«Философский пароход» — интеллигенция в изгнании: факты о высылке оппозиции из СССР
100 лет назад, 29 сентября 1922 года, из Петрограда отплыл пароход, на борту которого были ученые, философы, литераторы с семьями. Российская интеллигенция покидала страну не ради праздного путешествия или поиска впечатлений и вдохновения. Интеллектуалы плыли в Европу под давлением большевиков, для которых пассажиры корабля стали врагами советской власти. В 1990-м возник собирательный термин «Философский пароход», которым ученый Сергей Хоружий назвал операцию по высылке оппозиционной интеллигенции. Подробнее о том, как в советская власть избавлялась от неугодных деятелей науки и культуры, – в материале 24СМИ.
Положение представителей русской культуры после Октябрьской революции
Приход большевиков к власти осенью 1917 года разделил российскую интеллигенцию, доля которой от населения страны составляла менее 1%, на два лагеря. Интеллектуалы играли важную роль в жизни государства: читали лекции, издавали научные и философские труды, писали книги, картины, создавали музыку и были связующим звеном с Европой.
Первая часть поддержала результаты Октябрьской революции и добровольно записалась в Рабоче-крестьянскую Красную армию, либо занималась продвижением коммунистических взглядов со страниц книг или трибун. Футуристов за собой увлек Владимир Маяковский. Символист Александр Блок и режиссер Сергей Эйзенштейн также выказали поддержку большевикам.
Вторые пополнили ряды Добровольческой армии и пытались противостоять сторонникам революции. Мирная часть блока хотя и отказалась от участия в Гражданской войне, но выступала против советской власти. Иван Бунин, Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус понимали, что за расходящиеся с идеями революции взгляды можно поплатиться жизнью, как это случилось с расстрелянным Николаем Гумилевым, поэтому покинули страну.
Среди мирной интеллигенции были ученые и философы, которые преподавали в университетах и не хотели уезжать из России, хотя происходящие события вызывали у них шок. Часть интеллектуалов остались в РСФСР, чтобы и дальше быть частью русской культуры. Пять лет, пока шло противостояние красных и белых, оппозиционная интеллигенция сотрудничала с высшими учебными заведениями, продвигая антибольшевистские концепции.
Большевики были заняты Гражданской войной, поэтому поначалу не обращали внимания на деятельность профессуры. Ситуация изменилась, когда ход противостояния склонился на сторону красных. В 1921 году в Кронштадте вспыхнуло антибольшевистское восстание, которое подняли матросы и эсеры. Вчерашние сторонники большевиков разочаровались в революции, поэтому добивались построения будущего страны без Владимира Ленина у власти.
Восстание жестко подавили. Руководство РСФСР осознало, что «порядок» нужно навести даже среди левых. После «чистки» в своих же рядах большевики обратили внимание на интеллигенцию, которая уже несколько лет занималась антисоветской деятельностью.
«Философский пароход» – идея и реализация
Под термином, который ввел в научный обиход Хоружий, понимают не один корабль, покинувший Петроград с интеллигенцией на борту. Понятие «Философский пароход» описывает высылку российских ученых на разных судах и поездах в Европу.
В 1922-м Владимир Ильич написал статью, которая стала отправной точкой борьбы с инакомыслием. Но большевики внезапно отказались от устоявшейся практики расстрела. Ленин предложил не убивать оппозиционеров, а высылать в Европу.
Историограф Леонид Коган допускал, что идея отправки профессуры в принудительную эмиграцию могла родиться одновременно в нескольких головах. Но вдохновителем и организатором акции считается Ленин.
Лидер большевиков в августе 1922 года объяснил в интервью американским журналистам, почему интеллигенцию не расстреляли. Владимир Ильич указывал, что оппозиционные элементы «политически ничтожны», поэтому нет особого смысла в физическом уничтожении. Кроме того, Ленин подчеркнул, что в РСФСР наступил относительно спокойный период, ведь Гражданская война затухает. Лев Троцкий одной фразой объяснил отказ от казни: «Расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».
За оппозиционно настроенных интеллектуалов взялись в феврале 1922 года. Ленина возмутила профессура Московского высшего технического училища, которая протестовала против вмешательства государства в образовательный процесс. Владимир Ильич поручил уволить 20–40 преподавателей.
Работа продолжилась в мае. Ленин написал письмо Феликсу Дзержинскому. Лидер страны просил наркома внутренних дел подготовить операцию по высылке интеллигенции. Примечательно, что через 6 дней после написания письма Владимира Ильича сразил апоплексический удар. Железный Феликс в июне подготовил список из 195 человек, которые подлежали высылке по политическим мотивам. Перечень сформировали на основе трех документов, в которых перечисляли имена оппозиционеров в Москве, Петрограде и на территории Украины.
С наиболее маститыми представителями интеллигенции Дзержинский общался лично. Так, нарком провел беседу с философом Николаем Бердяевым. Мыслитель за 45 минут попытался объяснить Железному Феликсу, что противостоит большевизму не в материальном плане, а в духовном. Бердяев указывал, что у страны, которая разрушает свою культуру, нет будущего.
