«Очевидное – невероятное» — история любимой советской телепередачи
Факты
17 февраля 2023 г. 15:55
Время чтения: 12 минут

«Очевидное – невероятное» — история любимой советской телепередачи

Список любимых программ советского подростка выглядел так: «Будильник», «Утренняя почта», «Служу Советскому Союзу», «В гостях у сказки», «В мире животных», «Клуб кинопутешественников» и «Очевидное – невероятное». Эти телепередачи оставили теплые воспоминания у людей, чье взросление происходило в 1970–1980-х. Почитание у детей и взрослых вызывала программа, которую вел ученый-физик Сергей Капица. Каждый выпуск погружал зрителей в сложную научную тему, которая после точных и увлекательных объяснений становилась понятной. Подробнее об истории «Очевидного – невероятного» – в материале 24СМИ.

Новый телепроект — у истоков передачи

На 2-ю половину 1960-х выпало рождение новостной программы «Время». Советские телезрители, придя домой с работы, хотели быть в курсе того, что произошло за день в стране. На первом этапе развития телевидения в СССР ниша информационных программ постепенно заполнялась.

Параллельно с этим возник спрос на научные передачи. С 1960 года выходил «Клуб кинопутешественников» с Юрием Сенкевичем, который знакомил советских зрителей с бытом и обычаями народов мира. С студию приходили гости, которые рассказывали о путешествиях. С 1968 года выходил научно-популярный телекиножурнал «В мире животных», колорит которому во второй половине 1970-х придал Николай Дроздов. Зрители ассоциируют музыку оркестра Поля Мориа именно с этой передачей.

Раз в два месяца для детей выходила программа «Хочу все знать!», которая знакомила юных зрителей с атомным ледоколом «Ленин», солнечной энергией, вулканами, Марсом, древними руинами Армении, одесскими катакомбами и сотнями других тем.

Шахматы были необычайно популярны в СССР. Играли в парках и во дворах, решали непростые задачи в газетах и с придыханием следили за противостоянием Анатолия Карпова и Виктора Корчного. По ТВ с 1967 года показывали «Клуб четырех коней», создателем которого был Давид Бронштейн. Позже передача переехала с Четвертой программы на «первую кнопку», где выходила под названием «Шахматная школа».

Путешествия, зоология, история, космос, шахматы – все интересовало советских зрителей, которым телевидение помогало расширять кругозор. В 1970-х ниша научно-популярных программ пополнилась передачами «Это вы можете», «Человек. Земля. Вселенная», «Этот фантастический мир» и «Очевидное – невероятное».

«Очевидное – невероятное» — история программы

50 лет назад, 24 февраля 1973 года, в эфир Первой программы ЦТ вышел первый выпуск новой научно-популярной передачи. Телекиножурнал выходил на экраны и после распада СССР.

Рождение идеи

У истоков «Очевидного – невероятного» стояли два человека. Автором и вдохновителем проекта был физик, лимнолог, журналист и популяризатор науки Лев Николаев. Ведущим телепередачи «Очевидное – невероятное» с первого до последнего выпуска оставался профессор Сергей Капица – сын нобелевского лауреата Петра Капицы. С тандема двух ученых и началась история программы, которая изначально задумывалась в другом формате.

Телепрограмма в первоначальном варианте представляла собой серию научно-популярных фильмов, которые не были связаны друг с другом. Показывать передачу хотели не по ТВ, а в небольших просмотровых залах городов. Предварять показ сюжетов должна была речь телеведущего.

Такая идея возникла у Капицы, когда его пригласили подготовить учебные фильмы для школьников. Сняли две ленты о законах сохранения энергии и импульса. Работу Сергея Петровича оценили и предложили комментировать научно-популярные фильмы на ТВ. Суть работы ведущего сводилась к коротким выступлениям между сюжетами. Но практика показала, что формат не нравится ни Капице, ни зрителям.

Новый формат

В обновленной версии в основу положили интервью с учеными и экспертами, которые не занимались сухой популяризацией науки, а объясняли ее связь с обществом и культурой. В таком виде проект сохранился вплоть до закрытия.

Лев Николаев присоединился к команде через 3 месяца после запуска. Над текстами и иллюстрациями работал Капица, а первыми режиссерами были Борис Левкович и Виктор Есин. Сергей Петрович простым языком объяснял сложные научные термины миллионам зрителей. Физик Роальд Сагдеев подчеркивал, что Капица умел доходчиво, но без обращения к вульгаризации объяснить зрителям, что делает наука и почему она важна.

