Биография
Ромен Роллан прославился не только на родине во Франции, но и далеко за ее пределами. Все благодаря его умению прописывать разные грани личности, обусловленному любовью ко всему человечеству. Он был писателем, драматургом, автором пацифистских статей, с помощью своих работ пытался изменить и улучшить мир. Творчество литератора и сейчас любимо множеством читателей.
Детство и юность
Биография Ромена Роллана берет начало 29 января 1866 года в Кламси, на юге Франции, в семье нотариуса. От матери сын унаследовал любовь к музыке. Научившись играть на фортепиано, мальчик мечтал стать пианистом, и, хотя судьба его связана с иным видом творчества, музыкальное искусство занимало значимое место в жизни.
В 1880 году родители переехали в Париж, чтобы дать сыну образование. Спустя 6 лет Ромен, окончив лицей Людовика Великого, поступил в Высшую нормальную (педагогическую) школу — одно из лучших учебных заведений во Франции. Там молодой человек начал изучать философию, но отказался от этого направления, чтобы не подчиняться господствующей идеологии.
Получив образование историка в 1889 году, Роллан отправился на стажировку в Рим. Последующие 2 года ярко отпечатались в памяти писателя. Италия, средоточие изобразительного и музыкального искусства, подарила Ромену удовольствие лицезреть шедевры эпохи Возрождения, а также знакомство с Мальвидой фон Мейзенбург, номинанткой на Нобелевскую премию по литературе, которая дружила с Фридрихом Ницше.
Музыка
Вернувшись во Францию, в 1895 году Роллан защитил в Сорбонне диссертацию по музыковедению. В дальнейшем он регулярно писал обзоры на музыкальные произведения для французских газет. Также Ромен изучал историю музыки и даже создал музыковедческий журнал.
Все это француз почти 20 лет совмещал не только с литературной деятельностью, но и с преподаванием. Его первым местом работы стал лицей Генриха IV, затем последовал переход в лицей Людовика Великого. Удалось знаменитости поработать и в других альма-матер — Высшей нормальной школе и Сорбонне.
Пьесы
Роллан успел оставить след в искусстве как драматург. Особенно ему нравился народный театр, автор даже посвятил этому ряд заметок, где написал, что возникновение нового театра возможно, только когда сцена станет доступной для зрителей, для народа, и тот окажется непосредственным участником действа.
Эти заметки публиковались в журнале Revue d'Art Dramatique и позже были собраны в эссе «Народный театр». В трактате француз высказался критически в отношении мэтров драматического искусства: Уильяма Шекспира, Мольера, Фридриха Шиллера. Эти авторы, по мнению Роллана, не преследуют интересы масс, а придумывают развлечение для элиты.
Свое предназначение драматург видел в другом. Во время путешествия по Италии Ромен создал образ человека, который соединял в себе лучшие черты эпохи Возрождения, и он воплотился в пьесе «Орсино». Античная тематика нашла развитие в произведениях «Эмпедокл», «Бальони», «Ниобея». Ни одно из этих ранних произведений не опубликовано при жизни писателя.
Впервые имя Роллана зазвучало в 1897 году с выходом в свет трагедии «Людовик Святой», которая вместе с драмами «Аэрт» и «Настанет время» составила цикл «Трагедии веры». Красной нитью сквозь повествование прошло противопоставление бессовестных, низменных людей тем, чьи действия продиктованы долгом, религиозными воззрениями, любовным порывом.
Также писатель выпустил цикл «Театр революции», куда вошли четыре творения. В центре произведений — революционный настрой народа, желание изменить мир, сделать жизнь лучше. «Четырнадцатое июля» — пьеса, выдержанная в любимом автором жанре народного театра, предполагала взаимодействие со зрителем: совместные танцы, песни, хороводы. Позже Роллан добавил к сборнику еще 4 пьесы.
Книги
Француз не запомнился публике в роли драматурга из-за излишнего пафоса произведений, потому сосредоточился на эпохальных творениях. Первым серьезным трудом считается «Жизнь Бетховена», которая вместе с биографиями «Жизнь Микеланджело» и «Жизнь Толстого» составила цикл «Героические жизни».
Этим сборником Роллан показывал, что отныне герои — это не полководцы и политики, а представители искусства. Творческие личности, по мнению писателя, переживают больше лишений и страданий, чем обычные люди, потому что вынуждены бороться с одиночеством, болезнями и бедностью ради удовольствия общества потребителей: читателей, слушателей, зрителей.
