Александр Даргомыжский — основоположник реализма в русской музыке: факты о композиторе
Факты
9 марта 2023 г. 15:55
Время чтения: 11 минут

Александр Даргомыжский — основоположник реализма в русской музыке: факты о композиторе

Гении, чей талант ценят потомки, но игнорируют современники, встречаются часто. Александр Даргомыжский – один из таких. Это талантливый композитор, основоположник «музыкальной правды», чьи оперы мало исполнялись в России. Подробнее о творчестве Александра Сергеевича – в материале 24СМИ.

Детство композитора

Александр Сергеевич Даргомыжский родился в 1813 году, в начале февраля. По юлианскому календарю – 2-го числа, или 14-го, если считать дату по григорианскому. В 2023-и исполнилось 210 лет с рождения композитора.

Его родители венчались тайно, вопреки родительской воле. Мать, Мария Борисовна, происходила из княжеского рода Козловских, а отец, Сергей Николаевич, был внебрачным отпрыском помещичьего рода Ладыженских. Ни хорошее воспитание, ни богатства не могли сделать его подходящей партией для княжны. Поэтому влюбленные поставили отца Марии перед свершившимся фактом.

Семейная фамилия композитора происходит от названия деревни Даргомыжка. Туда привез мальчика Сережу полковник Николай Боучаров, которому поручили воспитание незаконнорожденного ребенка. Родители не могли дать ему собственную фамилию.

Князь простил дочь. Поэтому младенчество и детство Саши Даргомыжского проходило в Смоленской области, в наследственном имении матери в Твердуново. Когда ему исполнилось 4 года, семья перехала в Санкт-Петербург. Кроме Саши, у пары родилось еще пятеро детей. Александр стал вторым из них.

Как у большинства российских дворян, образование детей Дагомыжских было домашним. Саша никогда не учился ни в одном учебном заведении. Источник знаний – приходящие учителя. Особое место в образовании занимала музыка. На Смоленщине он познакомился с народным фольклором: песнями, сказками, легендами. В столице с детьми начали заниматься профессиональные музыканты. Его первая учительница по фортепиано – Луиза Вольгеборн. Затем мальчика обучал музыке Андриан Данилевский. Еще Саша перенимал навыки игры на скрипке у некоего Воронцова, скрипача из крепостного оркестра.

Об учебных успехах Александр Даргомыжский писал, что они были блестящими. Навыки практической игры он оттачивал на домашних и благотворительных концертах, где безукоризненно исполнял партию второй скрипки.

Салонные «пьески для фортепиано»

Юность – это особый период в биографии, когда талантливые ученики переходят к работе над увлечениями. Для Александра таковым стала салонная музыка. Первыми пробами пера – вокальные и инструментальные импровизации для фортепиано. Первые пять произведений: вальс, «Меланхолический вальс», марш, контрданс и «Казачок» – датируются 1820 годом. Из первого увлечения композитора плавно возникает второе – женщины. Именно для них Даргомыжский создает первые лирические романсы и фортепианные пьесы.

В посвящениях к произведениям так и отмечает:

  • «Посвящен Вам»;
  • «Посвящен хорошенькому контральту»;
  • «Посвящен балетной артистке».

Увлечение салонной музыкой и красавицами сохранится с композитором на всю жизнь. «Я был в пылу молодости, в когтях наслаждений житейских», – напишет он в автобиографии. Юный композитор больше времени уделял сочинению сонат, рондо и гораздо меньше технологии игры на фортепиано, что приводило к ссорам с учителями, тем же Данилевским. Композитор напишет, что его стремление к музыке было таким сильным, что он «сочинял пьески и даже романсы», несмотря на объемные уроки, которые задавали учителя. Юному дарованию было 11 лет.

Когда ребенок поет или пишет музыку, родители считают, что их сыну или дочери стоит подумать о музыкальной карьере. Но отца Даргомыжского, Сергея Николаевича, это не вдохновляло. Он настаивал на традиционной карьере. Поэтому жизнь государственного служащего для Саши Даргомыжского началась с 14 лет. Он стал чиновником службы контроля императорского двора. Был трудолюбив, усерден, а по вечерам продолжал писать салонные произведения для фортепиано.

Александр Даргомыжский (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Makovskiy_Dargomyzhsky.jpg)
Александр Даргомыжский. Портрет работы Константина Маковского / Фото: Wikipedia.org

В это же время Даргомыжский завершает изучение фортепианной техники. Его обучает Франц Шоберлехнер, приехавший в Россию в 1823 году. Он первым обратил внимание на творческую натуру ученика и занимался с ним больше, чем с другими. Александр писал, что: «Шоберлехнер называл меня первым из своих учеников. Ноты читал, как книгу... Лучшие артисты, как то Бем, Мейнгардт, Ромберг, оставались мной довольны».

