыке. Ради этого они при поддержке дирижера Гавриила Ломакина открыли в Петербурге в 1862 году школу с бесплатным обучением. В заведение брали каждого желающего, хоть мало-мальски обладающего музыкальными задатками.
Любопытно, что ни один из кучкистов профессионалом не был, поэтому на каждой встрече они и сами обучались премудростям сочинительства. Музыканты играли творения Франца Шуберта, Людвига ван Бетховена или Михаила Глинки, а также показывали друг другу авторские произведения и потом обсуждали их.
Кучкистам хотелось сформировать «новую русскую музыку», при этом они строго придерживались националистических взглядов. Композиторы искренне верили в громадную внутреннюю силу русского духа, а свой народ считали исключительным. Все остальное, что не соответствовало их позиции, вызывало в музыкантах раздражение и агрессию. Например, они набрасывались на Антона Рубинштейна.
Этот композитор, по сути, создал в России первую консерваторию. Но его деятельность, в отличие от участников «Могучей кучки», носила космополитический и интернациональный характер. Антон Григорьевич часто выступал в Европе, объездил десятки стран, старался укрепить международные музыкальные связи. Кучкистов это не устраивало, они обвиняли коллегу в искусственности сочинений и чрезмерном академизме. Но иногда их гнев распространялся и на личность Рубинштейна.
Другой музыкант, с которым у кучкистов сложились натянутые отношения, — это Петр Чайковский. Они не могли не признать, что имеют дело с гением, однако относились к нему демонстративно небрежно. Сам композитор критиковал националистические взгляды оппонентов, но делал это аккуратно.
Целеустремленные и уверенные в собственных силах члены «Балакиревского кружка» грезили о художественной революции, но она не стала для них самоцелью. Прежде всего им хотелось своими глазами увидеть социальные преобразования, состоявшиеся благодаря музыке. Композиторы считали, что только их творчество способно поднять с колен «растерзанную» и «нищую» Россию.
Жанры
«Могучая кучка» — это, несмотря на ярко выраженные политические взгляды, все-таки сообщество композиторов. Члены коллектива активно занимались исследованием народного творчества, ради чего часто ездили в далекие экспедиции по стране. Это помогало им внедрять в свою музыку фольклорные мотивы.
Цезарь Кюи предпочитал сочинять романсы. За творческую биографию он написал свыше 400 произведений в такой форме, среди прочего на стихотворения Михаила Лермонтова, Николая Некрасова и Александра Пушкина. Но и он, и остальные кучкисты сильнее всего проявили таланты в жанре оперы.
Это направление искусства они рассматривали как наиболее подходящее для передачи народнических взглядов. Композиторы верили, что опера в силах подтолкнуть людей к изменениям в лучшую сторону. В сочинениях они часто использовали песенные фольклорные мотивы, а также обращались к историческому эпосу.
Авторы вкрапляли в музыку яркие образы низших социальных прослоек. Примером служит «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, где выведен запоминающийся образ юродивого. При этом цель заключалась не только в правдоподобном изображении отдельных представителей простого народа, но и в создании некоего собирательного портрета русских людей.
У Николая Римского-Корсакова в «Ночи перед Рождеством» или в его редакции упомянутого выше «Бориса Годунова» на первый план как раз выходят социальные прослойки общества. Такая черта для тех времен не была характерна для оперного искусства.
Слушатели XIX века привыкли, что повествование развивается вокруг драматических взаимоотношений центральных персонажей либо любовной истории. А «Могучая кучка» предложила нечто новое — произведения о целых социальных группах. При этом, в отличие от сочинений популярных тогда Рихарда Вагнера или Джузеппе Верди, у кучкистов сюжет развивался медленно или даже прерывался показом музыкальных зарисовок. В итоге на первых порах музыку «Балакиревского кружка» публика воспринимала как неоправданно затянутую и скучную.
Участники
Основатели содружества — Стасов и Балакирев. Первым их идеями вдохновился молодой Кюи, затем к кружку примкнул Мусоргский. Чуть позже в сообщество вступили Александр Бородин и Римский-Корсаков. Таким образом, в «Могучую кучку» входило 5 композиторов.
Лучше остальных в музыке был подкован Балакирев. Он учился этому искусству у именитых наставников, например, у Карла Эйзериха. Пусть полноценного образования он так и не получил, но смог написать ряд вокальных, фортепианных и оркестровых композиций, также его авторству принадлежат увертюры на испанскую и русскую темы и пр. В молодости он слыл вольнодумцем, позже стал патриотично настроенным славянофилом.
Цезарь Кюи был офицером, инженером-фортификатором, создававшим по этой теме труды и преподававшим военное дело. Но известность к нему пришла за счет увлечения музыкой.
Первое произведение Кюи написал еще в 14 лет, из-под его пера вышла мазурка. Что касается дальнейшего творчества, наследие автора достаточно обширно. К нему относится свыше 10 опер, произведения для оркестра, хоры, романсы, вокальные и камерные ансамбли.
Также Цезарь Антонович проявил себя в музыкально-критической деятельности. В этом статусе он серьезно повлиял на историю развития музыки в России.
Модест Мусоргский в молодости успел послужить в Преображенском полку, а также в ряде государственных учреждений. Параллельно он приобщался к музыкальному обществу Петербурга и со временем стал знаменитым композитором.
