Биография
Французский музыкант, дирижер и аранжировщик Поль Мориа известен во всем мире. Его любовь к музыке позволила совмещать в творчестве разные направления, создавая неповторимую атмосферу и порождая у публики трогательные эмоции.
Детство и юность
Поль Мориа родился во Франции, в Марселе, 4 марта 1925 года. Первое знакомство с музыкальным инструментом произошло, когда малышу было три года. Родители заметили, как мальчик увлеченно нажимает клавиши фортепиано, издавая мелодичные звуки. Поль пытался воспроизвести композицию, которую недавно услышал по радио.
Заметив талант сына, отец стал способствовать его развитию. Так увлечение игрой на фортепиано стало серьезным занятием, к которому Поль подходил с ответственностью и любовью.
Первым педагогом оказался отец. Почтовый служащий Мориа-старший был любителем музыкальных инструментов, играл на гитаре, рояле и арфе. Педагогический талант мужчины помог привить Полю желание учиться. Занятия проходили в игровой форме, поэтому мальчик с легкостью познавал музыкальные азы. Спустя шесть лет упражнений Поль познакомился с миром классической и эстрадной музыки. Несколько месяцев мальчик даже выступал на сцене варьете.
В 10 лет юный музыкант продемонстрировал достаточные умения, чтобы поступить в консерваторию Марселя. Обучение закончилось через четыре года получением диплома с отличием. В 14 лет юноша мечтал стать профессионалом в своем деле. Воспрепятствовать этому могло лишь одно: симпатия к джазу. Случайно услышав концерт в студенческом джазовом клубе, Поль понял, что открыл для себя нечто новое. В этот момент судьба музыканта сменила вектор.
Поль Мориа решил стать участником джазового оркестра, но столкнулся с проблемой в виде отсутствия достаточного образования. В планах Мориа была поездка в Париж, обучение в столичной консерватории и получение необходимых навыков. Но случилась война. Город оккупировали. Юноша остался в безопасном Марселе.
Музыка
Начав карьеру с классического направления, в 17 лет Поль Мориа стал создателем своего первого оркестра. Он состоял из взрослых музыкантов, некоторые из них годились юноше в отцы. Коллектив обрел поклонников во французских мюзик-холлах и кабаре, выступая в период Второй мировой войны. Оркестр имел отличительный стиль, в котором просматривался симбиоз классической и джазовой музыки. Коллектив распался в 1957 году, а Мориа уехал в Париж.
В столице он нашел работу аккомпаниатором и аранжировщиком. Музыкант заключил контракт со звукозаписывающей компанией «Barclay», сотрудничавшей с Шарлем Азнавуром, Далидой, Морисом Шевалье и другими исполнителями. Первый хит Поль Мориа выпустил в 1962 году, работая в дуэте с композитором и дирижером Франком Пурселем. Им стала композиция под названием «Chariot».
В семидесятые Мориа заинтересовался работой в кинематографе и совместно с композитором Раймоном Лефевром создал музыкальные композиции для фильмов «Жандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке». Затем последовало сотворчество с Мирей Матье и Андре Паскалем. Песня «Mon credo», написанная для певицы, стала хитом. Всего Поль Мориа написал 50 песен.
Творческая биография Поля Мориа не была столь безоблачной, как может показаться. К 40 годам музыкант продолжал мечтать о собственном оркестре. Дело в том, что в то время были популярны бит-группы, и оркестры отошли на второй план.
Небольшие музыкальные коллективы быстро сменяли друг друга, и казалось, что в них новое веяние эпохи. Мориа видел свое дальнейшее развитие в карьере дирижера. В 1965 году он собрал оркестр, исполнявший необычную душевную музыку. Билеты на концерты коллектива Поля Мориа распродавались задолго.
