Сергей Прокофьев и его музыкальные произведения: факты о композиторе
Сергей Прокофьев – талантливый русский композитор XX века, чье творчество включает оперы, балеты, музыку к фильмам и многое другое. Он родился на стыке эпох. Эмигрировал, но вернулся, чтобы творить на родине. При жизни Прокофьев получил шесть Сталинских премий, а после смерти – Ленинскую. Интересные факты из жизни гениального музыканта – в материале 24СМИ.
Юный гений
«Гениальность – это талант, заключающийся в производстве нового, без заранее заученных правил», – писал Иммануил Кант. Одно из условий гениальности – раннее развитие способностей ребенка, и Сергей Сергеевич Прокофьев вполне соответствует этому критерию. Его первая пьеса написана в 5 лет, а в 9-летнем возрасте творческая биография пополнилась первой оперой.
Прокофьев родился в деревне Сонцовке Екатеринославской губернии 23 апреля 1891 года. Его отец работал в поместье Дмитрия Сонцова управляющим и агрономом. Мать занималась воспитанием детей. С раннего детства у мальчика проявились необычные музыкальные способности. В 5 лет он сочинил пьесу для фортепиано в фа-лидийской тональности. Записывать ноты Сережа еще не умел, поэтому работу записала мать. Назвали ее «Индийский галоп».
Интересные факты:
- Лидийский лад получил название от региона в Древней Греции.
- Самый простой пример фа-лидийской тональности – ряд белых клавиш на фортепиано от фа до фа. Биографическая легенда утверждает, что Сергей Прокофьев не любил черные клавиши, поэтому и выбирал такие необычные гаммы.
Опера «Великан»
Первая опера юного композитора называется «Великан». Написанию предшествовала поездка матери Марии Григорьевны и Сережи в столицу в 1902 году. Женщина добилась для сына аудиенции у Сергея Танеева, некогда директора Московской консерватории. Танеев прослушал ребенка и дал согласие на обучение, сказав, что у Прокофьева «идеальный слух и необычайные способности». Учителем композиции для мальчика стал Рейнгольд Глиэр.
Опера «Великан» написана под влиянием похода в театр. Там давали «Спящую красавицу» Чайковского. Она произвела на ребенка волшебное впечатление. Сережа решил, что ему тоже нужно написать подобное. Он берет два листа бумаги. Выводит детским почерком название и начинает творить.
Через пару часов юный автор гордо несет матери первое серьезное произведения и тут начинается «ужас-ужас». Она правит работу. Исправляет имена героев, из четырех арий великана формирует две, а затем просит учительницу Сережи Луизу Роблен переписать «Великана» начисто. Партитуру помещают в красный переплет с золотым тиснением.
Мать убеждает сына, что первую оперу они подарят ее сестре Татьяне. Обе женщины недавно похоронили мать, бабушку Сережи по материнской линии, и таким подарком старшая сестра стремится поддержать младшую. Благодаря этому и сохранился текст первой оперы Прокофьева, несмотря на слезы и протесты автора.
«Великана» поставили в домашнем театре. Зрители собирались в одной комнате, а композитора усаживали с фортепиано в другой. Затем открывалась дверь между комнатами, заменявшая театральный занавес, и представление начиналось. Герои оперы – Сережа, его друг Егорка и сестра Устинья – воюют со злым великаном, вероятно, олицетворявшим мир взрослых.
Автору еще не раз предстоит плакать. Взрослые не желают принимать нестандартные решения композитора. Отцу не понравился финал, где победил великан, и он требует переписать, но автор отказывается. Мать убеждает, что нота фа пятой октавы, которой заканчивается произведение, на клавиатуре отсутствует, но ее удается убедить, что это не должно накладывать ограничение на творение.
Образование
В 1904 году 13-летний Сергей Прокофьев становится учеником консерватории в Санкт-Петербурге. К моменту поступления в его активе уже имеются увертюра, несколько рондо и вальсов — помимо оперы и пьес. В учебном заведении он изучает оркестровку у Николая Римского-Корсакова. Технику фортепианной игры преподает ему пианистка Анна Есипова. Дирижировать учит композитор Николай Черепнин, а композицию преподает Анатолий Лядов.
