Биография
Иван Ильин – один из ярких философов, публицистов, писателей России начала XX столетия. Сегодня труды мыслителя тщательно исследуются, разбираются на цитаты. Впрочем, ряд высказываний и идей этого представителя Белого движения принимаются не всеми.
Детство и юность
Иван Александрович Ильин родился 28 марта (по новому стилю 9 апреля) 1883 года в Москве в многодетной дворянской семье. Отец Александр Иванович Ильин – губернский секретарь, присяжный поверенный округа Московской судебной палаты. Мать – Екатерина Юльевна Швейкерт, немка по национальности, принявшая православие. Пара воспитала четвертых сыновей: Алексея, Александра, Ивана и Игоря.
Семья Ильиных славилась добродетелью и благородным происхождением. Среди предков по отцу – дед Иван Иванович Ильин, инженер, участвовал в строительстве Большого Кремлевского дворца, потом служил в нем комендантом.
Родители, люди религиозные и образованные, стремились дать детям хорошее воспитание и ратовали за их обучение. Все сыновья Ильиных получили блестящее образование в юриспруденции, идя по стопам отца.
Иван тоже, отучившись 5 лет в 5-й Московской гимназии и 3 года в 1-й Московской гимназии, поступил на юридический факультет Московского университета в 1901 году. Абитуриент с золотой медалью и отличным знанием нескольких языков (помимо французского и немецкого, владел латинским, греческим и церковнославянским) впоследствии стал одним из лучших студентов вуза.
Философия и общественная деятельность Ивана Ильина
В молодости, изучая право, Иван увлекся философией. Постепенно увлечение переросло в глубокий интерес. Знание языков открыло студенту доступ к трудам великих мыслителей Иммануила Канта, Платона, Аристотеля, Фридриха Шеллинга, Жан-Жака Руссо, но более всего юноша проникся учением Георга Фридриха Гегеля. Близость идеям немецкого философа Ильин пронес через всю жизнь, она стала основой для создания самых выдающихся работ публициста.
Учителями Ивана стали видные педагоги-мыслители: князь Евгений Трубецкой, Павел Новгородцев, которые, помимо высоких умственных способностей юноши, отмечали его невероятную работоспособность. Именно Трубецкой ходатайствовал о том, чтобы Ильин по окончании обучения в 1906 году остался в альма-матер, стал готовиться к преподавательской деятельности и далее – к профессорскому званию.
В 1909 году Ильин, сдав экзамены, получил степень магистра государственного права, защитил звание приват-доцента на кафедре энциклопедии права и истории философии права Московского университета.
Началом научной деятельности Ивана Ильина считается 1910 год, когда он стал членом Московского психологического общества и опубликовал первую работу «Понятие права и силы». После этого ученый вместе с супругой отправился в заграничную стажировку по Европе. До 1912-го он слушал лекции крупнейших европейских философов Генриха Риккерта, Горга Зиммеля, Эдмунда Гуссерля и других в университетах Берлина и Парижа.
Эта поездка стала для ученого источником новой, свежей мысли: Европа в те годы переживала всплеск модных философских течений и открытий. В частности, Ильина увлекло постижение науки феноменологии. Молодой стажер и сам выступал с докладами на научных семинарах, его лекции пользовались неизменным успехом. Приобщившись к прогрессу, Ильин приехал в Россию в 1913 году вдохновленный, полный научных планов и писательского азарта.
«Обдумываю и задумываю так много, что в минуты утомления или упадка кажусь себе дуралеем», – писал он в своем дневнике.
Ильин в самом деле много работал: его увлекательные лекции по философии и психологии в Московском университете собирали полные залы студентов. В свободное от преподавательской деятельности время Иван трудился над статьями и диссертациями. Одна за одной из-под его пера выходят работы: «Опыт по истории индивидуализма» (1911), «О возрождении гегелианства» (1912), «Философия Фихте как религия совести» (1914), «Духовный смысл войны» (1915) и многие другие.
Это происходило на фоне надвигающихся революций 1917 года. Февральские события он воспринял как временный беспорядок, так как восстание носило буржуазный характер. А вот уже Октябрьскую революцию и смену режима мыслитель встретил с неподдельным ужасом. Ильин отрыто поддерживал Белую армию, в том числе и агитационно, публиковал статьи, в которых обращался к белогвардейцам, называя их победителями. За это не раз подвергался арестам начиная с 1918 года.
В том же году Ильин блестяще защитил диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», получив сразу две степени: магистра и доктора государственных наук. И арест видного ученого, а затем и суд над ним вызвали большой резонанс в обществе. Отчасти благодаря защите со стороны интеллигенции была пролоббирована скорая амнистия для Ильина.
4 года Иван Александрович работал в тяжелых для него условиях под пристальным надзором чекистов, еще несколько раз подвергался задержанию за «развитие антисоветской деятельности». В итоге по приказу властей Ильина выслали из России на так называемом «философском пароходе». Вместе с ним родину покинуло еще 160 человек из числа прогрессивной интеллигенции.
Иван Ильин в Германии
В Германии, куда прибыл русский ученый, началась новая глава его биографии. В 1923-м открылся Русский научный университет в Берлине, профессором которого стал Ильин. Он читал лекции по энциклопедии права, философии и эстетике на русском и немецком языках и по-прежнему уделял приоритетное внимание писательско-просветительской деятельности. Среди резонансных трудов этого периода – опубликованное в 1925 году сочинение «О сопротивлении злу силою», которое вызвало резкое неприятие у другого известного российского мыслителя, Николая Бердяева.