Публика, пресыщенная модными веяниями, тепло приняла оркестр под руководством дирижера-перфекциониста с разноплановыми предпочтениями в музыке. Коллектив исполнял джаз, эстрадные композиции, инструментальные версии популярных композиций и классическую музыку. В репертуаре оркестра были собственные композиции Мориа, поп-музыка и даже фольклорные мелодии.
В 1968 году оркестровое переложение композиции «Love is blue», звучавшей на музыкальном конкурсе «Евровидение» в 1967 году, взлетело на вершины чартов США и оказалось известным в разных странах мира. Мориа получил повсеместное признание. Его с любовью встречали на гастрольных концертах в Америке, Канаде, Бразилии, Южной Корее и СССР. Ежегодно только в Японии оркестр Поля Мориа выступал 50 раз.
Оркестр Мориа считался интернациональным. В нем часто сменялись музыканты. Коллектив объединял специалистов, игравших на разных инструментах. По мнению дирижера, они отличались принадлежностью к той или иной национальности. Так, представители Мексики играли на трубах, а бразильцы на гитарах. Говоря о советских исполнителях, Мориа мечтал пригласить к сотрудничеству скрипачей и виолончелистов.
В 1997 году Поль Мориа записал последний альбом и назвал его «Romantic». Музыкант передал управление оркестром ученику Жилю Гамбюсу в 2000 году. На тот момент Гамбюс имел приличный послужной список из мировых турне в составе оркестра, сотрудничества с Далидой и множества аранжировок. В 2005 году коллектив перешел под управление Жан-Жака Жюстафре.
Личная жизнь
Музыка стала неотъемлемой частью жизни Поля Мориа. Его график планировался на месяцы вперед, предполагая работу на родине и гастроли. Музыканты успевали выучить новые композиции и записать их, а дирижер беспрестанно творил.
Мориа был счастлив в любви. Его жена Ирэн разделяла мировоззрение мужа. В семье не было детей, но это не огорчало Мориа. Супруга сопровождала дирижера в гастрольных турах и путешествиях.
История любви семьи Мориа романтична: пара была неразлучна. Ее обходили стороной интриги, подозрения в неверности, случайные романы. Поль верил, что причиной удачному союзу было то, что возлюбленные отличались характерами. Ирэн работала учителем и любила эту профессию, но по просьбе мужа оставила школу и сопровождала его повсюду. Карьера Поля вышла на первый план.
Ирэн Мориа похоронила супруга в 2006 году. Она хранила молчание, не освещая в прессе свои переживания об утрате любимого мужа.
Смерть
Дирижер скончался на юге Франции, в провинциальном городе Перпиньян. Он не дожил 4 месяца до 82 лет. Причиной смерти стала лейкемия. Музыкант страдал от болезни, и она взяла верх. Его похоронили на кладбище в тихом Перпиньяне.
В 2010 году Ирэн Мориа выступила в прессе с заявлением о том, что «Оркестра Поля Мориа» больше не существует и коллективы, примеряющее на себя это имя, являются самозванцами. Бессмертные композиции Мориа сегодня можно услышать в записи и в исполнении других музыкальных коллективов.
Музыка Поля Мориа до сих пор привлекает новых поклонников. Альбомы по-прежнему раскупаются. Наиболее востребованы из них пластинки под названием: «Memories of Russia», «Rhytm and Blues», «A Taste of Paul Mauriat». В Интернет выложены фото и клипы с выступлений Мориа и его музыкального коллектива.
В России музыкальные композиции аранжировщика и дирижера запомнились по передачам «Кинопанорама» и «В мире животных», прогнозу погоды и советскому мультику «Ну, погоди!».
Произведения
- 1967 — «Puppet on a String»
- 1968 — «L'amour est bleu»
- 1968 — «Love in Every Room»
- 1968 — «San Francisco»
- 1969 — «Chitty Chitty Bang Bang»
- 1969 — «Hey Jude»
- 1970 — «Je T'aime Moi Non Plus»
- 1970 — «Gone Is Love»
- 1972 — «Apres Toi (Come What May)»
- 1972 — «Taka Takata»