Елена Блаватская и ее идеи — факты об уехавшей из России в США дворянке-философе
Факты
30 мая 2023 г. 14:35
Время чтения: 13 минут

Елена Блаватская и ее идеи — факты об уехавшей из России в США дворянке-философе

Елена Блаватская (урожденная Ган) – российский мистик, писатель, философ. Основательница Теософского общества. Сооснователь теософии – учения, объединившего мистические и магические верования. Интересные факты о «матери оккультизма XIX века» – в материале 24СМИ.

Создатель теософии

Елена Блаватская – известнейший оккультист XIX века. Она родилась 12 августа 1831 года в дворянской семье в Российской империи. Место рождения – город Екатеринослав одноименной губернии. Воспитана в православной вере, но много путешествовала по Востоку (по собственному утверждению), где познакомилась с буддизмом и другими учениями.

О своих путешествиях и мыслях написала ряд книг. Среди них главные – «Разоблаченная Изида» и «Тайная доктрина». Ее философия оказала влияние на индуистские реформаторские течения. Также Блаватская способствовала знакомству европейцев с буддизмом. Вместе с Генри Стилом Олкоттом в 1875 году она создала Теософское общество, определив теософию как древнейшую «религию мудрости».

Также теософию называют эзотерической доктриной Блаватской. Оккультистка позиционировала себя как мессию и учителя, который несет людям древнейшие знания.

Достоверные факты

Доказанных фактов из жизни Елены Петровны Блаватской мало. Большинство сведений – это чьи-то версии и размышления о личности, способностях и философии этой женщины. Они кочуют из книги в книгу, но от этого доказательствами не обрастают. Интересно, что различные интерпретации своей личности поддерживала при жизни сама Елена.

Достоверные факты:

  • отец – полковник Петр Ган;
  • мать – дочь саратовского губернатора Елена Ган, урожденная Фадеева;
  • сестра – Вера Желиховская, она напишет собственную версию биографии Блаватской;
  • муж – Никифор Блаватский, вице-губернатор Эриванской губернии.

Внешность

В XIX веке появляется новый вид искусства – фотографирование, позволяющее достоверно запечатлеть внешность людей. С дагерротипов на зрителя смотрит грузная неулыбчивая шатенка. Завивающиеся в кудряшки волосы уложены в пучок на затылке. Считается, что этот типаж пожилой Блаватской последователи называли «сфинксом». Но в молодости Лёля, как звали ее родители, была миловидной девушкой, хохотушкой и озорницей.

20-летняя Блаватская (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F,_%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Blavatsky.007.jpg)
20-летняя Блаватская / Фото: Wikipedia.org

Личность

Елена Петровна много курила, почти без перерыва. Вредные привычки придавали ей образ эмансипированной современной женщины, которая отстаивает собственную свободу. В питании Блаватская предпочитала «тяжелую» пищу: студень, пироги, квашеные овощи. Ела много и с удовольствием. В сочетании с внешностью это делало ее похожей на русскую барыню из допетровской эпохи, миловидную, но по характеру вздорную и авторитарную.

Образование

Сестры получали домашнее образование с гувернантками. По воспоминаниям Веры, Лёля серьезно изучала иностранные языки – английский, французский. Три раза в неделю к ним приезжал учитель музыки. Несмотря на количество уроков, Лёля находила время пошалить. Также Вера пишет, что сестра любит представляться хуже, чем есть на самом деле.

Университетского образования девушки не получили. Зато тесно познакомились с народным фольклором – сказками и поверьями, которые рассказывали няньки. Елена родилась в год, когда в губернии свирепствовала холера. Поэтому шансы, что ребенок выживет, были маленькими. Но мать и дочь пережили эпидемию. По легенде, дворовые слуги считали, что в девочке с детства было что-то мистическое. Якобы местный священник верил, что она ясновидящая и одержима бесами. Поэтому при встрече всегда кропил Лёлю святой водой и читал молитву.