Помимо этого, Ильин вел общественную работу по организации Религиозно-философской академии и философского общества. Объездил с лекциями о России всю Европу, издавал журнал «Русский колокол». С середины двадцатых Иван Александрович увидел в зарождающемся европейском фашизме единственно верное средство при борьбе с большевизмом. Позднее, незадолго до Второй мировой войны, русский мыслитель пересмотрел взгляды, что затем отразилось в статьях «Письма о фашизме», «Стратегические ошибки Гитлера» и других.
Также, по утверждениям Ильина, трансформация его идей была негативно воспринята национал-социалистами. В конце 30-х Иван Александрович сумел выехать в Швейцарию. Обосноваться здесь помог старый друг, композитор Сергей Рахманинов, который внес денежный залог, чтобы философа с женой не депортировали обратно в Берлин.
Власти разрешили Ильину остаться, но лишили права на работу, публикации и общественную деятельность. Иван Александрович поселился в пригороде Цюриха – Цолликоне. Все, что он мог делать, – заниматься наукой.
Здесь, во второй вынужденной эмиграции, Иван Ильин написал ряд выдающихся работ. Прежде всего завершил труд, которому посвятил 33 года жизни – «Аксиомы религиозного опыта». Также написана серия «Огни жизни. Книга утешений», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» и «О грядущей русской культуре».
Уже после смерти философа, в 1956-м, был опубликован его труд «Национальная Россия. Наши задачи», включивший в себя статьи, обращенные к русским патриотам. Издавались эти документы представителями Русского общевоинского союза.
Личная жизнь
«Сила инстинкта и сила духа сочетаются, чтобы не разлучаться; и тогда чувственная любовь становится верным и точным знаком духовной близости и духовной любви», – так писал в своих трудах Иван Александрович.
Ильину посчастливилось встретить человека, с которым он обрел счастье в личной жизни и духовное родство. Верной музой, соратницей и единомышленницей русского ученого стала Наталья Николаевна Вокач. Выпускница Высших женских курсов, женщина просвещенная и образованная, она поддерживала взгляды супруга. Занималась философией, искусствоведением, историей.
Наталья Николаевна разделила с мужем и все тяготы эмиграции и до последнего была рядом, поддерживая и оберегая. Детей у семейной пары не было. Сохранился ряд архивных фото, запечатлевших мыслителя с супругой.
Смерть Ивана Ильина
Несмотря на полную сосредоточенность на писательской деятельности, Ивану Александровичу тотально не хватало времени. Он хотел закончить книгу «О монархии», готовил к изданию труд «Путь к очевидности», планировал отредактировать более старые работы. Но недомогания все чаще приковывали философа к больничной кровати. В итоге организм не справился с нагрузкой: 21 декабря 1954 года Ильин скончался. Смерть наступила по причине ослабленности из-за частых болезней.
Ивана Александровича похоронили в Цолликоне. Жена, пережившая его на 8 лет, также обрела здесь вечный покой.
Память
Еще при жизни ученого, незадолго до его отъезда за границу, художник Михаил Нестеров запечатлел образ Ильина в картине «Мыслитель».
Вскоре после смерти философа его жена передала рукописные и печатные архивные документы мужа друзьям-единомышленникам и ученикам, что подвигло тех создать «Содружество имени профессора Ивана Александровича Ильина».
Труды Ильина стали публиковаться в России с начала 90-х годов и обрели популярность у многих выдающихся мужей современности. Цитаты философа используют в своих выступлениях президент России Владимир Путин, кинорежиссер Никита Михалков и другие. Осенью 2005-го прах супругов был перевезен в Россию и захоронен в некрополе Донского монастыря, недалеко от могил одного из лидеров Белого движения Антона Деникина и православного мыслителя, писателя Ивана Шмелева. В 2009-м Путин поставил новое надгробие на месте захоронения Ильина.
Весной 2008-го на стене здания МГУ, расположившегося на Моховой улице, установили памятную доску с именем Ивана Александровича как выпускника и преподавателя этого вуза. Спустя 4 года в Екатеринбурге, на территории Уральского института бизнеса, носящего имя русского философа, открыли ему памятник.
Летом 2023-го в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) создали Высшую политическую школу, названную в честь русского философа. Спустя год, в апреле 2024-го, некоторые студенты вуза выступили против того, чтобы учебный центр носил имя Ивана Ильина, ссылаясь на ряд взглядов философа на фашизм. Ситуация вызвала резонанс в обществе. В частности, некоторые политики сошлись во мнении, что произошедшее стало операцией западных спецслужб, преследовавших цель разобщить единство народа России.
Цитаты
«Человек творит в своей жизни то, что он есть в религиозном измерении»
«Несопротивляющийся злу поглощается им и становится одержимым»
«Никогда не жалуйся на время, ибо ты для того и рожден, чтобы сделать его лучше»
«Нет и не может быть конституций, одинаково подходящих разным народам»
«Жить стоит только тем и верить стоит в то, за что стоит бороться и умереть; ибо смерть есть истинный и высший критерий для всех жизненных содержаний»
«Видишь ли ты, человек одинок тогда, когда он никого не любит»
Библиография
- 1915 — «Общее учение о праве и государстве»
- 1918 — «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека»
- 1925 — «О сопротивлении злу силою»
- 1931 — «Яд большевизма»
- 1937 — «Основы христианской культуры»
- 1958 — «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний»
Интересные факты
- Сегодня аналитики отмечают, что в трудах Ильина содержатся предсказания о распаде СССР.
- В ряде источников отмечается, что Александр Иванович стал крестником императора Александра II.