В 1902–1904 годах Прокофьев напишет еще две оперы. Это незаконченная «На пустынных островах» и завершенная «Ундина». «На островах» – своеобразная работа над ошибками после «Великана». Герои те же, но Танеев отмечал приверженность автора однотипным гармониям и это рекомендовал исправить.
В годы учебы Сергей Прокофьев приобретает славу пианиста-виртуоза. Он выступает на концерте перед Игорем Стравинским. Через два года, в 1910-м, впервые опубликуют одну из его работ. Еще через три года он завершает академическое образование и получает премию им. Рубинштейна.
«Русский балет» и первые неудачи
Еще во время учебы проявились основные черты Прокофьева как профессионала. Он прекрасный исполнитель и не чуждый оригинальности композитор. Но второе его качество уступает первому.
В своем первом европейском турне Прокофьев планирует посетить столицы Франции и Великобритании. В Париже знакомится с Сергеем Дягилевым и «Русским балетом». Прослушав «Второй концерт для фортепиано», Дягилев в восхищении заказывает у Сергея Сергеевича балет. Так композитор сочиняет «Ала и Лоллий». Результат заказчику не понравился, и Дягилев отказался от работы. Тогда Прокофьев переделывает балет в сюиту.
Мариинский театр включит ее в репертуар концертного сезона зимы 1915/1916 под названием «Скифская сюита». Друзья Сергея Прокофьева, в том числе Борис Асафьев, называют произведение «самым выдающимся» из его оркестровых работ. Но публика, как и Дягилев парой сезонов ранее, остается не в восторге.
Композитор и революция
Накануне событий 1917 года Сергей Сергеевич начинает изучать новый для него музыкальный инструмент – орган. Параллельно создает оперу «Игрок». В ее основе сюжет из романа классика русской литературы Федора Достоевского. Но поставить ее не успевают – вспыхивает Февральская революция.
Кроме оперы Прокофьев пишет первую симфонию. Назовет ее просто: «Классическая». Он переезжает из революционного Петербурга в Кисловодск с тем, чтобы писать в спокойной обстановке, но, понимая, что и это ему не удастся, планирует отъезд за границу.
Считается, что народный комиссар по вопросам образования Анатолий Луначарский встречался с Прокофьевым накануне. Он не собирался переубеждать композитора, но сказал, что и большевики, и Прокофьев – революционеры. Он – в музыке, а они – в жизни. Им следует объединяться и работать вместе, но препятствовать отъезду большевики не будут.
Жизнь в эмиграции
Сергей Прокофьев покинул Россию в 1918 году. Сначала попал в Японию, а оттуда – в США. В 1920-м композитор переедет из Америки в Европу, где посетит Лондон, проведет полгода во Франции, затем снова отправится в США. Оттуда вернется в Европу, где остановится в Эттале, что в Баварских Альпах. Потом снова вернется в Париж, где будет размышлять о возвращении на родину.
Чтобы понимать, как складывалась его жизнь за рубежом, необязательно знать, что Прокофьев написал и как выступал. Достаточно посмотреть на географию путешествий, свидетельствующую о неудовлетворенности. Успех способствует статичности человека, но Сергей Прокофьев не мог быть успешным. Он новатор, автор, стремящийся предложить новое, а публика, выехавшая в первой волне эмиграции, склонна ностальгировать по прошлому и отвергать новое. Поэтому Сергей Рахманинов как классический композитор пользуется большим успехом, чем Сергей Прокофьев.
Он пишет ряд новых произведений в США, но публика с восторгом принимает только одно – оперу «Любовь к трем апельсинам» по сказке Карло Гоцци. Ее решит поставить в канун Нового года оперный театр в Чикаго в 1921-м. Позже ее поставят в Германии в 1925 и 1926 годах, а затем в России в обеих столицах в 1927-м. В Париже, центре русской белоэмиграции, премьера состоится лишь в 1956-м, что только подчеркивает приверженность белоэмигрантов к статичности прошлого.
В 1929 году Сергей Прокофьев обращается в посольство СССР в Париже за советскими паспортами для себя и жены. В 1930-м он все еще остается во Франции, но пишет ряд произведений на заказ для российских театров. Среди них балет «Ромео и Джульетта», музыка к кинофильму «Поручик Киже». Для фильма композитор написал 16 пьес, которые позже объединил в сюиту.