Заставка и музыка

Передача выходила два раза в месяц. Продолжительность выпуска составляла 60 минут. Предваряли телепутешествия в мир науки строчки Александра Пушкина: «О, сколько нам открытий чудных // Готовит просвещенья дух». До 1988 года стих появлялся на экране в усеченном варианте. СССР был атеистическим государством и слово «бог» было фактически ругательным, поэтому только в перестроечную эпоху заставку дополнили строчкой: «И случай, бог изобретатель».

Заставка программы «Очевидное – невероятное» (https://www.youtube.com/watch?v=j8LF1Pb4ldk&t=18s)
Заставка программы «Очевидное – невероятное» / Фото: кадр из видео youtube.com

За стихотворением классика с начала 1980-х следовала мелодия композиции Chasing the Dream музыканта Петера Бауманна. До этого музыкальной заставкой была мелодия из документального фильма «Воспоминания о будущем», посвященного гипотезе контакта древних людей с представителями внеземной цивилизации.

После распада СССР

В Советском Союзе программа Капицы пользовалась огромной популярностью. Ученый был противником лженауки. Ведущий давал высказаться экспертам на тему околонаучных загадок, например, о тайне Бермудского треугольника, а затем разрушал «достоверные факты». Не скатываясь от научно-популярных тем к откровенным вымыслам, образовательная передача удерживала высокие рейтинги.

Заставка программы «Очевидное – невероятное»
Заставка программы «Очевидное – невероятное» / Фото: кадр из видео youtube.com

В 1990-х программа была узнаваема, но не могла найти постоянное место на телевидении, переезжая с ОРТ на РТР и «Культуру». Постепенно передача затерялась в сетке вещания и утратила былую популярность. В 2000-х настал расцвет реалити-шоу, ярким представителем которых на российских экранах был «Дом-2».

Сергей Капица — бессменный ведущий

Основатель передачи «Очевидное – невероятное» родился в британском городе Кембридж, где в 1920-х жил и работал под началом Эрнеста Резерфорда его отец, Петр Леонидович, будущий лауреат Нобелевской премии. Первые 7 лет жизни Сергей провел в Туманном Альбионе, где с малых лет жил в ученой среде. Подлинный интерес к науке у Капицы возник в 17 лет, когда семья переехала в СССР.

Дедом Сергея Петровича был эксперт в области механики и математики Алексей Крылов, который оставил обширную библиотеку. Особый интерес у молодого ученого вызывала история науки. Капица проследил путь ее развития от Возрождения до XX века и на основе полученных знаний написал книгу «Жизнь науки», которая сделала его известным.

Когда поступило предложение работать на телевидении, Сергей Петрович сомневался. Тогда ученый посоветовался с членом президиума АН СССР Львом Арцимовичем. Физик отметил, что попробовать стоит, но нужно помнить – телевидение разрушит отношения с коллегами и академическую карьеру. Капица признал, что Арцимович был прав, но не пожалел о сделанном выборе.

Капица не пользовался услугами суфлера, не писал заранее текст. Ученый говорил, что перед эфиром нужны только две вещи: ясная голова и продуманные тезисы. Умение красиво и точно излагать мысли, объяснять сложные темы сделали Капицу звездой советского телеэкрана. Ученый был своеобразным Игорем Кирилловым от мира научно-популярных программ.

За основание передачи Сергей Петрович в 1980-м получил Госпремию СССР, но академиком РАН так и не стал, хотя написал сотни монографий и статей, сделал 14 изобретений и одно открытие, редактировал журнал «В мире науки». Как эксперт от России Капица выступал в ООН, подводя итоги исследований в рамках проекта «Диалог цивилизаций». Капица – автор книги «Общая теория роста населения». Ученый предсказал, что максимальная численность живущих на Земле людей составит 14 млрд, а затем бурный рост остановится.

Как просветитель Капица считал, что задача преподавателя вуза «не наполнить пустующий сосуд знаниями», а разжечь интерес к самообразованию. Ученый отмечал, что мир информации расширяется подобно Вселенной, поэтому важно уметь ориентироваться в потоке.

До работы на телевидении Сергей Петрович увлекался подводной документальной съемкой. В 1960-х видеоматериал Капицы конкурировал на конкурсе с лентой Жак-Ива Кусто в Париже. В 1967 году ученый прибыл в Сидней, где спустился в одну из самых глубоких пещер Австралии.