Параллельно с жизнеописаниями деятелей искусства Ромен работал над ключевым произведением в своей библиографии — романом «Жан-Кристоф». Это соединение «Божественной комедии» Данте Алигьери и «Страданий юного Вертера» Иоганна Вольфганга фон Гете. Главный герой романа — немецкий музыкант, который, преодолевая своеобразные круги ада, ищет житейскую мудрость. Образ навеян личностью Людвига ван Бетховена, чей жизненный путь вдохновлял знаменитость.
В предисловии к одной из глав Роллан отметил, что повествование в его «Жан-Кристофе» «течет, как река». На основе этой мысли француз изобрел жанр «роман-река», который и был присвоен произведению, а затем и «Очарованной душе». Здесь в центре повествования женщина, которая борется за свои права и преодолевает невзгоды.
Во многом благодаря творению «Жан-Кристоф» 23 мая 1915 года Ромен Роллан удостоился Нобелевской премии «За идеализм художественных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи».
В период Первой мировой войны писатель выступал против боевых действий, пропагандировал идеи пацифизма. Он выпустил два сборника антивоенных статей – «Над схваткой» и «Предтечи», поддерживал политику Махатмы Ганди. В 1924 году Роллан выпустил биографию индийца, а спустя еще 6 лет они познакомились.
В те же годы Ромен написал повесть «Кола Брюньон» о талантливом резчике по дереву. В ней соединяются темы труда и творчества. Примечательно, что среди тех, кто переводил произведение на русский язык, оказался молодой Владимир Набоков. В его адаптации оно получило название «Николка Персик». Критики отмечали, что переводчику удалось не только передать французский народный колорит, но и всю красоту просторечия, использованного автором.
Вторую мировую войну драматург провел в оккупации — село Везле, где он жил, захватили немцы. Несмотря на постоянную угрозу смерти, писатель не переставал создавать книги. В то же время он завершил мемуары, а также дописал исследование о жизни Бетховена.
Личная жизнь
Обрести счастье в личной жизни знаменитости удалось не сразу. Его первой женой стала Клотильда Бреаль, с которой он прожил около 10 лет. Супруга поменяла Роллана на другого мужчину, что он переживал тяжело, но не переставал творить.
В 1923 году писатель получил письмо от Марии Кудашевой (урожденная Майя Кювилье), в котором поэтесса высказывала мысли о «Жане-Кристофе». Между творческими людьми завязалась переписка, и с помощью Максима Горького молодая женщина получила возможность посетить Ромена в Швейцарии. Между ними возникли романтические чувства, чему не помешала разница в возрасте почти в 30 лет.
Кудашева стала женой писателя в апреле 1934 года и была с ним до последних дней жизни. Совместных детей у пары не было. Женщина пережила Роллана на 41 год и была похоронена рядом с ним.
Смерть
Финальным произведением француза стала статья «Пеги» о религии и обществе в контексте воспоминаний. В этот период он уже тяжело болел туберкулезом, который в итоге и стал причиной его смерти. Это случилось 30 декабря 1944 года. Могила знаменитости расположена на кладбище в родном городе.
Память
Вскоре после смерти писателя его жена Мария и сестра Мадлен основали «Общество друзей Ромена Роллана». Первым его возглавил поэт Поль Клодель, а среди участников были многие заметные деятели искусства. Это позволило увековечить память о знаменитости.
Именем великого автора были названы улицы, бульвары, здания. Так, в Москве в 1949 году появилась первая школа с углубленным изучением французского языка — № 1215, названная в честь Роллана. Позднее она стала структурным подразделением школы № 2107. В этом же городе есть площадь Роллана.
Библиография
- 1897-1903 — цикл «Трагедии веры»
- 1898-1939 — цикл «Театр революции»
- 1903 — «Народный театр»
- 1903-1911 — цикл «Героические жизни»
- 1904-1912 — «Жан-Кристоф»
- 1914-1918 — «Кола Брюньон»
- 1920 — «Клерамбо»
- 1924 — «Махатма Ганди»
- 1925-1933 — «Очарованная душа»
- 1927 — «Бетховен»
- 1932 — «Бетховен и Гёте»
- 1944 — «Пеги»
Интересные факты
- Несмотря на пацифизм, Роллан считал Иосифа Сталина величайшим человеком своего времени. В 1935 году француз совершил визит в Советский Союз по приглашению Максима Горького и встретился с вождем. На память об этой поездке остались фото. По воспоминаниям современников, диалог мужчин строился на обсуждении идеи войны и мира, значения репрессий. Позднее Ромен все же изменил свои взгляды в отношении главы СССР на фоне того, как многие его друзья пострадали от преследований.
- Автор был вегетарианцем.
- Среди тех, с кем француз вел переписку, были Стефан Цвейг и Зигмунд Фрейд.