Генеалогия

Примером того, насколько мало найдено достоверных фактов о Блаватской, служит генеалогия. В биографиях, продвигаемых теософами, указывается, что фамилия отца – Ган фон Ротерган. Его род восходит к немецким рыцарям из Мекленбурга, обосновавшимся на берегах Балтики.

Но фамилии Ган фон Ротерган нет в генеалогических справочниках. Предположительно, чтобы сделать карьеру при русском императорском дворе, предки просто скрыли часть информации или небрежно относились к ее сохранению. Поэтому фамилия не оригинал, а взятое одним из предков новое родовое имя. Об отце Блаватской неизвестны ни дата рождения, ни место. Нет сведений и о его родителях, за исключением имен. Но и это проблема. Его мать – Элизабет фон Пребстинг. В генеалогическом древе рода Пребстингов ее тоже нет.

В русскоязычных источниках указывают, что по отцовской линии Блаватская относится к княжескому роду Мекленбурга, но это абсолютная ложь. Родоначальник Мекленбургского дома – правитель бодричей князь Никлот (1090–1160). Фамилия рода образуется от его имени – Никлотинги. Так же образованы Капетинги или Рюриковичи. Ни одного Гана в правящем роду не было.

Чуть реже мекленбургских князей упоминаются родственные связи Елены Ган с мекленбургскими Ганами. Указывается, что Елена связана с писательницей Идой Грефин Ган-Ган: Ида то ли двоюродная сестра отца Блаватской, то ли двоюродная бабушка Елены. Доказательств такой связи тоже нет.

Эти сведения приводит профессор химии Ахенского университета Питер Лаур. Он исследовал вопросы оккультной химии, затронутые в теософии, и поэтому интересовался достоверными сведениями о создательнице доктрины. Статья опубликована в 2005 году в ежегоднике общества Карла Ширрена.

Литературные таланты семьи

Блаватская не единственная писательница в семье. Литературный критик Виссарион Белинский называл ее мать Елену Андреевну фон Ган «русской Жорж Санд». В своих романах женщина описывала бедственное положение женщин в России XIX века: их бесправие, отсутствие образования. Елена Андреевна умерла от туберкулеза в возрасте 28 лет. Ее дочери Елене Петровне в то время исполнилось только 11.

Вера Желиховская – младшая сестра Блаватской. Она писала рассказы. Их печатали в журналах как отдельные произведения и издавали в виде книг. Среди них – «Кавказские легенды», «Рождественские истории для детей», «Ермолов на Кавказе». Когда теософию Блаватской критиковали, Вера писала статьи в защиту сестры и ее взглядов. Большая часть фактов о жизни Елены также происходят из сочинений Веры: «Когда я была маленькой», «Моя юность». Защищать сестру ее вынудила работа Всеволода Соловьева, опубликованная в «Русских ведомостях», с критикой теософии. В статье «Блаватская и современная жрица истины» Соловьев доказывал, что автор теософии – лгунья и злобная мошенница.

Чувство юмора

Надежда Андреевна, сестра матери, писала, что Елене Андреевне была присуща любовь к мистификациям. Когда она подмечала смешные стороны людей, то любила их дурачить и мистифицировать. Это выходило забавно. Те, кто понимал, в чем шутка, забавлялись, а те, кто не понимал, не успевали обидеться.

Елена Петровна унаследовала чувство юмора от родительницы. Поэтому она часто иронизировала по поводу своих последователей: «Мои милые ослики! Когда я умру, чудеса и философия прекратятся, а они тогда поумнеют. Ведь без меня – какая философия и откуда».