Однажды у физика спросили, что ему нужно для бытового комфорта. Однако ученый ответил, что у него уже есть все: дача, квартира, автомобиль и компьютер. Примечательно, что интернет Сергей Петрович не любил и называл «мусоркой».

«Очевидное – невероятное» занимало особое место в сердце телеведущего. Капица признавался, что работа увлекла и сформировала конкретную цель: популяризировать работу ученых, просвещать советских граждан и вдохновлять молодое поколение заниматься наукой. Сергей Петрович подчеркивал, что первые 6–12 месяцев были «ученическими». Было ощущение важности работы, но цели только формировались, как и профессиональные навыки ведущего: умение держаться, думать и говорить перед камерой, «общаться» с телезрителями и увлекать, заставлять погрузиться в тему.

Читайте такжеЖак-Ив Кусто: факты о жизни и путешествиях прославленного исследователя

Сюжеты и темы

Программа выходила с 1973-го по 2012-й. За 39 лет затронула множество тем, которые повлияли на мировоззрение советских и российских подростков. В студии говорили об истории, космосе, психологии, социологии, физике, медицине, антропологии и других науках, которые являются неотъемлемой частью человечества.

Бермудский треугольник

В 1976 году вышел выпуск, который вдохновил Владимира Высоцкого на создание песни «Письмо в редакцию телевизионной передачи “Очевидное – невероятное” из сумасшедшего дома – с Канатчиковой дачи». В студии выступали эксперты, которые обсуждали загадочные случаи исчезновения кораблей и самолетов в районе Бермудского треугольника. О феномене в Атлантическом океане говорили бывший командир крейсера «Грозный» Николай Рябинский, летчик-испытатель Марк Галлай, кандидат технических наук Владимир Ажажа, заслуженный штурман СССР Евгений Ежов, кандидат географических наук Павел Гансон.

Медицина

В одном из выпусков 1978 года Капица и гости студии говорили о медицине как о науке. Рассматривали ее связь с различными дисциплинами, которые исследовали человеческий организм. Основная часть передачи была посвящена современным изучениям процессов в сердце. В обсуждении участвовал член Академии медицинских наук Евгений Чазов.

Вакцины и карантин 

В 1980 году в студии «ОН» говорили об иммунитете как о свойстве всех живых организмов – от микробов до человека. В гостях у Сергея Петровича был иммунолог Рэм Петров. Основную часть обсуждения занимал человек: формирование телесной части, активизация иммунитета, мутация клеток. Кроме того, говорили о вакцинации, карантине и подобных темах, которые стали вновь актуальны в 2020-х.

Академгородок

Одной из тем 1989 года был путь дальнейшего развития советской науки. Обсуждали важность переезда ученых и творческих людей в новосибирский Академгородок. С момента дискуссии прошло более 30 лет, поэтому современные россияне могут оценить ожидания спикеров и реальное положение дел.

Случайные события

Еще одной темой 1989 года была последовательность случайных событий в жизни человека. В обсуждении участвовали Роальд Сагдеев и его коллега Георгий Заславский. Гости говорили о принципах детерминизма и случайного в теоретической механике.

Луна

В 2000-х популярность программы падала, но Капица старался и дальше нести науку в массы. Один из выпусков 2007 года посвящен спутнику Земли. Гости передачи обсуждали интересные факты о Луне: возраст, наличие льда, следы от комет.

По выпускам «Очевидного – невероятного» можно составить летопись, в которой нашлось место и молдавскому изобретателю игрушек-головоломок на основе правильных многогранников Александру Ордынцу. Инженер из Кишинева стал автором «Молдавской пирамидки», получившей популярность в 1980-х.

Сергей Капица, Амаяк и Арутюн Акопяны
Сергей Капица, Амаяк и Арутюн Акопяны / Фото: кадр из видео youtube.com

На страницах летописи можно отразить сведения о новых телескопах, радиостанциях широкого вещания. Иллюзионист Арутюн Акопян с сыном Амаяком показывали в студии трюки, объясняли секреты фокусов и делились впечатлениями от поездки на Филиппины.

Слухи и легенды вокруг программы

Капица был ярым противником околонаучных мистификаций и выступал за научный подход к обоснованию явлений. Но твердая позиция не помогла передаче избежать слухов и легенд. Временами в редакцию программы приходили письма, содержание которых вызывало недоумение у Сергея Петровича.