После тщательного изучения списка 35 человек вычеркнули из перечня. Приказ покинуть страну получили профессора, педагоги, врачи, экономисты, агрономы, юристы, инженеры, литераторы, философы, религиозные деятели. На студентов подготовили две отдельные засады, в ходе которых задержали 15 человек.
Оппозиционеров официально высылали не более чем на 3 года. Власти обязали высылаемых решить свои вопросы в России за 1–2 недели и приготовиться к отправке в Европу. Перед отправкой в эмиграцию большевики предупреждали, что самовольное возвращение на родину чревато расстрелом.
Высылка оппозиционеров началась 17 сентября. Первый рейс отчалил из Одессы в Константинополь. На борту были историк Антоний Флоровский и физиолог Борис Бабкин. Следующая партия мыслителей, экономистов, социологов была выдворена из страны сухопутным путем. Поезд Москва – Берлин тронулся в путь 23 сентября.
Но сухопутные маршруты по популярности уступали морским. 29 сентября из Петрограда в Штеттин отчалил пароход «Обер-бургомистр Хакен». В истории именно этот корабль стал ярким примером высылки российской интеллигенции советской властью. Пассажирские места достались Николаю Бердяеву, Ивану Ильину, Семену Франку, Сергею Трубецкому, Владимиру Зворыкину – всего 30 представителям научной элиты.
Проститься с уплывающими пришло 10 человек, среди которых был Юрий Анненков. На пароход провожающих не пустили. И даже с набережной попрощаться не получилось – все высланные тихо сидели в каютах.
Следующий рейс отправился из Петрограда в Штеттин 16 ноября. Пароход «Пруссия» забрал у России еще 17 человек, вносивших весомый вклад в науку и культуру. В список пассажиров внесли Льва Карсавина, Николая Лосского, Ивана Лапшина. 3 декабря из Грузии в Берлин депортировали еще 60 интеллигентов-оппозиционеров.
Деятели науки и культуры надеялись, что в Европе их встретят русские эмигранты, бежавшие из страны в 1917–1921 годах. Но на чужбине ученые были сами по себе и старались обустроиться на новом месте как рядовые граждане.
В списках высланных
Насильно интеллигенцию в СССР выдворяли до 1923 года включительно. Советская власть избавилась от 224 человек, не считая членов их семей. Людей, неугодных государству, условно называли «философами», но на деле среди высланных были инженеры, экономисты, агрономы и представители других сфер, не связанных с духовным миром.
99% эмигрантов остались в Европе или отправились в США. На чужбине интеллигенция оказалась без денег, но с багажом знаний и опыта, применение которым философы начали искать в Германии, Франции, Италии, Болгарии, Греции, Великобритании, Турции. Судьба каждого высланного за границей сложилась по-разному.
Николай Бердяев
Философ обустроился в Германии, где в 1924 году издал книгу «Новое Средневековье». Мыслитель порассуждал о судьбе России и Европы, объяснил, почему западная цивилизация возвращается к порядкам, царившим в Средние века.
Книга обрела популярность и сделала Бердяева известным на всю Европу. Работа философа произвела впечатление на автора антиутопии «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, который использовал в качестве эпиграфа к роману строки из «Нового Средневековья». Бердяева номинировали на Нобелевскую премию 7 раз. Умер мыслитель во Франции в 1948 году.
Питирим Сорокин
Педагог не остался в Европе, а отправился в США. За океаном ученый основал социологическую школу. Питирим Сорокин создал теорию социальной стратификации, которую российские школьники проходят в рамках программы по обществознанию. Вопросы по концепции социальной мобильности Сорокина есть в ЕГЭ.
Иван Ильин
Философ возглавил Белое движение в Европе. В 1930-х Ивану Ильину импонировали Адольф Гитлер и Бенито Муссолини. Но профашистские взгляды мыслителя не оценили в Германии. Философ раскритиковал коллаборационизм русской диаспоры и перебрался в Швейцарию, где умер в 1954 году.
Владимир Зворыкин
Изобретатель уехал в США, где стал пионером телевидения и получил 120 патентов. В годы Второй мировой войны Владимир Зворыкин занимался разработкой приборов ночного видения и авиабомб с телевизионной наводкой. В 1967 году изобретатель получил из рук президента Линдона Джонсона медаль за заслуги в научной сфере.
Екатерина Кускова
Супруга экономиста Сергея Прокоповича в эмиграции занималась общественной и публицистической деятельностью. Екатерина Кускова выступила инициатором создания «Республиканско-демократического объединения». Тактика организации опиралась не на военные походы против СССР, а на разрушение идеологического костяка государства путем проникновения в верхушку власти «здоровых политических сил».
Кускова мечтала вернуться в СССР после Великой Отечественной войны, но тоталитарный режим Иосифа Сталина усилился и развеял надежды на чаяния «возвращенцев».
Антоний Флоровский
В Турции историк пытался найти работу, но безуспешно. Переезжал из Константинополя в Софию, а затем в Белград. Изучал архивы по вопросам Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Обустроиться Антонию Флоровскому удалось в Праге, где ученый стал преподавателем в Славянском институте. В 1946-м Антоний Васильевич получил советское гражданство, но в СССР не вернулся.