Балет продвигался трудно. Когда партитуру получили артисты Большого театра, они отказались от постановки, объявив ее трудной из-за ритмической сложности. Прокофьев переработал партитуру с учетом замечаний, но произведение все равно не поставили. Впервые на это решатся в Чехословакии, и премьера пройдет в декабре 1938-го. Только через два года, почти накануне войны, «Ромео и Джульетту» включит в репертуар Кировский театр. Большой театр поставит этот балет только через год после ВОВ.
Возвращение в СССР
Некоторое время композитор колеблется с тем, стоит ли переезжать в СССР, но ему обещают шикарное жилье, машину, дачу и возможности для творчества. Он становится одним из ведущих композиторов, но сталкивается с рядом проблем.
Сталин настаивает на «социалистическом реализме», т. е. формировании позитивного образа страны и восхвалении власти. Это накладывает ограничения на репертуар. Тем не менее Прокофьев удачно вписывается в новый мир. Он создает песни на стихи советских поэтов, пишет кантату к 20-летию Октябрьской революции. В 1938 году создает музыку к историческому фильму «Александр Невский», снятому Сергеем Эйзенштейном. В это время он дружит со Станиславом Рихтером, которому посвятит свою 9-ю сонату.
«Петя и волк»
Перед войной Сергей Прокофьев – 45-летний мужчина, который так и не разлюбил жанр сказки. Он по-прежнему понимает психологию детей и стремится сделать что-то полезное для их образования. В 1936 году пишет симфоническую сказку «Петя и волк». Произведение предназначено для того, чтобы научить ребенка распознавать на слух музыкальные инструменты.
Петя – струнный квартет, дедушка – фагот, птица – флейта, кот – кларнет, волк – валторна. Музыковеды считают «Петю и волка» одним из самых важных произведений в детской музыке. Если бы даже Прокофьев больше ничего не написал, то для творческого портрета, с которым он вошел бы в историю музыки, этого достаточно.
Интересные факты:
- В 1946 году Уолт Дисней снял по сюжету мультфильм «Петя и волк».
- В 2006 году в Великобритании сняли кукольный анимационный фильм «Петя и волк» по симфонический версии произведения, т. е. без слов.
«Александр Невский»
В 1938 году советские зрители с восторгом встретили новаторский фильм «Александр Невский». Новаторство заключается в том, что режиссер и композитор создавали не простой, а звуковой фильм. Партитура для хора и оркестра составила 21 раздел. Французский композитор Андре Мартен писал, что сотрудничество двух гениев шло тремя путями:
- создать экранный образ из существующей музыки;
- создать музыку к образу;
- смешать все вместе без четкого порядка.
Сначала Прокофьев думал использовать древнерусскую музыку, но она состоит из церковных песнопений и для патриотического ряда, такого как фрагмент «Вставайте, люди русские!», не подходит. Поэтому он работал над каждым звуком отдельно. Например, если приблизиться вплотную к микрофону, то получится неприятный звук. Прокофьев упирает в микрофон духовой инструмент и получает звук, который будет обозначать тевтонские трубы.
Когда фильм уже выйдет на экраны, Сергей Сергеевич соберет все фрагменты вместе. Так получится кантата «Александр Невский». В годы войны она пользовалась популярностью не только в СССР, но и за рубежом. Музыкант Ховард Гудолл по этому поводу заметил: «Если кто-то считает, что академическая музыка в XX веке себя исчерпала, то он просто не смотрит кино и не видел "Александра Невского"».
Военные годы
Начало войны ознаменовалось для поэтов и музыкантов отъездом из Москвы. Вместе с женой Прокофьев едет на Кавказ. Там пишет балет «Золушка», начинает работать над оперой по роману Льва Толстого «Война и мир». За эту работу музыкант становится лауреатом Сталинской премии 1943 года. Через два года он снова станет лауреатом за написание Пятой симфонии, созданной в период войны с Германией.
В это время он начинает болеть. В 1942–1943 годах переносит несколько сердечных приступов. В 1947-м Сергею Прокофьеву присваивается звание народного артиста РСФСР.
Послевоенный период и «формализм в музыке»
В 1947 году СССР готовится к празднованию 30-летия Октябрьской революции. Для Сергея Прокофьева ничто не предвещает беды, но он неожиданно становится жертвой репрессивной машины советской бюрократии, традиционно работающей в стиле «наказать невиновных, наградить непричастных».