«Две Елены (Елена Ган и Елена Блаватская)». 1844—1845. По одной из версий, картина была написана Е. П. Блаватской. Музейный центр Е. П. Блаватской и её семьи (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F,_%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:H.Hahn_and_H.Blavatsky.jpg)
«Две Елены (Елена Ган и Елена Блаватская)». 1844–1845. По одной из версий, картина была написана Е. П. Блаватской. Музейный центр Е. П. Блаватской и ее семьи / Фото: Wikipedia.org

Знакомство с другими религиями

Где и когда Елена познакомилась с другими религиями, точно неизвестно. По версии Веры Желиховской, дедушка и бабушка после смерти матери забирали девочек из Одессы в Саратов. Проезжали в Астрахань, где семью принимали друзья деда – калмыки. Они были буддистами по вероисповеданию. Там Вера и Лёля впервые увидели буддийские скульптуры, а вечером бабушка им рассказала то, что знала о верованиях буддистов.

Также в биографиях встречается упоминание о домашней библиотеке. Ее начал собирать прадед девушек князь Павел Долгорукий, масон и розенкрейцер. Якобы в библиотеке было много редких и оккультных трудов, которые послужили основой для будущей теософии Блаватской.

Исторические причины появления теософии

Блаватская становится известна в период между 1870–1890 годами. Она назовет это время «мистическим возрождением».

В 1856 году в прессе опубликовали «Происхождение видов» Чарльза Дарвина. Новая теория пошатнула позиции религии, в том числе христианства. В повседневной жизни европейцев преобладал материализм, а в духовной начались «разброд и шатания». Появился интерес к эзотерике. Дарвинизм не уничтожил религию, но привел к поиску новых объяснений привычным вещам, духовному творчеству, новым религиозным движениям. Поиск альтернативных идей стал мейнстримом высшего общества.

Популярнейшим духовным течением 1870-х стал спиритуализм. Он основан на народных верованиях. На том, что люди могут контактировать с духами умерших посредством специальных обрядов или заговоров. Медиум или жрец тоже становится посредником между мирами. К 1897 году спиритуализм насчитывал более 8 млн последователей в США и Европе. В спиритических сеансах участвовало большинство аристократов, но относились они к этому по-разному. Так, Федор Достоевский критиковал спиритов. Блаватская считала спиритизм «игрой на любителя» и предлагала новинку.

Читайте такжеМать Тереза — святость или ложь: мифы и факты о знаменитой монахине

Елена Блаватская утверждала, что в путешествиях по Востоку узнала великие истины, обнаружила затерянный город Шамбалу и встретила «Великое белое братство». Возглавляет его «Владыка мира», сошедший на землю с планеты Венера. Среди мастеров братства – Иисус, Будда, Майтрейя и другие. Мастера направляют человечество по «правильному пути развития».

«Белому братству» противостоит «орден темных сил». Он объединяет черных магов, стремящихся навредить человечеству. Иногда война между этими двумя противоборствующими силами выливается в глобальные потрясения. В связи с этим все события мира, простые или сложные, имеют тайное эзотерическое значение.

Независимо от того, сумела Блаватская побывать в Индии или нет, видела Шамбалу или нет, для современников ее идеи и рассказы звучали удивительно свежо и вдохновляли на творчество. Среди российских поэтов Серебряного века нет тех, кто ни разу не слышал о Блаватской или не увлекался ее теософией. По похожей причине аудитория вселенной Marvel с людьми Икс и Мстителями насчитывает миллионы человек. Не все полюбили франшизу, но все о ней слышали и смотрели хотя бы один фильм.

Розенкрейцеры и источники вдохновения

За 200 лет до Елены Блаватской (между 1614-м и 1617-м) в Европе публикуются три анонимных манифеста. Согласно тексту, некий немецкий доктор и мистик прошел обучение духовным истинам на Ближнем Востоке. Вернулся в Европу, собрал круг из 8 учеников, с которым планировал вести мир к «светлому будущему».