К 19 годам Александр стал автором:

  • двух квартетов и ряда кантат;
  • произведений для салонных музыкальных инструментов – скрипки и фортепиано;
  • вокальных произведений – романсов, песен.

Романсы писал на популярные в то время стихи русских и иностранных поэтов, но любимым источником для его работ стали произведения Александра Пушкина. Среди них знаменитая элегия «Я вас любил» (1829), сентиментальный романс «Юноша и дева» (1835). Его ориентальный романс «Вертоград», тоже написанный на стихи Пушкина, считается предвестником импрессионизма в музыке.

Романсы воспринимаются публикой и композиторами как «несерьезная музыка». Даргомыжский их видит примерно так же, но это не мешает ему быть новатором. Так, рондо, созданное по стихотворению Пушкина «Ночной зефир», – это не просто серенада, а целая драматическая миниатюра. Сначала чередование звуков и пауз формирует в зале атмосферу таинственного вечера в ночном городе. Затем следует появление девушки на балконе, которое написано в танцевальном жанре болеро. Затем атмосфера оживляется более энергичным менуэтом и снова возвращается к болеро.

Сатира Даргомыжского

У Даргомыжского было прекрасное чувство юмора. Поэтому, кроме любовной лирики, он писал и сатирические произведения, такие как «Титулярный советник» – миниатюра, изображающая сватовство чиновника к генеральской дочери, «Червяк» – песенка мужа-рогоносца. Михаил Глинка, ознакомившись с его сатирами, скажет, что призвание Даргомыжского – писать комическую оперу. Глинке особенно понравилась «Каюсь, дядя, черт попутал». Чувство юмора Александр Сергеевич унаследовал от родителя.

Даргомыжский и Глинка: дружба, перешедшая в соперничество

В 1935 году Александр Даргомыжский знакомится с уже успешным композитором Михаилом Глинкой. Они вместе рассуждают о произведениях Феликса Мендельсона и Людвига ван Бетховена. Вместе играют в салоне на фортепиано. Однажды Александр посетил репетицию в театре оперы «Жизнь за царя», написанной Глинкой, и это подтолкнуло его к тому, чтобы написать серьезное произведение. Таким в XIX веке считали оперу. При этом Даргомыжский понимает, что для серьезного произведения нужны навыки композиции, которых у него нет. Он изучает эту дисциплину самостоятельно по рукописям Зигфрида Вильгельма Дена.

Комедия против драмы

В 1836–1837 годах Даргомыжский выбирает тему для первого произведения – Лукреция Борджиа. Пишет ее по французскому источнику в жанре драмы. Он с головой погружается в работу. Создает фрагмент за фрагментом, но разбирающиеся в театральной конъюнктуре люди советуют бросить это занятие. Во-первых, по мнению Глинки, Даргомыжский хорош в комедийном жанре, но не в трагедии. Во-вторых, публика любит более легкие итальянские оперы. Так считает Василий Жуковский. Поэтому Александр Сергеевич прислушался к советам и отложил работу над «Лукрецией».

Низкая оценка друзей для «Лукреции Борджиа» не останавливает энтузиазм молодого композитора, и он принимается за подбор второго произведения. Его взгляд останавливается на конфликте социального неравенства, поднятом в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». В 1936 году он пишет либретто по роману, в через 3 года будет закончена полноценная опера.

Автор представил «Эсмеральду» в дирекцию Императорских театров. Ожидал одобрения, постановки и успеха. Но из-за бюрократических проволочек, несмотря на одобрение, произведение не было поставлено и пролежало 8 лет. Отчасти потому, что на петербургской сцене господствовала итальянская труппа и, соответственно, ставили итальянские произведения.

Две неудачи подряд на фоне растущей музыкальной славы Глинки вызывают охлаждение в их отношениях. Даргомыжский уходит в отставку в чине титулярного советника и решает отправиться в турне по Европе. Он посетит Францию, Австрию, Бельгию, Германию.

Бельгийский период

Путешествия Александра Даргомыжского по Европе дают три положительных эффекта. Композитор восполняет уверенность в собственных силах, пошатнувшуюся после «Эсмеральды». Проводит анализ творчества европейских композиторов, смотрит, как реагирует публика и чего хочет. Благодаря этому он разберется в себе и поймет, чего хочет сам и к чему стремится.