Валентин Булгаков
Секретарь Льва Толстого и писатель обосновался в Праге. Валентин Булгаков читал лекции в европейских университетах, популяризировал взгляды Льва Николаевича и продвигал идеи Махатмы Ганди, который ненасильственным путем стремился избавить Индию от контроля Британии. Булгаков вел переписку с Роменом Ролланом, Альбертом Эйнштейном, Николаем Рерихом.
В годы войны попал в концлагерь, но дождался освобождения американскими войсками. Оставшуюся жизнь Булгаков провел в Чехословакии, где работал в министерстве информации, преподавал в университете и школе.
Ефим Зубашев
Химик-технолог в Российской империи считался авторитетом в области производства сахара и теории брожения. После эмиграции Ефим Лукьянович обосновался сначала в Берлине, а затем перебрался в Прагу. Профессор Зубашев преподавал в учебных заведениях и публиковал научные работы.
Вернувшиеся на родину
Из высланных в СССР вернулись 3 человека. Долмат Лутохин провел в эмиграции 4 года. На родине работал старшим научным сотрудником ЦНИИ бумажной промышленности. Но попал в поле зрения НКВД в 1935-м и был отправлен в Уфу как «социально опасный элемент». В ссылке Лутохин провел 11 месяцев и вернулся в Ленинград, где умер в годы блокады.
Алексей Пешехонов вернулся на родину в 1927 году, при Временном правительстве он занимал пост министра продовольствия. Советские власти разрешили Пешехонову работать консультантом по экономическим вопросам в республиках Балтии.
Александр Угримов провел в эмиграции 26 лет. Выслали его в подростковом возрасте с семьей. В Германии Угримов получил сельскохозяйственное образование. Работал агрономом на опытных станциях, но до 1954 года находился в заключении.
«Красный ковчег»
«Философский пароход», считают историографы, возник как ответная реакция на действия американских властей. После Октябрьской революции в Западной Европе и США испугались, что «красная чума» доберется и до них. В Соединенных Штатах проходили демонстрации рабочих под впечатлением от победы пролетариата в России. Чтобы не допустить «петроградского» сценария, американские власти задержали лидеров коммунистического движения.
В декабре 1919-го из Нью-Йорка в путь отправился пароход «Буфорд», на борту которого было 249 уроженцев России. Их насильно выдворили из США. 97% высланных были связаны с социалистическими и коммунистическими организациями, функционировавшими в Соединенных Штатах и Канаде. Однако 7 человек не имели отношения к политике.
В историю «Буфорд» вошел под названием «Красный ковчег». Новый Свет покинули Эмма Гольдман, Этель Бернштейн, Петр Бьянки, Александр Беркман. «Политических» пассажиров конвоировали полсотни солдат, офицеры и представители миграционной службы.
Условия для высылаемых создали непростые: из кают не выпускали, некоторых держали в трюме, где из-за холода люди болели. Путь парохода лежал в Латвию, но проблема заключалась в минах, которые остались в Балтийском море после Первой мировой войны. В Германии на борт поднялся немецкий офицер, который помог обойти мины.
Но возникла другая проблема: в Латвии продолжалась Гражданская война. Тогда США связались с Финляндией с просьбой принять «политических». Финны дали добро, и «Буфорд» зашел в порт. Пассажиров пересадили в холодные пломбированные вагоны и доставили к границе с Россией. Коммунисты пешим ходом направились в сторону РСФСР, но опасались, что их примут за финских диверсантов и расстреляют. Однако соотечественников 19 января встретил большевик Сергей Зорин, который возглавлял Петроградский горком и сам вернулся из США в 1917-м, прожив там 6 лет.
«Философский пароход» в памяти
29 сентября 2022 года российская историография отметила 100-летие высылки интеллигенции. Событие вызывает неоднозначные оценки. Одни считают, что большевики сделали капиталистическому миру щедрый подарок, выслав талантливые и способные кадры. Другие уверены, что оппозиционная интеллигенция только бы мешала построить государство, которое восстановилось после Первой мировой войны и победило в Великой Отечественной, а через 12 лет запустило первый в мире спутник, отправила человека в космос.
Событие в историографии ассоциируется с расколом в обществе, который принесла революция. Но исследователи не утверждают, что «Философский пароход» значительно обеднил СССР в плане интеллигенции. В стране количество ученых, философов, педагогов и представителей других подобных сфер деятельности в 1920-х годах составляло около 1–1,5 млн. Принудительная эмиграция коснулась 224 человек. Но при этом за 3 года до «Философского парохода» прибыл «Красный ковчег», который доставил 249 сторонников идей революции.
События 1922–1923 годов отражены в кино, литературе, музыке, изобразительном искусстве. Так, современный художник Дмитрий Пантюхин создал картину «Философский пароход», которая изображает Николая Бердяева и остальную ученую элиту, покинувшую страну в сентябре 1922 года. В Санкт-Петербурге в 2003-м на набережной Лейтенанта Шмидта появился посвященный тем событиям памятник.