Мировая слава пришла к Модесту Петровичу после премьеры оперы «Борис Годунов». Критики утверждают, что одного этого произведения хватило бы, чтобы Мусоргский навсегда вошел в историю музыки, поскольку ему удалось создать уникальное русское сочинение.
Об Александре Бородине помнят как о выдающемся композиторе, написавшем ряд концертов, романсов, симфонических и оперных произведений. Знаменитым он стал после постановки «Князя Игоря». При этом автор никогда не считал себя профессиональным музыкантом, предпочитая представляться химиком. В «Могучую кучку» Бородин пришел уже состоявшимся зрелым человеком.
Бородин работал с известными учеными, например, с Дмитрием Менделеевым. Он сумел внести большой вклад в исследования органической химии. Александр Порфирьевич трудился в собственной лаборатории, где однажды открыл сегодня носящую его имя химическую реакцию.
В отличие от Бородина, Римский-Корсаков был еще молодым человеком, кадетом Военно-морского училища, чей творческий путь только определялся. Но прошло время — и Николай Андреевич превратился в классика музыкального искусства.
Музыкант прославился на всю планету благодаря своим шедеврам. К числу его сочинений относится 15 опер, ряд инструментальных концертов, симфонии, вокальные произведения, кантаты и пр.
Из «Могучей кучки» Римский-Корсаков ушел, чтобы пройти полноценное обучение в консерватории. Остальные члены группы расценили такой поступок как предательство.
Знаменитые творения членов объединения композиторов
У Балакирева есть знаменитое произведение «Исламей». Его автор писал, отталкиваясь от народного черкесского танца. В этой восточной фантазии выделяются первая и вторая темы, разительно отличающиеся одна от другой по характеру. Этот прием композитор подсмотрел у Глинки в «Руслане и Людмиле».
В кружке Балакирева авторы считали для себя главной темой интересы русского народа. Для них источниками вдохновения становились национальная история, эпос, сказки. В итоге получались соответствующие симфонические, оперные, вокальные творения. Например, «Князь Игорь», базой для которого Бородин выбрал «Слово о полку Игореве». Также в этом ряду находится «Борис Годунов» Мусоргского, «Псковитянка» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова.
«Могучая кучка» всегда оставалась союзом любителей. По этой причине весомая часть музыкальных замыслов авторов осталась неоконченными или вовсе нереализованными. Например, Бородин при жизни так и не довел до конца «Князя Игоря», а Мусоргский не завершил «Хованщину». Это сделал их соратник Римский-Корсаков. Когда он обучался в консерватории, ему удалось усовершенствовать собственную технику и получить новые знания, что позволило завершить творения уже покойных к тому моменту друзей по кружку Балакирева.
Также к числу неоконченных сочинений кучкистов относится «Женитьба» Мусоргского. Композитор писал ее по пьесе Николая Гоголя. Произведение уникально тем, что стало первым в истории искусства, в котором на музыку положили прозаический, а не лирический текст.
Влияние творчества членов «Могучей кучки» на культуру и искусство
Участники творческого объединения «Могучая кучка» мечтали о культурной революции в России, считали, что создали новую национальную русскую музыку. Но под конец 1870-х кружок распался. У Балакирева начались творческие и финансовые неудачи, что вызвало глубокий психологический кризис. Ученики Милия Алексеевича почувствовали себя самостоятельными, поэтому каждый поспешил пойти по собственному пути, отличному от идеалов коллектива.
Римского-Корсакова приняли в консерваторию на должность преподавателя музыкальной теории. Ему хотелось получить правильное образование, поэтому он и сам прошел весь курс. Несмотря на негативное отношение остальных кучкистов к такому поступку, именно за счет 40-летней преподавательской деятельности Николая Андреевича принципы «Балакиревского кружка» распространились по всей России и даже вышли за ее пределы.
Эстетика «Могучей кучки» перекочевала в Петербургскую консерваторию, а в середине 1880-х проникла и в «Беляевский кружок», в котором Римский-Корсаков почти 20 лет оставался лидером. Потом рядом с ним во главе объединения встали Александр Глазунов, Анатолий Лядов и Николай Арцыбушев.
«Беляевский кружок» — группа исполнителей и композиторов, собиравшихся в доме мецената Митрофана Беляева. Это сообщество в результате превратилось в наследника «Могучей кучки». Его регулярно посещали вчерашние балакиревцы Кюи и Бородин, а среди иных участников числились такие музыканты, как Иван Крыжановский, Витольд Малишевский, Александр Винклер.
Сам Милий Балакирев, когда возглавил придворную капеллу, также продолжил распространять свои идеи и набирать новых учеников. Известнейшим его воспитанником этого периода стал Василий Золотарев, впоследствии примкнувший к составу «Беляевского кружка».
Наконец, в ответ на «Русскую пятерку» в Париже возникла французская «Шестерка». Это было сообщество композиторов, которых в начале XX столетия собрали вокруг себя Жан Кокто и Эрик Сати.
«Могучая кучка» сформировала в русском и мировом искусстве новую эпоху. Коллектив всерьез повлиял на развитие музыки в своей стране. Впрочем, из-за чрезмерно радикального настроя участников содружества большинство заметных произведений появились уже после распада кружка в 1870-х.