Посетив театры за рубежом, он напишет, что музыкальное искусство погибло безвозвратно. Произведение становится успешным не из-за музыки, а из-за спецэффектов. Пока артист поет, публика умирает от скуки или спит. Артист заревел – зал проснулся и вместе с ним ревет от восторга.

Единственная страна, где он почувствовал собственную гениальность, – Бельгия. Увертюру к его опере «Русалка» ставит лучший бельгийский дирижер в театре «Ла Монне». Газеты публикуют восторженные отзывы. Когда музыкант вернется в Россию, сестра пришлет ему бельгийскую газету L’Indépendence Belge, в которой, кроме похвал его творчеству, написали фразу «теперь свет идет к нам с севера».

Читайте такжеКазимир Малевич — факты о жизни знаменитого авангардиста

Первая премьера

Даргомыжский возвращается в Россию. Возобновляет хлопоты по постановке «Эсмеральды», добивается своего, и премьера наконец-то состоится. Оперу ставят на сцене Большого театра 5 декабря 1847 года. Публика с восторгом ее встретила, и композитор был удовлетворен, но радость оказалась преждевременной. В отличие от московской публики, петербургская отнеслась к постановке прохладно. Среди вероятных причин провала – слабая труппа и небрежное отношение постановщика. Композитор принимает реакцию публики сдержанно, но в дневнике пишет, что охладел к драматическому творчеству.

«Император Александр II в Большом театре». Михаил Зичи. 1856 г. (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Performance_in_the_Bolshoi_Theatre.JPG)
«Император Александр II в Большом театре». Михаил Зичи. 1856 г. / Фото: Wikipedia.org

Опера-балет «Торжество Вакха»

Над этой оперой композитор работает параллельно с борьбой за постановку «Эсмеральды». «Торжество Вакха» представляет собой сочетание балетной постановки, оперы и кантаты. Кантату исполняли еще в 1846-м, а опера в целом была завершена через два года. Идея такой постановки зародилась на литературном вечере, где присутствовали Николай Гоголь, Василий Жуковский, Александр Пушкин. Александр Сергеевич якобы сказал, что хотел бы увидеть произведение, в котором соединятся балет, декорации и хореография.

Закончив работу, Даргомыжский представил «Торжество Вакха» на утверждение дирекции театров и получил отказ. По одним источникам, причину решения не объяснили. В других говорится, что отказали из-за танца вакханок как «соблазнительного, но близкого к безнравственности». Премьера «Торжества Вакха» состоится только в середине января 1867 года. Ее поставит балетмейстер Большого театра Федор Манохин и режиссер Николай Савицкий.

Опера «Русалка»

Самая известная опера Александра Даргомыжского – «Русалка». Основана на пушкинской поэме с одноименным названием. Писалась долго – с 1848 по 1855 год. Ставить ее решили в Мариинском театре, где премьера прошла в декабре 1847-го.

В какой-то степени «Русалка» – результат поездки по Европе. Композитор разочаровался в европейской опере. Она показалась устаревшей. Даргомыжский написал, что итальянская опера только льстит слуху, но оторвана от мира, в котором живет зритель. В ее основе лежит мифологический сюжет, которому зритель не сопереживает. Поэтому Александр Сергеевич создает новый тип произведения – опера-драма. Она заканчивается логическим, но несчастливым концом, в отличие от оперы в итальянском стиле. Еще одно новшество коснулось подачи текста. Это речитатив, который актер произносит полунапевом.

"Русалка" в Монте-Карло в 1909 году. Сцена во втором акте (https://de.wikipedia.org/wiki/Russalka_(Dargomyschski)#/media/Datei:Dargomyzhsky_-_Rusalka_-_Monte_Carlo_1909.png)
«Русалка» в Монте-Карло в 1909 году. Сцена во втором акте / Фото: Wikipedia.org

Публика отреагировала на «Русалку» по-разному. Императорская семья премьеру проигнорировала. Аристократы оказались сдержанны, и только средний класс искренне восторгался.

Композитор вполне понимает публику. Глинка скажет о премьере, что это «гнусная» постановка. Даргомыжский подберет более крепкое выражение. В дневнике напишет: «Затасканные декорации и костюмы, 100 раз использованные в других операх. Вместо грациозного плаванья русалок, влекущих тело князя к трону речной королевы, на веревках спустили с потолка две деревянные чучелы с человеческими головами с бакенбардами. И только один плюс – голова одной чучелы похожа на голову Гедеонова (директора театра)».