Композитор Вано Мурадели создает оперу «Великая дружба». Постановка получает одобрение от Союза композиторов. Премьера состоялась 28 сентября 1947 года. Ее посетил Иосиф Сталин. Вождь ушел с показа в крайнем раздражении. Оперу сняли, а 10 февраля появилось постановление Политбюро «Об опере "Великая дружба" и формализме в искусстве».
Сталин не озвучивал причины негодования, но, предположительно, его разозлили три вещи. Прототип главного героя – Серго Орджоникидзе, якобы покончивший жизнь самоубийством из-за Сталина. Это напоминание не могло понравиться вождю. По сюжету главный герой убеждает грузин и осетин не воевать с русскими. В то же время в годы войны под сталинские репрессии и депортацию попали ингуши и чеченцы. Следовательно, чтобы угодить Сталину, нужно было изобразить их врагами русских, а не осетин с грузинами. Также музыка к оперной лезгинке написана самим Мурадели вместо народного варианта, что тоже могло не понравиться высокопоставленному ценителю танцев Кавказа.
В постановлении речь идет о том, что «неправильное изображение отношений между народами может создать у зрителя неверное мнение», а это значит, что члены Союза композиторов подошли к собственным обязанностям формально и не заботятся о «качественных произведениях для советского народа». Председателя комитета по делам искусств при Совете министров сняли с должности. Союз композиторов объявили рассадником формализма. Его руководителей отстранили от работы, а сам союз распустили.
Начались проверки биографий музыкантов, а также их работ. 20 февраля 1948 года арестовали первую жену Прокофьева, иностранку Лину. Ее обвинили в шпионаже и отправили в лагеря на 20 лет. Оперы Прокофьева сняли с показа, а его отстранили от руководящей работы в Союзе композиторов. В сочетании с ухудшающимся здоровьем это стало большим ударом для музыканта. Он попытался успокоить негативное отношение бюрократов написанием «очень правильных» произведений, но кардинально это ничего не изменило.
5 марта 1953 года Сергей Прокофьев умрет от кровоизлияния в мозг. К этому времени ему исполнится 61 год. По странному стечению обстоятельств смерть наступит за час до кончины Сталина. Ввиду траурных мероприятий, связанных с погребением вождя народов, его удастся похоронить только через 6 дней на Новодевичьем кладбище. На похороны придет около 40 человек.
Лину Прокофьеву амнистируют после смерти вождя народов. Она уедет за границу, где умрет в Лондоне в 1989-м.
28 мая 1958 года ЦК партии издаст новое постановление, в котором осудит перегибы предыдущего режима и расскажет, что оценка оперы Мурадели была «несправедливой», но в ней все равно были «отдельные недостатки», заслуживавшие критики. Композиторы, писавшие «правильные произведения» и восхвалявшие Сталина, тут же «переобуются» и напишут новые произведения, где будут возвеличивать нового руководителя – Никиту Хрущева. В 1957-м Сергею Прокофьеву присудят Ленинскую премию за написание «7-й симфонии», а также за вклад в развитие советской музыки, но уже посмертно.
Наследие
В России создано несколько музеев Прокофьева. Среди них музей в Камергерском переулке Москвы. Именем композитора назван международный конкурс, который ежегодно проходит в Санкт-Петербурге и охватывает три музыкальные дисциплины: фортепиано, композицию и дирижирование.
Сергей Прокофьев вошел в историю музыки как композитор-экспериментатор. Он любил экспериментировать с новыми звуками, диссонансом, атональностью. «Главной заслугой моей жизни (или ее главным недостатком) всегда был поиск оригинальности собственного музыкального языка», – писал он.
Некоторые из его мелодий включены в популярные саундтреки. Поэтому люди могут знать музыку Прокофьева, но оставаться в неведении о том, кто истинный автор. В 2016 году на экраны выходит документальный фильм «Сергей Прокофьев», посвященный творчеству композитора. В нем музыковед Саймон Моррис приводит пример такого использования – в фильме Джеймса Кэмерона «Аватар» используются фрагменты из сюиты, написанной Прокофьевым по «Поручику Киже». Кроме того, «Тройка» из «Поручика Киже» чаще всего используется для фонового озвучивания мчащихся по снежному полю коней в фильмах рождественской тематики.