Дети на рельсах

На Северном Кавказе и в некоторых регионах Украинской ССР обсуждали сюжет передачи «Очевидное – невероятное», который после пересказа искажался. Зрители утверждали, что видели выпуск, в котором машинисты тепловоза рассказывали мистическую историю. Якобы во время движения на стекле кабины, как на экране телевизора, появилось изображение женщины. Она махала руками, требуя остановить поезд.

Машинисты подчинились, но женщина исчезла. Когда они вышли на улицу, то нашли двоих детей, привязанных к рельсам. Якобы, продлись тормозной путь на 30–50 м больше, и быть беде. Но более шокирующим стало другое. Женщина, которую видели машинисты, – привидение матери этих детей. В сюжете указывалось, что мачеха пыталась избавиться от них, но родительница вернулась с того света и спасла их.

Примечательно, что подобный сюжет не видели в других регионах, кроме Кавказа и Украины. Но писем накопилось много, поэтому Капице пришлось выделить пару минут эфирного времени, чтобы прокомментировать обращения зрителей. Сергей Петрович заявил, что привидений нет, и упрекнул зрителей за легковерность.

Мертвая подруга

Следующая тема писем, которая озадачила телеведущего, касалась городской легенды о мужчине и мертвой девушке. Горожанин познакомился с дамой, с которой провел вечер в ресторане. Мужчина случайно пролил вино, которое попало на платье подруги. Неловкая ситуация не помешала паре назначить следующее свидание.

Когда кавалер пришел по указанному адресу, то узнал, что девушка два года как мертва. Сюжет гласил, что даже была проведена эксгумация. Якобы на почившей было платье, в котором она была в ресторане. А самое удивительное – на наряде было свежее пятно от вина.

Подмена выпуска

Журналисты и любители конспирологических теорий вцепились в эти истории и нашли объяснение. Они выработали гипотезу, согласно которой зрители Северного Кавказа и части Украины смотрели «Очевидное – невероятное», но им показали другой выпуск, отличный от общесоюзного вещания.

Сторонники теории обосновали то, как это могло быть сделано. Сигнал передавали с вышек-ретрансляторов, соединенных кабелем с московским передающим центром. На его протяжении сигнал можно было перехватить и пустить в эфир смонтированную передачу. Нашли и цель операции: якобы проводили социологический эксперимент по исследованию механизмов распространения слухов, запущенный сотрудниками КГБ.

Закрытие программы и его причины

После распада СССР передача продолжала выходить в эфир 20 лет. Но программа постоянно меняла «прописку»: ОРТ, РТР, «Культура», ТВЦ, затем снова «Культура». За «Очевидным – невероятным» тянулся шлейф узнаваемого телепроекта, на котором выросло не одно поколение. Но телевизионным боссам, которые стремились устроить ребрендинг, желаемых результатов передача не приносила.

Так, на Первом канале Капицу просили критиковать советскую науку и готовить побольше околонаучных сюжетов, основанных на откровенных мистификациях. Например, освещать тему НЛО, о которых много говорили по телевидению в 1990-х. Капица отказался искать доказательства похищения людей пришельцами и вселения представителей инопланетных рас в тела землян.

В 2010 году «Очевидное – невероятное» нашло последнее пристанище на канале «Россия-Культура», где новые выпуски выходили до мая 2012-го. Сергей Петрович умер перед новым сезоном – 14 августа. После смерти телеведущего канал решил закрыть программу, которая в следующем году могла отпраздновать 40 лет в эфире.

Читайте также«Книга о вкусной и здоровой пище» — главная кулинарная энциклопедия СССР: история и значимость

Значение

Программа Сергея Петровича была источником полезных знаний о мире, которые подавались в увлекательном формате. «Очевидное – невероятное» сыграло просветительскую роль, вдохновив молодое поколение на занятие наукой и творчеством, расширило кругозор молодежи и старшего поколения.

Капица следил за правдивостью и точностью приводимой в эфире информации. В этом ученому помогала команда редакторов, которые скрупулезно проверяли факты и исправляли ошибки в цифрах или событиях. Но под напором увлечения мистицизмом, пришельцами, магией программа уступила место «Битве экстрасенсов», «Мистическим историям», «Самым шокирующим гипотезам».

Но «Очевидное – невероятное» осталось в памяти людей, которые в 1970–1980-х терпеливо дожидались нового выпуска передачи. Спустя полвека ценители вспоминают былые времена и пересматривают любимую программу в интернете или на тематических каналах вроде «Ностальгии».

Читайте также