Интересные факты:

  1. «Русалка» ознаменовала собой появление нового жанра оперы – народно-бытовая лирическо-психологическая драма. Глинка, прослушав произведение, высоко оценил его, но с огорчением отметил, что эффекта оно не произведет. На что Даргомыжский сказал: «На что мне эффект, если есть мысль и правда». Правдивость сюжета – главное, за что боролся композитор.
  2. Первоначально «Русалка» не создавалась для публики. Даргомыжский начал ее случайно, как развлечение.
  3. Партитура «Русалки» могла погибнуть во время пожара в Мариинском театре вместе с другими партитурами. Но ее сохранила актриса, заказавшая копию произведения.

Менее чем через 10 спектаклей «Русалку» сняли со сцены и только через 18 лет возобновили постановки. Начиная с 1865 года опера с триумфальным успехом ставится в российских театрах. Через 200 лет она прочно закрепилась в их репертуаре.

«Каменный гость»

1865 год окажется для Даргомыжского счастливым. Композитора избирают в состав недавно созданного музыкального общества – Новой русской музыкальной школы. В 1867-м в статье «Славянский концерт г. Балакиева» его назовут «Могучей кучкой». В состав войдут Александр Бородин, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков и другие. Это один из самых счастливых моментов жизни. Даргомыжского окрыляет совместная деятельность.

В этом же 1865 году продолжает трудиться над своей последней оперой «Каменный гость». Это трехактная опера, созданная по трагедии Пушкина «Дон Жуан». Композитор почти полностью сохраняет пушкинский текст, но отказывается от ариозо. Так рождается первая литературная опера со сквозной композицией.

"Каменный гость" Юлия Платонова и Федор Комиссаржевский в ролях Донны Анны и Дон Жуана (https://en.wikipedia.org/wiki/The_Stone_Guest_(Dargomyzhsky)#/media/File:Stone_Guest_Platonova_Komissarzhevsky.jpg)
«Каменный гость». Юлия Платонова и Федор Комиссаржевский в ролях Донны Анны и Дон Жуана / Фото: Wikipedia.org

«Каменный гость» – образец того, к чему стремился Александр Сергеевич: «музыкальная правда» и революция в оперном искусстве. Самая цитируемая цитата Даргомыжского о правде звучит так: «Хочу, чтобы звук выражал слово. Хочу правды». Поэтому композитор целенаправленно игнорирует традиционные оперные формы, такие как хоровое пение, ария и ансамбль. В результате получается чистая речь, звучащая с музыкальным сопровождением, т. е. речитатив.

Работа над «Каменным гостем» требует исключительного мастерства. Нужно избежать монотонности, придать сценам эмоциональную выразительность через тональность, тембр, модуляции голоса. Модест Мусоргский впоследствии скажет, что считает Александра Сергеевича «великим учителем музыкальной правды». К сожалению, несмотря на воодушевление, завершить произведение не удалось. В середине января 1869 года сердце композитора остановилось.

Читайте такжеБольшой театр России: история создания, знаменитости и другие факты

Оперу Даргомыжского завершил «генерал от музыки» Цезарь Кюи, а оркестровку сделал Римский-Корсаков. За ее постановку в 1872 году возьмется Мариинский театр. «Каменный гость» будет показан петербуржским зрителям 16 февраля и с восторгом принят.

В 1898 году Николай Римский-Корсаков начинает переписывать инструментальную часть. Он перерабатывает сцену дуэли во втором акте и ариозо Дон Жуана в третьем. В 1903-м добавляет прелюдию. Новая версия была опубликована 19 января 1906 года. Премьера прошла в московском Большом театре. Но больше всего будут вспоминать «Каменного гостя» 1917 года, поставленного под управлением Всеволода Мейерхольда в Мариинке. Партию Дон Жуана тогда исполнял Иван Алчевский.

«Каменный гость» – экспериментальная опера, не рассчитанная на всеобщую любовь и получившая от публики разные оценки. Вместе с тем она стала основой для написания другими композиторами собственных произведений в том же стиле. Среди них «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Скупой рыцарь» Сергея Рахманинова.

Александр Даргомыжский не смог совершить прорыв в русском театре при жизни, но потом его творчество вывело на следующий уровень русскую оперу и камерно-вокальный жанр в целом. Всего композитор создал десятки вокальных произведений, песен и романсов, 6 опер, 4 оркестровых произведения и 13 пьес для фортепиано.

Читайте также