Философа считают Христианом Розенкрейцем, а его ученики получили название «Орден розенкрейцеров». В манифестах и других произведениях розенкрейцеры изъяснялись туманно. Мотивировали это тем, что нельзя излагать высокие истины простыми словами. Многие люди рассматривали и рассматривают манифесты как мистификацию и считают, что ордена розенкрейцеров не было. Однако манифесты вызвали оживление в мире алхимиков и ученых, стимулируя развитие искусства и науки. За 6 лет с момента публикации первого манифеста в Европе опубликовали свыше 400 рукописей и работ, связанных с новым учением.

Блаватская могла быть знакома с историей розенкрейцеров. Могла изобрести собственную историю, отталкиваясь от примера. Но розенкрейцеров никто не видел. В отличие от них, Блаватская появилась в Нью-Йорке во плоти, утверждая, что посвящена в тайные знания, которые передает тайный ордер высших существ, направляющих человечество. По крайней мере, один человек ей верит. Это Генри Олкотт. Они собирают небольшой круг единомышленников и основывают Теософское общество.

Теософское общество

Дата создания Теософского общества – 17 ноября 1875 года.

Его цели:

  1. Формирование всемирного братства из людей разного вероисповедания без учета различий между ними по национальности, полу, касте или цвету кожи.
  2. Исследование необъяснимых явлений в природе и возможностей человеческого организма.
  3. Поощрение изучения науки, философии, религии.

Блаватская в Индии

Пара вместе отправляется в Индию, где в среде английских подданных Блаватская становится «столичной звездой, приехавшей в провинцию с концертом». В это время происходит большинство чудес мадам Блаватской.

К примеру, такое. Однажды Елена Петровна и полковник Олкотт приходят в гости. Там собирается так много людей, что хозяйке не хватает чашки для одного гостя. Тогда Блаватская зовет слугу и велит ему копать в саду. Тот выкапывает еще одну чашку. Овации публики и аплодисменты гарантированы.

Если анализировать рассказ с точки зрения сложности воплощения, то его легче придумать, чем реализовать на практике. Чтобы запустить цепочку чудес, достаточно организовать десяток фокусов попроще в реальной жизни. Последующие (сложные) выдумать, рассказать местным сплетникам и наслаждаться произведенным эффектом. Большинство чудес – это информация, о которой упоминается в письмах или дневниках современников Блаватской, а у Лёли с детства было прекрасное воображение и литературный талант.

Критика Елены Блаватской

В Великобритании работает «Общество психических исследований». Это некоммерческая организация, которая занимается тем же, чем должно заняться Теософское общество Блаватской – изучением необъяснимых явлений. В 1884 году Общество психических исследований решает изучить проявления чудес, связанных с Еленой Петровной.

Через год они опубликуют отчет, из которого следует, что чудеса, продемонстрированные Блаватской, – это обман, ошибки толкователей, уловки. Блаватскую назовут самой совершенной и интересной мошенницей в истории. Автор отчета – Ричард Ходжсон. Через 100 лет после публикации документа Общество возьмет свои слова обратно и опубликует новый анализ, где предыдущий назовут субъективным и несовершенным.

Е. П. Блаватская. 1876—1878 (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F,_%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Blavatsky.020.jpg)
Е. П. Блаватская. 1876—1878 / Фото: Wikipedia.org

Тайная доктрина

В 1888 году книга «Тайная доктрина» опубликована в двух томах. Первый назывался «Космогенез», а второй – «Антропогенез». Работа посвящена «вечной мудрости» (prisca theologia). Вселенная – это дух. Остальные существа – части этого духа.

Для всех живущих цикл жизни и смерти длится до тех пор, пока они не разовьются и не осознают свою божественную сущность. Попутно человек приобретает экстрасенсорные и магические способности. Осваивает астральные путешествия и способы управления разумом. В отличие от религиозных традиций, где целью ставится отказ от личного эго, в оккультизме Блаватской целью стало совершенствование себя и обретение новых сил.

Дарвинизм Елена Петровна тоже включает в доктрину в виде учения о коренных расах. О том, что духовные существа существовали в виде 4 рас. Каждая была более совершенна, чем последующая. После того, как деградация достигла кульминации, начался новый подъем. По ее мнению, человечество находится на пороге появления новой расы, и она будет более совершенной, чем люди.

Расизм

Теософию Блаватской иногда упоминают наряду с расистскими тенденциями XX века. Она действительно не считала людей равными, но в ее трудах получился «расизм наоборот». Блаватская предполагает, что белые люди менее предрасположены к магии, чем индийцы, тибетцы или арабы. Поэтому для достижения совершенства им нужно больше работать над собой: больше положительных аффирмаций, больше медитаций и т. д.

Индийцы вызывали восторг у сторонников теософии, иногда нездоровый. В 1884 году в Лондон приехал молодой индийский теософ Мохини Чаттерджи. Женщины-теософы впали в такое исступление от него, что одна даже полностью разделась во время массового мероприятия в Хэмпстед-Хит. Это вызвало грандиозный скандал.

Вне теософии Елена Блаватская выступала против колониальной политики Великобритании в Индии. Поддерживала ли она каким-либо практическим способом борцов с колониализмом, неизвестно.

Смерть

Елена Петровна умерла в Лондоне. Случилось это 8 мая 1891 года. К этому времени ей исполнилось 59 лет, но несмотря на сравнительно молодой возраст, Блаватская болела водянкой, избыточным весом и мучилась проблемами мочевого пузыря. Накануне переболела гриппом в тяжелой форме и могла умереть от осложнений болезни.

Для ее Теософского общества жизнь на этом не завершилась. Братство распалось на фракции. Самая большая часть общества обосновалась в Великобритании. Ее руководительницей стала Анни Безант. Безант – социалистка, воинствующий сторонник индийского национализма. Популярный английский оккультист Алистер Кроули ненавидел и презирал Анни. Он писал, что Безант – «тошнотворная мошенница, которая хуже членов злобного Черного братства».

Читайте также«Очевидное – невероятное» — история любимой советской телепередачи

Теософия в XX веке

В годы Второй мировой войны нацисты закрывали филиалы Теософского общества в Европе. Они предпочитали монополизировать тайные учения и особые знания. После войны популярность теософии снизилась, но она не исчезла полностью.

При чтении работ теософов XX века кажется, что не только Адольф Гитлер прав в попытке запретить теософов, но и Елена Блаватская тоже права. В той части цитаты, где говорит: «Ведь без меня – какая философия и откуда».

Теософы считают, что проявления высшего разума встречаются повсеместно. Нужно только захотеть увидеть. Например, в событиях мая 1945 года:

  1. ООН образована в 1945 году. Произошло это через 70 лет после основания Теософского общества. 7 десятилетий – магическое число.
  2. Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке, т. е. в городе, в котором Блаватская основала общество, а значит, они связаны.
  3. Первая цель Теософского общества перекликается с первой статьей устава ООН: развивать дружественные отношения между народами на основе всеобщего равенства и уважения без учета расы и т. д.
  4. Капитуляция Германии вступила в силу 8 мая 1945 года (по центральноевропейскому времени, в Москве уже шел второй час ночи 9-го числа). Этот же день стал днем смерти Елены Блаватской и днем рождения Гарри Трумэна, ставшего президентом США после смерти Франклина Рузвельта в 1945 году. День смерти Блаватской теософы называют «Днем белого лотоса».

Такие факты перечисляются в статье Карлоса Кардосо Авелина «Теософия и Вторая мировая война». Через них читателю дают понять, что видят признаки чего-то большего, выходящего за рамки материального мира. Присоединяйся, и с тобой поделятся «печеньками». Такой подход напоминает предсказания гадалок и ясновидящих. В то время как Елена Блаватская предлагала поклонникам творчества целый волшебный мир с новыми идеями, персонажами и интересными задачами. Верит большинство людей в теософию или нет, но, как любая красивая легенда, она находит своих ценителей.

Читайте также